«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок-экскурсия "Донецк культурный"

Цель классного часа - формировать у учащихся интерес к культурной истории родного города; способствовать формированию гражданской позиции, усвоить слова по теме; развивать стремление быть сознательным гражданином ДНР, ее патриотом; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к родному городу, гордость за свой город, интерес к его истории и культуре.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Жадановская Наталья Владимировна

учитель начальных классов,

квалификационная категория

«специалист высшей категории»,

педагогическое звание «старший учитель»,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 119 города Донецка»


Классный час

3 класс

Тема. Виртуальная экскурсия «Донецк культурный»

Цели: формировать у учащихся интерес к культурной истории родного города; способствовать формированию гражданской позиции, усвоить слова по теме; развивать стремление быть сознательным гражданином ДНР, ее патриотом; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к родному городу, гордость за свой город, интерес к его истории и культуре.

Оборудование: презентация, экран, проектор, фотографии с видами Донецка, фотографии детей в парке кованых фигур, цветные карандаши, ноутбук, магнитофон, раздаточный материал – картинки-раскраски «Букет роз», микрофон.

Тип урока: урок-экскурсия

Ход урока

І. Организационный момент

– Родина! Великое слово... Но для каждого оно начинается в том месте, в том доме, где он родился. Для нас с вами – в Донбассе.

II. Актуализация опорных знаний

– Дорогие дети! Красочная зима встречает нас чередой прекрасных праздников. И сегодня, в последний день четверти, в преддверии Нового года мы отправимся путешествовать по родному городу. А для того, чтобы узнать, каким видом транспорта мы будем путешествовать, надо отгадать загадку.

Пассажиров он катает

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляет

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

(Автобус)

IIІ. Сообщение темы урока

Прошу занять свои места, мы отправляемся в путешествие по родному городу. Посетим исторические места города, посмотрим памятники культуры, побываем в культурных центрах нашей прекрасной столицы.

IV. Основная часть урока

  1. Отправление экскурсии

– Итак, дорогие жители и гости столицы, наша экскурсия начинается. И я хочу начать ее с признания в любви родному городу стихотворением В.Шутова.

Может где-то на планете

Есть и лучше города.

Только мне в Донецке светит

Солнце щедрое всегда!

И сияет озаренный

Ярким золотом лучей

Город синих терриконов,

Город звонких тополей!

  • Наш маршрут начинается в Буденновском районе, и я хочу немного рассказать вам об его истории. Наш район самый молодой в городе. Основали его в 1980 году. История Буденновского района начиналась с жизни поселка железнодорожной станции Мушкетово, который в 20-е годы прошлого столетия состоял из нескольких небольших улочек. Они вели к железнодорожному узлу. Сам железнодорожный узел был создан в 1888 году и назван в честь выдающегося геолога И.В. Мушкетова, который изучал эти места в поисках каменного угля.

– А какие еще бывают «сокровища Донецкого края» вы узнаете, если разгадаете загадки.

Загадка 1

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет. (Каменный уголь)

Загадка 2

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкуснее во сто крат! (Каменная соль)

Загадка 3

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки.

Растворяется легко:

Попадет комочек в речку,

Утечет, как молоко. (Мел)

Загадка 4

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная руда)

Загадка 5

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

  1. Краеведческий музей

– Первая наша остановка – «Краеведческий музей». (Рассказ учителя сопровождается презентацией с видами музея и его экспонатов)

Создан он был 17 сентября 1924 года. Инициатором создания музея был преподаватель географии Донецкого горного техникума А.А.Ольшанченко.

За год его посетили 1902 человека. Фонды музея к тому времени составляли около 2000 экспонатов.

Музей сильно пострадал в годы оккупации Донецка и потерял большую часть коллекций. Часть документов и фотографий была эвакуирована и спасена.

В наше время в фондах музея находится более 120 тысяч экспонатов. В них много коллекций.

В коллекции хранятся гербарии редких растений Донецкой области; отпечатки ископаемых растений; останки мамонта, шерстистого носорога, бизонов; образцы каменных деревьев.

Давайте пройдемся по залам и рассмотрим ближе скелет мамонта, экспозицию диких животных, предметы быта и орудия труда людей, живших много тысячелетий тому назад. Не забывайте, что в музее ничего нельзя трогать руками.

В следующем зале мы можем видеть предметы быта 18-19 веков.

Отдельный зал посвящен истории нашей футбольной команды. Как она называется? Конечно, «Шахтер».

Всего в музее имеется 24 зала. Ежегодно музей проводит 40 выставок, каждый год, его посещает более 200 000 посетителей. И мы с вами тоже оставим свою запись в книге отзывов (Дети рассказывают стихотворение Майи Литинской «Мой Донецк»)

Родился в донецких степях

Мой город заводов и шахт,

Каштанов, берез, тополей,

Красивых и гордых людей.


Люблю я тебя, мой Донецк.

Ты жизни и счастья творец,

Мой город мечтаний и грез,

Мой город тюльпанов и роз.


Тебя на дорогах войны

Бомбили, взрывали и жгли.

И в шахты бросали людей,

За проволоку лагерей.


Родился в донецких степях

Мой город заводов и шахт,

Каштанов, берез, тополей,

Красивых и гордых людей.


Тебя перепутья времен

Не сломят – ты в жизнь влюблен!

Воспрянув от боли и слёз,

Вновь станешь ты городом роз.

  1. Парк кованых фигур

– Наша экскурсия продолжается, и следующая остановка «Парк кованых фигур». Одевайтесь теплее и идем путешествовать по парку.

С уверенностью можно сказать, что это самый необычный парк в Донецке. Здесь в тени деревьев расположились творения кузнецов со всего мира. Разнообразные фигуры радуют посетителей своей красотой и изящностью.

Традиции кузнечного мастерства в Донецке были заложены победителем Всемирной промышленной выставки в Париже (1900), который совместно с рабочими металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства» создал знаменитую пальму.

– Кто создал знаменитую пальму? (Мерцалов)

История же Парка кованых фигур ведет свой отсчет с 2001 года, когда был организован Фестиваль кузнечного искусства, лучшие работы которого и составили первые одиннадцать экспонатов.

Первый экспонат парка кованых фигур – Букет роз, как символ Донецка, стал и символом парка, уникальная коллекция которого за десять лет достигла 139 произведений искусства. Здесь мы можем погулять на аллее арок. В детском уголке на Аллее сказок нас встречают Дюймовочка и Пиноккио, Муха Цокотуха и Колобок… Они словно сошли со страниц давно забытых старых книг такие родные и любимые, чтобы нести веру, что все обязательно будет хорошо как конец их сказки. Аллея мистики и суеверий стала настоящим украшением парка – сказкой для взрослых и детворы, воплотившейся в жизнь – такие знакомые по народному фольклору Баба-Яга с черным котом на правом плече и водяной среди болотной трясины.

Давайте погуляем в этом парке, рассмотрим экспонаты поближе (на экране появляются фотографии детей класса в парке кованых фигур).

  1. Драматический театр

– А дальше наша экскурсия будет пешеходной. Погода прекрасная, и мы прогуляемся по главной улице Донецка – улице Артема. Обратите внимание на главную городскую библиотеку – библиотеку им. Н.К.Крупской. Она открыта в 1926 году. Сегодня это современный культурный, образовательный, научно-информационный центр области. Его фонд – более 2 млн. экземпляров книг и документов. Когда вы подрастете, то сможете посещать библиотеку и прочитать самые интересные книги. Давайте вспомним правила посещения библиотеки.

Далее мы проходим возле Донецкого академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. Это наш донецкий «соловей», наш земляк, житель Буденновского района.

А вот и Донецкий академический музыкально-драматический театр. Открытие первого театрального сезона состоялось в 1933 году. Сегодня в репертуаре театра более 40 постановок по произведениям отечественных и зарубежных авторов. В наш театр постоянно приезжают с гастролями артисты других театров. Вот и в данный момент там идет репетиция артистов английского театра. Давайте послушаем их выступление. (Слайд с выступлением в коронах)

O, my love is like a red, red rose,

That is newly sprung in June.

O, my love is like the melody,

That is sweetly played in tune.


As fair are you, my lovely lass,

So deep in love am I,

And I will love you still, my Dear,

Till all the seas go dry.

Till all the seas go dry, my Dear,

And the rocks melt with the sun!

O, I will love you still, my Dear,

While the sands of life shall run.


And fare you well, my only Love,

And fare you well a while!

And I will come again, my Love,

Although it were ten thousand mile!

– Какое красивое стихотворение. А вот интересно, понравился ли им Донецк? Давайте спросим их об этом. (Один ученик берет у артистов интервью)

Ученик: Good morning! Did you like our city Donetsk? (Доброе утро! Вам понравился наш город Донецк?)

Первый артист: Good morning! Yes, of course. Donetsk is a wonderful city! (Доброе утро! Да, конечно. Донецк – прекрасный город).

Ученик: Were you on excursions? What have you remember edmos to fall? (Были вы на экскурсиях? Что запомнили больше всего?)

