План-конспект урока
по географии
в 7 классе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы с. Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области
на тему «Индия»
Разработал: Червякова Татьяна Николаевна
ФИО
Севрюкаево, 2017
Технологическая карта урока географии 7 класс Червякова Т.Н.
Тема урока | Индия. Место на карте, в мире. | ||
Дата проведения | 22.05.2018 | ||
Тип урока | Комбинированный. | ||
Технологии урока | Личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, игрового обучения, | ||
Цель урока | Продолжить формирование знаний о многообразии стран мира. | ||
Задачи урока | 1. Раскрыть особенности географического положения Индии; 2. Сформировать представление о месте Индии в мире; 3. Сформировать знания о населении Индии: его происхождении, занятиях и образе жизни, крупнейших городах. | ||
Образовательные | Учебник «География». 7 класс: / (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.).- 2-е изд.- М.: Просвещение. 2015. -256 с., рабочая тетрадь к учебнику, тренажер, политическая карта мира, географический словарь - справочник, презентация. https://znanija.com/task/2329340#readmore, | ||
План урока |
| ||
методы и формы | Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая | ||
Основные термины, понятия | Гималаи, Джомолунгма, Индостан, Ганг, Инд, Тар, тропический муссон, Индо-Гангская низменность, Декан, хинди, Колката, Мумбаи, Нью-Дели, касты. | ||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, проектор, атласы | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
формирование знаний и представлений о природе, населении и хозяйстве Индии, её месте в мире.
| Познавательные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами; 2) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; формирование опыта творческой, проектной деятельности. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией. | сохранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; выражение положительного отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности; формируют познавательный интерес к изучению природы, населения и хозяйства стран мира. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ход) УРОКА
Этапы урока
| Время время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия
| Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
1 мин
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изуча-емого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
| Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
| Фронтальная работа, индивидуальная
| Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. |
II.Сообщение темы, цели урока | 3 мин
| 1.Беседа, чтение стихотворения | 1.Послушайте стихотворение и определите, о какой стране идет речь. Индия. Вид с Эвереста На земле нет выше места, Вы бы сразу разглядели С высоты видны все храмы: Стул поставьте на вершину Запишите тему урока 2.Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? | 1.Слушают учителя и обсуждают тему урока.
Ответ: Индия
Записывают в тетради тему урока. 2.Обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Ответы учащихся: - Познакомиться с географическим положением, природой, населением Индии. | 1.Фронтальная работа, индивидуальная
2.Фронтальная работа.
| 1.Устный ответ
2.Устный ответ
|
III. Актуализация знаний |
6 мин
| 1.Беседа по вопросам и по карте
2.Работа по карте | 1. Вопросы: 1. Составьте словесную визитную карточку Китая.
| 1.Ученики отвечают на вопросы, пересказывая текст домашнего параграфа, высказывают свое мнение по предложенным вопросам, дополняют ответы друг друга.
Примерные ответы учащихся: 1.Официальное название: Китайская Народная Республика. Площадь: 9,6 млн км² (3-е место в мире). Самая многочисленная страна на Земле — численность населения Китая около 1,4 млрд человек.(1-е место в мире). Столица: Пекин.Крупнейшие горда: Шанхай, Чунцин, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Ухань, Нанкин.Крупнейшие реки: Хуанхэ и Янцзы. 2.Китайская народная республика имеет огромную территорию и весьма разнообразные формы рельефа на ней. 88% занимают горы и предгорья, среди которых особо выделяется самое обширное и высокое нагорье, "крыша мира" - Тибет, к которому примыкают высочайшие горные системы Гималаи, Куньлунь. На востоке страны - Великая Китайская равнина, сложенная преимущественно наносами реки Хуанхэ и ее притоков. 3. На побережье страны северо-востоке - юго-востоке размещены крупные городские агломерации, города, с мощным промышленным и добывающим производством, сельскохозяйственные угодья (выращивание риса, пшеницы, хлопчатника, чая, сахарной свеклы, разведение птицы), в западных частях страны на пастбищных угодьях разводят овец, свиней, крупный рогатый скот. 4. Почти каждый пятый житель планеты - гражданин Китая. Население страны удваивается примерно через 40-50 лет. Высокий уровень населения вызывает множество проблем. Поэтому с 70-х годов прошлого века в Китае проводится жесткая демографическая политика. В Китае высокий процент молодых людей, а также численность мужчин превышает численность женщин. Китай многонациональная страна. Помимо китайцев здесь проживают уйгуры, казахи, монголы, тибетцы и др. Жители разных частей Китая отличаются по внешним физическим признакам. Сложен и религиозный состав населения. Здесь исповедуют ислам, буддизм-ламаизм, есть христианство, шаманизм, но большинство верующих исповедуют даосизм и конфуцианство. Многие китайцы живут в городах-гигантах (Шанхай, Гуанчжоу, Пекин и др.) | 1.Фронтальная работа.
