Урок-дискуссия с использованием образовательной головоломки
(урок литературы по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”)
Группа обучающихся делится на две подгруппы, в каждой из которых выбирается один выступающий. Преподаватель сообщает о том, что существует мнение, согласно которому Родион Романович Раскольников совершает три преступления не случайно: убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну, Лизавету, “самого себя”, потому что в его имени фамилии и отчестве встречается три раза буква “Р”, которая зрительно напоминает топор, точнее – три топора. Так ли это? Обучающимся предлагается обсудить два противоположных вопроса: 1.Раскольников родился, чтобы радовать и радоваться? 2.Раскольников родился, чтобы рушить и “рубить”? Обучающиеся первой подгруппы вспоминают слова на букву “Р” с положительным значением, например: радость-радостный, разум-разумный, радуга-радужный, решение-решать, роды-род-родственный-родственник, ровесник, радоница, рождество, рождение… Вторая подгруппа подбирает слова на букву “Р” с отрицательным значением: резок-резкий, рубить, рушить, резать… После обсуждения подгрупп два выступающих делают выводы, отвечая на вопрос: “В чём предназначение Родиона Романовича Раскольникова? Он родился, чтобы радовать и радоваться или рушить и рубить?
(Идёт дискуссия, делаются выводы, подводятся итоги обсуждения).