Второй артист: Yes, we were. There are many places of interest in Donetsk. There are 3 theatres and two museums in the city: Donetsk Opera and Ballet House, Donetsk Museum of Fine Arts are among them. (Да. В Донецке много достопримечательностей. Есть 3 театра и два музея в городе, среди них Донецкий театр оперы и балета, Донецкий музей изобразительных искусств).

Третий артист: But we have remember ed the best stadiu mint he city, called Donbass Arena (Но мы запомнили самый лучший стадион в городе, который называется Донбасс Арена).

Ученик: How were you taken in our city? (Как Вас приняли в нашем городе?)

Четвертый артист: We were taken very well. People were very friendly. They helped us when we needed it. We had a lot of friends here. (Нас приняли очень хорошо. Люди были очень дружелюбными. Они помогали нам, когда это было необходимо. У нас появилось здесь много друзей).

– Поблагодарим артистов за прекрасные отзывы и отправимся дальше. Возвращаемся в наш автобус, устраиваемся поудобнее и отправляемся… А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали...

Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

  • Конечно, цирк. Итак, мы едем в цирк.

  1. Цирк «Космос»

– Цирк был открыт 26 августа 1969 года, в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летию г. Донецка. Современный Донецкий цирк – это уникальное сооружение самых современных линий на 1850 мест.

На арене Донецкого цирка не раз выступали представители прославленных артистических династий Дуровых, Филатовых, Запашных. Здесь работали корифеи циркового манежа – Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев. (Слайд с клоунами остается до конца выступления клоуна)

Вот и сейчас в цирке идет репетиция.

А вот и клоуны. (Выступление клоуна и его физминутка)

Клоун проводит физминутку

  1. Ботанический сад

– А мы с вами отправляемся в уникальный в своём роде донецкий Ботанический сад (площадь Сада составляет 270 га – первое место в Европе).

Город миллиона роз... Своему поэтическому названию Донецк во многом обязан ботаническому саду, расположенному на его территории. Популярен ботанический сад среди туристов. Ботанический сад входит в число самых посещаемых достопримечательностей Донецка. А посетители оранжерей (специальные сооружения для выращивания экзотических растений) отправляются в полное неожиданностей путешествие «вокруг света за несколько часов». Внимательные экскурсоводы поведают вам много интересного. Вот и сегодня мы отправляемся на экскурсию в оранжерею. (На экране появляются виды оранжерейных залов ботанического сада – учитель кратко рассказывает о некоторых видах растений)

Коллекция ботанического сада в Донецке насчитывает более 70 видов растений, которые находятся под защитой международных организаций по охране окружающей среды, а также около 90 видов, охраняемых на региональном уровне. Кроме того, на территории ботанического сада Донецка произрастает около 100 видов растений, занесенных в Красную Книгу.

Ботанический сад был награжден медалью по охране окружающей среды.

Как мы уже знаем, Донецк – это город миллиона роз. И у нас есть возможность сегодня побыть селекционерами – создать самые незабываемые розы. Возьмите карандаши и раскрасьте свои букеты.

(Дети раскрашивают раскраски с букетом роз, а на экране идет видеоклип на песню Олега Шаха «Песня о Донецке»).

V. Итог урока. Рефлексия

- Вот мы и закончили наше воображаемое путешествие по родному городу.

Сегодня вы узнали, как прекрасен наш город, какие интересные места мы посетили, узнали немного из истории создания культурных исторических и современных памятников. А что вы можете еще сказать о нашем городе?

(Ответы детей начинаются словами: «Я знаю…»)

- Но самое главное вы сейчас узнаете, что Указом Главы Донецкой Народной Республики Александра Владимировича Захарченко от 22.08.2017 года № 220 «О присвоении городу Донецку звания «Город-герой» нашему городу присвоено это почетное звание – Город-герой.

(Дети читают стихотворение «Донецк»)

ДОНЕЦК

Жизнь и время заставили

Славный город-боец

Вместо Юзовки, Сталино

Принять имя Донецк.


В передрягах, сраженьях,

Там, где враг лютовал,

Не вставал на колени,

В бой за правду вставал.


Сколько гроз над тобою,

Сколько бурь пронеслось,

Город с трудной судьбою,

Город пыли и роз!


– Правильно, наш город – это город роз. И пусть сегодня никто из наших гостей не уйдет от нас без подарка – подарите ваши букеты гостям. И я надеюсь, что Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю, а поэтому сможете сделать все для того, чтобы Донбасс и в дальнейшем расцветал и богател. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Так старайтесь учиться и жить так, чтобы вами гордилась Родина.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее