Урок «Формирование и диагностика читательской грамотности
обучающихся 7-8 классов на уроках литературы» с применением ТРКМ.
Пуртова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Ханты-Мансийск
Цель: оценка читательских умений обучающихся на основе информационных блоков (художественные тексты).
Задачи:
- формировать у обучающихся способность извлекать из текстов полезную информацию;
- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в самостоятельном чтении.
Задания по работе с текстами проверяют следующие умения: общая ориентация в тексте, понимание текста, применение информации из текстов в учебных задачах.
Для формирования читательской грамотности обучающихся применяю технологию развития критического мышления (далее – ТРКМ), которая активизирует их деятельность на уроках, учит умению формировать и обосновывать свою точку зрения, анализировать и создавать собственные суждения и позволяет раскрыть потенциал каждому обучающемуся.
В качестве примера предлагаю урок литературы, на котором реализуются основные этапы ТРКМ, способствующие формированию основных читательских умений.
Модель урока, построенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: вызова, осмысления и рефлексии.
Вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Базовая модель задает определенную логику построения урока, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Это также позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере данной технологии, основные положения которой представлены в таблице.
Стадии ТРКМ | Цель | Основные методические приемы |
Вызов (пробуждение) | *Настрой на достижение цели. *Мотивация на работу. *Актуализация имеющихся знаний. *Анализ своего мнения по различным вопросам. *Получение новой информации. | *Инвентаризация. *Ассоциации. *Верите ли вы? *Ключевые слова. *Тонкие и толстые вопросы. *Кластеры. *Таблица (вопросительные слова). *Синквейны, диаманты. *Ромашка Блума. *Бортовой журнал. *Таблица «Верное – Неверное утверждение». |
Реализация смысла (осмысление содержания) | *Активное конструирование новой информации. *Установление связи между ранее усвоенным и новым материалом. *Корректировка поставленных целей. *Непосредственная работа с текстом (парная, групповая). | *Инсерт (чтение с маркировкой). *Таблица «Знаю – Хочу Знать – Узнал». *Зигзаг. *Эффективная лекция. *Поиск в тексте ответов на вопросы. *«Да» - «Нет».
|
Рефлексия (размышление) | *Анализ пройденного процесса усвоения нового содержания. *Размышления, рождение новых знаний. *Постановка новых учебных целей. *Оценка себя и своих товарищей, проделанной работы. *Интерпретация, творческая переработка информации. | *Интерпретация изученной информации. *Ответы на вопросы. *Заполнение кластеров. * Синквейны, диаманты. *Проверка и обсуждение записей в таблице. *Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. |
Задание: прочитайте тексты № 1 и № 2 и выполните задания 1-9; С1-С3.
Текст №1.
Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни…- говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!.. Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот, она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин.
А Солодовкин все еще достаёт под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах - в калошах, грызет подсолнушки.
Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину - «ну-ка, продай для воли!». Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «для общего удовольствия пускай!» Василь Василич по-своему пускает - из пригоршни.
(И.С. Шмелев «Лето Господне»)
Текст №2.
А.С. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать! 1823 г.
Прием «Зигзаг» (осмысление содержания)
Класс делится на несколько рабочих групп, каждая группа получает один и тот же текст и читает его. Группе предлагается несколько вопросов по данному тексту. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы по количеству вопросов. В экспертной группе текст еще раз читается, идет поиск ответа на заданный вопрос. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы, потом ответы озвучиваются для всего класса.
Какое высказывание соответствует теме текста № 1?
Этот текст о (об)…
1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, их радостном пении;
4) разных способах выпускать птичек на волю.
(Ответ: 1).
2. Используя приведенные утверждения, восстановите последовательность событий в тексте № 1.
А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.
Ответ нужно записать в таблицу, указав буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | Г | В | А | Д |
3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?
1. Был богат и ни в чем не нуждался.
2. Хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю.
3. Считал, что не все можно купить за деньги.
4. Василь-Василич был его приятелем.
(Ответ: 3).
4. В каком предложении употреблено устаревшее слов, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?
1. Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках.
2. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.
3. В руке Солодовкина я вижу птичку.
4. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.
(Ответ: 2).
5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?
1. Мешало яркое весеннее солнце.
2. Птичка была слишком мала.
3. Мальчик отвлек приход взрослых.
4. Мальчик был очень взволнован.
(Ответ: 4).
6. С какой целью в тексте №1 автор изображает множество персонажей из разных социальных и возрастных групп, выпускающих птиц?
1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.
2. У Солодовкина было много знакомых, каждый должен был поучаствовать в данном событии.
