«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок «Формирование и диагностика читательской грамотности обучающихся 7-8 классов на уроках литературы» с применением ТРКМ

Для формирования читательской грамотности обучающихся применяю технологию развития критического мышления (далее – ТРКМ), которая активизирует их деятельность на уроках, учит умению формировать и обосновывать свою точку зрения, анализировать и создавать собственные суждения и позволяет раскрыть потенциал каждому обучающемуся.

В качестве примера предлагаю урок литературы, на котором реализуются основные этапы ТРКМ, способствующие формированию основных читательских умений.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок «Формирование и диагностика читательской грамотности

обучающихся 7-8 классов на уроках литературы» с применением ТРКМ.


Пуртова Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

г. Ханты-Мансийск


Цель: оценка читательских умений обучающихся на основе информационных блоков (художественные тексты).

Задачи:

- формировать у обучающихся способность извлекать из текстов полезную информацию;

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в самостоятельном чтении.

Задания по работе с текстами проверяют следующие умения: общая ориентация в тексте, понимание текста, применение информации из текстов в учебных задачах.

Для формирования читательской грамотности обучающихся применяю технологию развития критического мышления (далее – ТРКМ), которая активизирует их деятельность на уроках, учит умению формировать и обосновывать свою точку зрения, анализировать и создавать собственные суждения и позволяет раскрыть потенциал каждому обучающемуся.

В качестве примера предлагаю урок литературы, на котором реализуются основные этапы ТРКМ, способствующие формированию основных читательских умений.

Модель урока, построенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: вызова, осмысления и рефлексии.

Вызов реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Базовая модель задает определенную логику построения урока, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.

Это также позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере данной технологии, основные положения которой представлены в таблице.

Стадии ТРКМ

Цель

Основные

методические приемы

Вызов

(пробуждение)

*Настрой на достижение цели.

*Мотивация на работу.

*Актуализация имеющихся знаний.

*Анализ своего мнения по различным вопросам.

*Получение новой информации.

*Инвентаризация.

*Ассоциации.

*Верите ли вы?

*Ключевые слова.

*Тонкие и толстые вопросы.

*Кластеры.

*Таблица (вопросительные слова).

*Синквейны, диаманты.

*Ромашка Блума.

*Бортовой журнал.

*Таблица «Верное – Неверное утверждение».

Реализация смысла

(осмысление содержания)

*Активное конструирование новой информации.

*Установление связи между ранее усвоенным и новым материалом.

*Корректировка поставленных целей.

*Непосредственная работа с текстом (парная, групповая).

*Инсерт (чтение с маркировкой).

*Таблица «Знаю – Хочу Знать – Узнал».

*Зигзаг.

*Эффективная лекция.

*Поиск в тексте ответов на вопросы.

*«Да» - «Нет».


Рефлексия

(размышление)

*Анализ пройденного процесса усвоения нового содержания.

*Размышления, рождение новых знаний.

*Постановка новых учебных целей.

*Оценка себя и своих товарищей, проделанной работы.

*Интерпретация, творческая переработка информации.

*Интерпретация изученной информации.

*Ответы на вопросы.

*Заполнение кластеров.

* Синквейны, диаманты.

*Проверка и обсуждение записей в таблице.

*Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.


Задание: прочитайте тексты № 1 и № 2 и выполните задания 1-9; С1-С3.

Текст №1.

Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.

- Бери в руку. Держи - не мни…- говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!.. Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот, она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин.

А Солодовкин все еще достаёт под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах - в калошах, грызет подсолнушки.

Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину - «ну-ка, продай для воли!». Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «для общего удовольствия пускай!» Василь Василич по-своему пускает - из пригоршни.

(И.С. Шмелев «Лето Господне»)

Текст №2.

А.С. Пушкин

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!                                                  1823 г.
Прием «Зигзаг» (осмысление содержания)

Класс делится на несколько рабочих групп, каждая группа получает один и тот же текст и читает его. Группе предлагается несколько вопросов по данному тексту. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы по количеству вопросов. В экспертной группе текст еще раз читается, идет поиск ответа на заданный вопрос. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы, потом ответы озвучиваются для всего класса.

  1. Какое высказывание соответствует теме текста № 1?

Этот текст о (об)…

1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;

2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;

3) полете птиц, выпущенных на волю, их радостном пении;

4) разных способах выпускать птичек на волю.

(Ответ: 1).

2. Используя приведенные утверждения, восстановите последовательность событий в тексте № 1.

А. Во двор въезжает пролетка.

Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.

В. Денис выпускает птицу особым способом.

Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.

Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Ответ нужно записать в таблицу, указав буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

Б

Г

В

А

Д


3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

1. Был богат и ни в чем не нуждался.

2. Хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю.

3. Считал, что не все можно купить за деньги.

4. Василь-Василич был его приятелем.

(Ответ: 3).

4. В каком предложении употреблено устаревшее слов, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?

1. Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках.

2. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.

3. В руке Солодовкина я вижу птичку.

4. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.

(Ответ: 2).

5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?

1. Мешало яркое весеннее солнце.

2. Птичка была слишком мала.

3. Мальчик отвлек приход взрослых.

4. Мальчик был очень взволнован.

(Ответ: 4).

6. С какой целью в тексте №1 автор изображает множество персонажей из разных социальных и возрастных групп, выпускающих птиц?

1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.

2. У Солодовкина было много знакомых, каждый должен был поучаствовать в данном событии.

3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.

4. Это указывает на доброту хозяина птиц.

(Ответ: 3).

7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» (текст №2)?

1) давно увлекаюсь;

2) соблюдаю с почтением;

3) интересуюсь старинным обычаем;

4) восхищаюсь красотой русской природы.

(Ответ: 2).

8. Для каждого текста определите душевное состояние героя:

1. Самодовольное восхищение своим поступком.

2. Грусть, задумчивость, удовлетворение.

3. Счастье, радость, восторг.

Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевого состояния героя данного текста.

Текст № 1

Текст № 2

3

2

9. Какие высказывания точнее всего отражают основную мысль стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»?

1. Известный пушкинист Т.Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А.С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, … выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».

2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и прочее» («Литературные листки», 1823, №2).

3. Некоторые исследователи творчества А.С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.

(Ответ: 1, 3).

Можно предложить обучающимся выполнить задания 1, 3-5, используя прием «Верные-Неверные утверждения»: они записывают в таблицу примеры утверждений, подготовленные учителем, а затем устанавливают, на свой взгляд, верные ли эти утверждения (или в целях экономии времени учитель заранее готовит таблицы и раздает обучающимся). Если они соглашаются, то ставят в графе (+), если нет, то (-). После знакомства с текстом №1, они возвращаются к таблице и оценивают достоверность, используя полученную информацию и заполняя графу таблицы «После чтения текста».

Таблица «Верные – Неверные утверждения»

(стадии осмысления или рефлексии)


п/п

Утверждения

До

После

чтения текста

1.

Во двор въезжает пролетка?

-

+

2.

Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку?



3.

Денис выпускает птицу особым способом?



4.

Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах?



5.

Василь-Василич предлагает продать ему птицу?




Можно предложить обучающимся на стадии рефлексии выполнить задание, используя прием «Тонкие и толстые вопросы»: «тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

*К какому жанру относится «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? (Стихотворение).

*Что означает фраза «садовая голова»?

*Как звали кучера? (Антип)

*Что такое гривенник, пригоршня?


Задания с развернутым ответом.

С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А.С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите 2-3 предложениями.

С2. Сравните тексты №1 и №2. Укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты отличаются.

С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту №1 и найдите ошибки, которые он допустил:

«В книге «Лето Господне» Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А.С. Пушкина «Птичка».

По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию».

Запишите предложения, в которых найдены ошибки, в исправленном виде.

Указания к оцениванию развернутых ответов.

С1

Элементы содержания верного ответа

Баллы

Приведены оба элемента верного ответа.

1. Объяснена метафора (природа и люди переживают состояние радости, испытывают праздничные, светлые чувства и от возрождения всего живого в весеннюю пору, и от того, что даруют свободу птицам, которые был в неволе).

2. Ответ записан в виде текста из 2-3 предложений.

2

Метафора объяснена, но в тексте отсутствует связность, логичность, последовательность.

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или ответ отсутствует.

0


С2

Элементы содержания верного ответа

Баллы

Приведены сравнения по четырем основаниям.

Автор произведения, название, проза/поэзия, жанр, лирический герой/рассказчик, количество действующих лиц, чувства (настроение) героя.

2

Приведены сравнения по трем основаниям.

1

Приведены сравнения по двум и менее основаниям или ответ отсутствует.

0


С3

Элементы содержания верного ответа

Баллы

Ответ, в котором исправлены обе ошибки.

Ошибки допущены в имени Шмелева и в указании стихотворения А.С.Пушкина «Птичка». Примерный ответ: «В книге «Лето Господне» И.Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихов о птицах».

1

Приведен ответ, в котором исправлена одна ошибка или нет ответа.

0


На стадии рефлексии составляется синквейн (по текстам №1 и №2).

ПТИЧКА

серенькая, тепленькая

поет, порхает, улетает

«Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»

творенье

Критерии оценивания всей диагностической работы.

Оценки

Баллы

«5»

17-19

«4»

14-16

«3»

10-13

«2»

0-9


Рекомендации для совершенствования читательской грамотности обучающихся.

  1. Использовать задания, для выполнения которых в большей степени нужно интерпретировать, преобразовывать, оценивать информацию.

  2. Включать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников.

  3. Для формирования устойчивого интереса к чтению организовывать работу на уроках с применением ТРКМ.

  4. Использовать тексты различных видов (схемы, таблицы, графики), учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее