Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро- Фоминская средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов
Сложение и вычитание рациональных дробей.
Урок обобщения и систематизации знаний (с применением ИКТ, игровой, парной и дифференцированной технологий)
Алгебра, 8 класс
Учитель математики Пономаренко Наталья Ивановна
«Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.» слайд 1
Лев Николаевич Толстой
Алгебра: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под ред. С.А.Теляковсого. – М.: Просвещение, 2016.
Цели урока: обобщить и систематизировать умения выполнять действия с рациональными дробями на «Сложение и вычитание рациональных дробей»; продолжить формирование умений и навыков сложения и вычитания рациональных дробей; развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях;
развивать самостоятельность в мышлении и в учебной деятельности; формировать познавательный интерес; формировать умения работать в паре, в группе; развивать коммуникативные навыки; прививать интерес к математике, воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока.
Тип урока: методологической направленности (Обобщение и систематизация знаний) Форма контроля: фронтальный опрос, проверочная работа, игра, дифференцированная самостоятельная работа
Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная
Оборудование урока: презентация, карточки с заданиями для проверочной работы, задания для игры «Угадай слово» (парная работа), карточки для дифференцированной самостоятельной работы (три уровня).
План урока:
Организационный момент- 1 мин. Задачи этапа: сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.
Актуализация знаний учащихся- 7 мин. Задачи этапа: повторить способы разложения многочлена на множители; сокращение дробей; правила сложения и вычитания обыкновенных и рациональных дробей.
Решение заданий - 15 мин. Задачи этапа: повторить с учащихся правила сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями и с разными знаменателями; применять алгоритмы сложения (вычитания) рациональных дробей для упрощения выражений.
Закрепление изученного материала- 15 мин. Задачи этапа: обобщить и систематизировать умения выполнять действия с рациональными дробями.
Итог урока- 5 мин. Задачи этапа: обобщение и систематизация умений, знаний и навыков.
Домашнее задание- 2 мин. Задачи этапа: инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока:
① Организационный момент.
② Актуализация опорных знаний. Теоретический опрос.
Определение рациональной дроби
Допустимые значения переменной
Когда рациональная дробь имеет смысл?
Что значить сократить дробь
Способы разложения многочлена на множители
Правила сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями;
Правила сложения (вычитания) рациональных дробей разными знаменателями.
Проверочная работа (с взаимопроверкой) слайд 2
1 вариант | 2 вариант |
Разложить на множители 3ав + 6в2 | Разложить на множители 5у2 – 10ху |
Сократить дробь х2 – 9 х – 3 | Сократить дробь а + 4 а2 – 16 |
Выполнить сложение дробей 9 + 3 14 14 | Выполнить вычитание дробей 21 6 25 25 |
Выполнить вычитание дробей 6 3 15 10 | Выполнить сложение дробей 7 + 3 12 8 |
Упростите выражение 4а∙ (8в – 3а) | Упростите выражение - 5х∙ (2у – 3х) |
Упростить выражение 6р+4 3р +4 3р 9p
| Упростить выражение 8 -9в в + 4 22в 11в |
Ответы. Слайд 3
1 вариант | 2 вариант |
3в∙ (а +2в) | 5у ∙(у – 2х) |
х + 3 | 1 а – 4 |
6 7 | 0,6 |
0,1 | 5 24 |
32ав – 12а2 | -10ху + 15х2 |
5 3 | -0,5 |
Игровой момент «Угадай слово» (работа в парах)
1 ряд
| 2 ряд
| 3 ряд
|
4 4
|
4 4
| 1.Упростите 5n + 7n 4 4
|
2.Разложить на множители а2 – 10а + 25 | 2.Разложить на множители а2 – 25 | 2.Разложить на множители: а2 + 14а + 49 |
3.Сократить дробь 15ав 12вс
| 3.Сократить дробь 14mn 21am
| 3.Сократить дробь 27xy 18ay
|
Ответы:
1 ряд
| 2 ряд
| 3 ряд
|
5а 4с (ций) | (а-5) (а+5) (сф) | (а + 7)2 (ряд) |
2х (ка) | 2n 3a (ор) | 3х 2а (ка) |
(а – 5)2 (ль) | 4а (фо) | 3n (за) |
Слово учителю: Проверим, какие слова у вас получились. Когда проверим, каждая парта оценит себя. Слово первому ряду: КАЛЬЦИЙ. А что вы знаете об этом микроэлементе? Он важен нашему организму. Зачем нужен кальций? (Укрепляет наши кости). В каких продуктах он содержится? Слайд 4 (показать таблицу). Посмотрите – что вы должны съесть на обед, когда придете домой, чтобы кости укреплялись у вашего растущего организма. Слово второму ряду: ФОСФОР. А что вы знаете об этом микроэлементе? Они необходим нашему организму. Зачем нужен фосфор? (Для работы нашего мозга, чтобы мы хорошо учились). Посмотрите, где фосфор содержится. Показать таблицу слайд 5
Слово третьему ряду: ЗАРЯДКА. Ну а эту процедуру мы должны выполнять каждый день по утрам.
10. Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – за парту тихо сесть. ③Решение заданий. а) Посмотрите на дроби: №26б, 30а. Сформулируйте тему урока. (Сокращение дробей). Посмотрите на следующие дроби: №59а;
б) Сформулируйте тему урока (сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями). Посмотрите на следующие дроби: №81б, №84д, №86в, №88а, №89а.
в) Сформулируйте тему урока (сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями).
④ Закрепление изученного материала. Дифференцированная самостоятельна работа (три уровня)
1 вариант | 2 вариант |
1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при а = -2 а – 8 2а + 5 | 1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при в = 3 в2 + 6 2в |
2 уровень: оценка «4» Упростите выражение и найдите его значение при . | 2 уровень: оценка «4»
Упростите выражение и найдите его значение при . |
3 уровень: оценка «5» Представьте в виде дроби выражение 14в2 – с _ 2в 7в и найдите его значение при в = 0,5, с = -14. | 3 уровень: оценка «5» Упростите выражение , найдите его значение при , . |
⑤ Итог урока. Повторить алгоритмы сложения (вычитания) рациональных дробей.
⑥ Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе - файлы: 1 вариант (А1); 2 вариант (А2). а) №1, №2 (Обязательно для всех) – на оценку «3» б) №3* №4*(по желанию) - на оценку «4» и «5
Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при а = -2 а – 8 2а + 5 | 1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при в = 3 в2 + 6 2в |
2 уровень: оценка «4» Упростите выражение и найдите его значение при . | 2 уровень: оценка «4»
Упростите выражение и найдите его значение при . |
3 уровень: оценка «5» Представьте в виде дроби выражение 14в2 – с _ 2в 7в и найдите его значение при в = 0,5, с = -14. | 3 уровень: оценка «5» Упростите выражение , найдите его значение при , . |
Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при а = -2 а – 8 2а + 5 | 1уровень: оценка «3» Найдите значение дроби при в = 3 в2 + 6 2в |
2 уровень: оценка «4» Упростите выражение и найдите его значение при . | 2 уровень: оценка «4»
Упростите выражение и найдите его значение при . |
3 уровень: оценка «5» Представьте в виде дроби выражение 14в2 – с _ 2в 7в и найдите его значение при в = 0,5, с = -14. | 3 уровень: оценка «5» Упростите выражение , найдите его значение при , . |