| 1.Устный ответ |
IV. Изучение нового материала
| 20 мин
| 1.Рассказ учителя
2.Работа с учебником и атласом, компьютером.
Физминутка.
3. Ответы учащихся, заполнение таблицы
| Индия - страна Южной Азии. Мы с вами отправляемся в экспедицию, для того, чтобы исследовать и изучить страну сказочных богатств - Индию. 1.Для изучения новой темы разделимся на группы: с помощью учебника параграф 57 и атласа стр.46-47 и 40-41нужно подготовить небольшие сообщения. Разделимся на группы исследователей по 3 человека: один капитан, другой матрос и третий юнга. Выбираете сами кто есть кто. 2.Учитель объясняет задание каждой группе. Подготовить ответы на вопросы и внести в таблицу. А так же 1-2 слайда по своим вопросам. 1.Географы-картографы о географическом положении Индии 1. С помощью атласа назовите полуостров, на котором расположена Индия и государства, с которыми она граничит. 2. Океан, море, залив, омывающий Индию. 2. Геологи 1. Рельеф ( горы, низменность, пустыня, плоскогорье) 2. Полезные ископаемые 3 Климатологи и метеорологи 1.Климат (климатический пояс и его особенности: температура осадки) 2.Реки Индии. 4.Биологи и экологи. 1. Природные зоны (животные и растения). 2. Экологическая обстановка (Вырубка лесов, истребление животных) 5. Этнографы о странах и городах. 1. Численность населения, языки и религии. Занятия населения. 2. Промышленность и сельское хозяйство. Крупные города - Как мы оценим эту группу учёных? Капитан получает жетон соответствующего цвета, и оценит свою группу исследователей, кто ему помог, а кто просто сидел.
3.И так, начинаем рассказ об Индии и показ слайдов.
|
1.Разбиваются на группы, выбирают роли.
2.Работают с учебником, атласом. Делают собственные выводы.
Выполняют физминутку 3.Когда представитель от каждой исследовательской группы рассказывает, все остальные заполняют «Лист исследований» (таблички). Приложение 1. |
1. Групповая работа.
2.Групповая работа.
3.Индивидуальная
|
1.Наблюдение учителя за работой учащихся
2.Устные ответы
3.Устный ответ Письменная работа |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного |
6 мин | Работа в контурных картах. | Результат наших исследований мы закрепим на практике Учитель: Следующее задание. Письменно выполнить задания с помощью атласа на контурной карте: 1 задание: границы Индии? 2 задание: государства с, которыми граничит Индия 3 задание: залив и океан, омывающий Индию 4 задание: формы рельефа, которые находятся на территории этого государства, полезные ископаемые. 5. задание: название крупнейших рек. Учитель: Проверка работы в контурных картах. Учитель сам оценивает учащихся. | Работают с атласами и с контурной картой
| Индивидуальная работа | Письменные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия |
3 мин
| Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. | Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему? Попробуйте оценить свою работу на уроке. Выставление оценок ученикам. | Да, выполнили. Отвечают на вопросы. Рассуждения учеников.
Оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа |
|
Домашнее задание |
1 мин | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | 1.Изучить § 57. 2.Ответить на вопросы и выполнить задания 1-6 на с.239 учебника. 3.Выполнить задание 7 или 8 на с.239 учебника (по выбору). 4. Составить синквейн по теме (по желанию). (Приложение 2) | Записывают домашнее | индивидуальная работа дома |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Лист исследования» Индии (план характеристика )
Вопросы | Ответы учащихся |
1.Географическое положение |
|
- в какой части материка расположена Индия | Индия расположена в Южной Азии, в основном, на территории полуострова Индостан. Омывается водами Индийского океана. |
- с какими странами граничит | Соседями Индии являются: Пакистан, Китай, Непал, Бутан, Бангладеш, Мьянма и Афганистан. Морские границы страны проходят по соседству с Мальдивами, Шри-Ланкой и Индонезией. |
- как называется столица | Столица Индии - город Нью-Дели. |
2. Особенности рельефа: - общий характер поверхности | Центральную часть страны занимает плоскогорье Декан, западная часть которого переходит в Западные Гаты, а восточная - в Восточные Гаты. По северной и северо-восточной части страны проходят горы Гималаи. |
- основные формы рельефа и распределение высот | Рельеф Индии очень разнообразен - от равнин на Юге Индии, до ледников на Севере, в Гималаях, и от пустынных районов Запада, до тропических лесов на Востоке. Высота над уровнем моря варьируется от 0 до 8598 метров. Высшая точка - гора Капчспюпга. |
- Полезные ископаемые страны | В Индии есть запасы железной руды, каменного угля, нефти. Также Индия занимает ведущее место в мире по добыче слюды. На ее долю приходится около половины мирового рынка ограненных алмазов. Индия — космическая и ядерная держава. |
3. Климатические условия в разных частях страны: - климатические пояса | Основная часть Индии расположена в субэкваториальном климатическом поясе, который характеризуется высокими температурами и повышенной влажностью. |
- средние температуры июля и января | Летом в Индии очень жарко, температура может доходить до 40-45°С, а зимой снег выпадает только в отдельных регионах и очень редко. Поверхностные воды океанов в течение всего года имеют температуру около 25 град.С, соленость, близкую к норме. |
- годовое количество осадков | С севера Индии защищена высокими Гималаями. Осадки по территории распределяются неравномерно. В Индии находится самое влажное место на Земле, где за год выпадает самое большое количество осадков - это Черрапунджи на склонах плато Шиллонг. Самые сухие места - в центре страны. |
- Различия по территории и по сезонам | три основных сезона: зимний (октябрь — февраль), летний (март — июнь) и сезон дождей (июнь — сентябрь). |
4.Крупные реки и озера.
| Река Ганг, приток Ганга – река Брахмапутра. Крупных озёр в пределах Индии нет. |
5.Природные зоны и их основные особенности. | В Индии несколько природных зон: зона субэкваториальных лесов (труднопроходимые влажные леса, где растут финики, пальмы, бамбуки), зона влажных мусонных лесов (преобладают лианы, тик, сандал), зона редколесий и саванн (типичны акации, злаки). Типичные представители фауны Индии - индийский слон, обезьяны, бенгальский тигр (редкий вид, находится под охраной), множество змей, птиц. |
6. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
| Современная Индия – многонациональная страна, населенная народами, различающимися по внешнему облику, языку и обычаям. Основная часть жителей занимается сельским хозяйством, выращивая рис, тростник, хлопок, чай. |
7. Памятники природы и культуры
| Национальные парки Нанда-Деви и «Долина цветов», озеро Лонар, водопад Нохкайликай, Тадж-Махал, Мавзолей Хумаюна, |
8.Экологические проблемы | Перенаселение, обезлесивание, опустынивание почв, уменьшение количества или исчезновение некоторых видов растений и животных, загрязнение атмосферы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Прием синквейн.
Индия
Сельскохозяйственная, многонациональная
Расположена, создала, выращивает
По объему выпускаемой продукции вышла на пятое место в мире
Индия – один из очагов древней цивилизации
Индия
Удивительная, контрастная
Имеет, сохранила, выращивает
С Россией её традиционно связывают дружеские отношения
Индия – один из очагов древней цивилизации