Тема: Единицы длины. Километр
Цели: познакомить с единицей длины — километром; дать представление об использовании новой единицы измерения на практике; развивать логическое мышление, умение творчески подходить к решению задач; совершенствовать навыки чтения, записи и сравнения многозначных чисел.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей длины — километром; научатся соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доели
(Два ученика получают геометрические фигуры: квадрат со стороной 8 см и прямоугольник со сторонами 4 см 5 мм и 2 см. Нужно измерить стороны фигур и вычислить их периметр и площадь.)
2. Устный счет
- Вычислите.
657 785 - 700 60 • 70
456 000 : 10 930 : 3
50 000 + 3000 + 500 + 4 450 : 50
6384 - 6000 90 000 : 300
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
- В каких единицах вы измеряли длины сторон? (В сантиметрах и миллиметрах.)
III. Самоопределение к деятельности
- Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.
79 034
790 340
709 043
7934
7903
730 430
790 034
7900
Ч
В
И
И
Н
Л
Е
Ы
Ответ: величины.
— Какие величины вы знаете? (Длина, время, объем, площадь.)
— Что общего у всех величин? (Из можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать.)
— В каких единицах измеряют время? (В часах, минутах, годах и т. д.)
— В каких единицах измеряют длину? (В миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, метрах.)
— Какая из названных единиц длины самая крупная? (Метр.)
— В каких единицах можно измерить длину пчелы, ручки, парты, комнаты?
— А какую единицу вы выберете для измерения длины города? (Все единицы измерения очень маленькие.)
— Что же делать? (Наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра.)
— Кто из вас знает, что это за единица? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой единицей длины, научиться пользоваться ею, узнать о соотношении ее с уже изученными единицами длины.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 36, как называется новая единица длины. (Километр.)
— Чему равен километр? (1000м.) (Учитель закрепляет на доске карточку.)
1 км = 1000 м
№148 (с. 36). (Устное выполнение.)
— Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Что измеряют в километрах? (Расстояние между городами, деревнями, от Земли до Луны и т. д.)
№149 (с. 36).
— Прочитайте.
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько метров в 1 км.)
— Сколько шагов нужно сделать мужчине? (Примерно 1000 шагов.)
№150 (с. 36).
— Прочитайте задание.
— Определите на глаз длину отрезков.
— Проверьте себя, проведите измерения.
— Запишите длины отрезков в виде неравенства. (АВ KM, 3 см 5см.)
№ 151 (с. 37).
— Прочитайте таблицу. Запишите ее в тетрадь.
— Ответьте на вопросы. (1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм, 1дм = 10мм . 10 = 100 мм; 1 м = 10 дм, 1м = 10 см-10 = 100 см;
1 м — 100 мм . 10 = 1000 мм, значит, 1 м в 1000 раз больше, чем 1мм.)
№152 (с. 37). (Коллективное выполнение по цепочке с объяснением.)
V. Физкультминутка
Мы считали и устали,
А сейчас мы дружно встали.
Ручками похлопали — раз, два, три.
Ножками потопали — раз, два, три.
Головкой покачали — раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
Никого мы не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять решать начнем.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 153 (с. 37).
— Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (В каком направлении двигались пешеходы.)
— Какие виды движения вы знаете? (Навстречу друг другу, в разные стороны, друг за другом.)
— Как движутся пешеходы на первом чертеже? (Навстречу друг другу.)
— Расстояние между ними увеличивается или уменьшается? (Уменьшается.)
— Сколько прошел первый пешеход? (140м.)
— А второй? (160м.)
— Чему равно расстояние между остановками? (/ км.)
— Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? (Перевести 1 км в метры: 1 км = 1000м.)
— Произошла ли встреча? (Нет.) (Далее следует дополнить чертеж.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.) Решение: 1000 - (160 + 140) = 700 (м).
Ответ: расстояние между пешеходами стало 600 м.
— Как движутся пешеходы на втором чертеже? (В разные стороны.)
— Расстояние между остановками изменится? А между пешеходами? Расстояние увеличивается или уменьшается? Дополните чертеж.
— Из чего состоит расстояние между пешеходами?
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.) 90
Величины
Решение: 1000 + (160 + 140) = 1300 (м).
Ответ: расстояние между пешеходами станет 1300 м, или 1 км 300 м.
- А теперь сравните решения первой и второй задач.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 37). Проверка.)
Ответ: 1560 м = 1 км 560 м.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С какой новой единицей длины вы познакомились сегодня на уроке?
- Сколько метров в 1 км?
- Какие виды задач мы повторили?
Домашнее задание
Учебник: №154 (с. 37). Рабочая тетрадь: № 28—30 (с. 24).
Дополнительный материал
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на 7 ладоней, а ладонь — на 4 пальца.
(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получается разное.)
Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см), в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов), в переводе с английского — нога; ярд — это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
— А кто знает, какие меры длины использовали на Руси? Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин. О локте мы уже
говорили. Маховая сажень (1,76 м) — расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) — расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского — локоть). Он равен 71 см. (Учитель может предложить вопросы и задания.)
— Измерьте длину парты в локтях, ладонях.
— Определите рост Дюймовочки в сантиметрах.
— Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?
— 7 футов под килем — это сколько метров?
(Для выполнения этих заданий удобно пользоваться записями.)
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см.
Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм.
Аршин = 71 см.
Вершок = 4 см 4 мм.
Дюйм = 2 см 5 мм.