Цель: - познакомить детей с правилами общения по телефону, с наиболее необходимыми в целях личной безопасности телефонными номерами;
- обучить вежливо вести телефонный разговор;
- развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
- воспитывать навыки культуры речи.
Оборудование: два игрушечных телефона, таблица и памятки с правилами разговора по телефону, карточки для составления личного телефонного справочника.
Ход занятия
Вступительное слово учителя о роли общения в жизни человека.
- Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене — везде происходит общение.
- А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? (Учащиеся высказывают свои мнения и делают вывод.)
- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?».
Маша: Алло, Катя, это ты?
Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?
Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?
Мама: Ее нет дома. Что ей передать?
Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!
Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.
- Ребята, как вы думаете, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора.
После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный).
Мама: Алло, слушаю вас.
Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.
Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.
Маша: А Катя дома?
Мама: Кати нет дома. Что ей предать?
Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?
Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.
Маша: Спасибо. До свидания.
Мама: До свидания.
Беседа о том, почему не состоялся разговор между мамой и Машей? (Не были соблюдены правила речевого общения.)
Вывод: общение по телефону — это тоже искусство, которому надо учиться.
- Сегодня мы поговорим о правилах телефонного общения.
- Поднимите руки, у кого дома есть телефон.
- Часто ли вы пользуетесь им?
- В каких ситуациях вы звоните по телефону?
- Итак, телефон активно входит жизнь, занимает большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы будем учиться сегодня.
- А сейчас я вам предлагаю разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций. (Ребятам раздаются листочки, на которых написаны ситуации).
Ситуация №1.
Вы позвонили своему однокласснику, чтобы поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама.
Ситуация №2.
Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание.
Ситуация №3.
Чтобы мама не переживала, Вам нужно предупредить её о том, что вы задержитесь в школе,
Ситуация №4.
Вы хотите пригласить свою подругу Катю в гости, позвонив ей. Трубку взял папа и сказал, что Кати нет дома.
Ситуация №5.
Вы позвонили своей подруге, чтобы пригласить ее в гости, но сегодня она не может к вам прийти.
После разыгранных ситуаций, учитель вместе с учащимся формулирует основные правила пользования телефоном (Памятки лежат у каждого на партах).
Памятка.
На телефонный звонок отвечайте сразу.
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного ему человека, просит передать какое – нибудь сообщение.
Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения).
Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?».
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», - особенно полезны при телефонных разговорах
- Мы на примерах разыгранных жизненных ситуациях в сценках показали и доказали, что тема нашего разговора актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть на себя со стороны, исправить некоторые ошибки в своем поведении, в контакте с друзьями, родными, знакомыми.
Игра «Умеешь ли ты говорить по телефону».
Диалог по телефону (у учителя и ученика в руках телефонных трубки).
Алло. Здравствуйте.
Здравствуйте. Кто говорит?
Какой это номер телефона? (Ответ.)
Взрослые дома есть? (Ответ.)
Передай маме, что звонили из стоматологии. Ей нужно зайти во вторник с 2 ч до 7, чтобы выяснить ряд вопросов.
Учитель подводит итог и говорит, что ответы были разумны, т. к. ученик не дал номер своего телефона, не назвал адреса.
Второй вариант - ученик дает полную информацию. Учитель подводит итоги.
Каждое правило записывается на доске:
Не называй незнакомым людям адрес квартиры.
Никогда не называй номер своего телефона.
Не вступай в разговор с незнакомцами и тем более не говори, что родителей нет дома.
Составление личного телефонного справочника.
- А сейчас давайте вместе выберем самые нужные номера. По этим номерам надо звонить, если ты остался дома или что-то произошло.
- А нужно ли записывать в справочник свой номер телефона и домашний адрес?
- Кто знает, зачем записывать свой адрес и телефон? (Это нужно на случай, если в момент опасности ты забудешь их, такое тоже бывает.)
- В каких случаях может понадобиться называть собственный адрес или телефон? (При вызове «Скорой помощи», милиции, пожарной команды.)
Беседа о недопустимости умышленного вызова скорой помощь или милиции, последствиях такой «игры».
- Иногда некоторые люди звонят в милицию, «Скорую помощь» или пожарным просто так, ради баловства. Они думают, что это очень смешно и интересно сообщить, что у вас в доме пожар, когда на самом деле его нет. Как вы считаете, к чему может привести такая детская «шалость»?
- Люди могут погибнуть и от рук преступников, и от огня, если нужные службы вовремя не успеют прибыть на место происшествия, а будут в этот момент в том месте, куда отправил их «шутник».
- Какие меры воздействия могут быть применены в отношении телефонных хулиганов?
Тренинг по отработке орфоэпических норм.
А сейчас проведём орфоэпическую пятиминутку. Прочитайте вслух слова, написанные на доске:звонит, позвонит, перезвонит.
- Запомните, во всех этих глаголах ударение падает на окончание. Повторим хором эти слова...
Подведение итогов.
- Телефонных разговоров множество, и ни все их можно предугадать, от ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста, главное: беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной содержательной и краткой.
- В завершение я предлагаю сыграть вам в игру «Живой телефон».