3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.
4. Это указывает на доброту хозяина птиц.
(Ответ: 3).
7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» (текст №2)?
1) давно увлекаюсь;
2) соблюдаю с почтением;
3) интересуюсь старинным обычаем;
4) восхищаюсь красотой русской природы.
(Ответ: 2).
8. Для каждого текста определите душевное состояние героя:
1. Самодовольное восхищение своим поступком.
2. Грусть, задумчивость, удовлетворение.
3. Счастье, радость, восторг.
Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевого состояния героя данного текста.
Текст № 1 | Текст № 2 |
3 | 2 |
9. Какие высказывания точнее всего отражают основную мысль стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»?
1. Известный пушкинист Т.Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А.С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, … выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».
2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и прочее» («Литературные листки», 1823, №2).
3. Некоторые исследователи творчества А.С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.
(Ответ: 1, 3).
Можно предложить обучающимся выполнить задания 1, 3-5, используя прием «Верные-Неверные утверждения»: они записывают в таблицу примеры утверждений, подготовленные учителем, а затем устанавливают, на свой взгляд, верные ли эти утверждения (или в целях экономии времени учитель заранее готовит таблицы и раздает обучающимся). Если они соглашаются, то ставят в графе (+), если нет, то (-). После знакомства с текстом №1, они возвращаются к таблице и оценивают достоверность, используя полученную информацию и заполняя графу таблицы «После чтения текста».
Таблица «Верные – Неверные утверждения»
(стадии осмысления или рефлексии)
№ п/п | Утверждения | До | После |
чтения текста | |||
1. | Во двор въезжает пролетка? | - | + |
2. | Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку? |
|
|
3. | Денис выпускает птицу особым способом? |
|
|
4. | Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах? |
|
|
5. | Василь-Василич предлагает продать ему птицу? |
|
|
Можно предложить обучающимся на стадии рефлексии выполнить задание, используя прием «Тонкие и толстые вопросы»: «тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
*К какому жанру относится «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? (Стихотворение). | *Что означает фраза «садовая голова»? |
*Как звали кучера? (Антип) | *Что такое гривенник, пригоршня? |
Задания с развернутым ответом.
С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А.С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите 2-3 предложениями.
С2. Сравните тексты №1 и №2. Укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты отличаются.
С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту №1 и найдите ошибки, которые он допустил:
«В книге «Лето Господне» Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А.С. Пушкина «Птичка».
По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию».
Запишите предложения, в которых найдены ошибки, в исправленном виде.
Указания к оцениванию развернутых ответов.
С1
Элементы содержания верного ответа | Баллы |
Приведены оба элемента верного ответа. 1. Объяснена метафора (природа и люди переживают состояние радости, испытывают праздничные, светлые чувства и от возрождения всего живого в весеннюю пору, и от того, что даруют свободу птицам, которые был в неволе). 2. Ответ записан в виде текста из 2-3 предложений. | 2 |
Метафора объяснена, но в тексте отсутствует связность, логичность, последовательность. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа или ответ отсутствует. | 0 |
С2
Элементы содержания верного ответа | Баллы |
Приведены сравнения по четырем основаниям. Автор произведения, название, проза/поэзия, жанр, лирический герой/рассказчик, количество действующих лиц, чувства (настроение) героя. | 2 |
Приведены сравнения по трем основаниям. | 1 |
Приведены сравнения по двум и менее основаниям или ответ отсутствует. | 0 |
С3
Элементы содержания верного ответа | Баллы |
Ответ, в котором исправлены обе ошибки. Ошибки допущены в имени Шмелева и в указании стихотворения А.С.Пушкина «Птичка». Примерный ответ: «В книге «Лето Господне» И.Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихов о птицах». | 1 |
Приведен ответ, в котором исправлена одна ошибка или нет ответа. | 0 |
На стадии рефлексии составляется синквейн (по текстам №1 и №2).
ПТИЧКА
серенькая, тепленькая
поет, порхает, улетает
«Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»
творенье
Критерии оценивания всей диагностической работы.
Оценки | Баллы |
«5» | 17-19 |
«4» | 14-16 |
«3» | 10-13 |
«2» | 0-9 |
Рекомендации для совершенствования читательской грамотности обучающихся.
Использовать задания, для выполнения которых в большей степени нужно интерпретировать, преобразовывать, оценивать информацию.
Включать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников.
Для формирования устойчивого интереса к чтению организовывать работу на уроках с применением ТРКМ.
Использовать тексты различных видов (схемы, таблицы, графики), учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения).