«Осенний фестиваль знаний 2024»

Учет возрастных особенностей младшего школьника при обучении игре на музыкальном инструменте

Основная задача педагога заключается в том, чтобы выявить: открывает ли ребенок себя через музыку

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки













Учет возрастных особенностей младшего школьника при обучении игре на музыкальном инструменте












Маршанкина Ольга Владимировна,

преподаватель по классу гитары,

МБОУ ДО "Детская музыкальная

школа №20 им.М.А.Матренина"







2019




"Вряд ли кто-нибудь может спросить:

нужна ли в жизни музыка? До такой

степени музыка есть искусство популярное.

До такой степени музыка слилась с жизнью.

По существу говоря, она несравненно глубже

проникает в поры жизни, чем это кажется."

А.В.Луначарский


Музыка является одним из самых ранних видов искусства. Древние музыкальные жанры были непосредственно вплетены в трудовую жизнь и быт людей. Хороводы, обрядовые танцы и шествия, заклинания, лирические и свадебные песни, траурные причитания связаны были с наиболее значимыми жизненными событиями, определялись ими. Их характер находил отражение в типических чертах и построениях музыкальных произведений, в способах воздействиях на умы и сердца людей, что определяло место музыки в духовной жизни людей.

Музыкальное искусство в школе, музыкальное воспитание … Сколько лет эта тема является предметом обсуждения на разного рода конференциях и совещаниях, сколько страниц в различных журналах, сборниках и газетах посвящено ей, сколько всевозможных решений, постановлений и рекомендаций было по ней принято… И все же сегодня, быть может, даже больше, чем когда бы то ни было, есть необходимость вновь обратиться к этой теме, значение которой постоянно возрастает, как возрастает значение всего, что связано с ростом духовной культуры нашего народа.

Музыка – искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно – эстетического смысла произведения, духовного воздействия на слушателей и общество в целом.

Уроки музыкального искусства современности представляют собой сложный, многообразный процесс. Он протекает под влиянием социально- экономического прогресса, изменений духовной жизни общества. Характерными особенностями обладает внутренняя сторона музыкальной культуры, включающая в себя создание музыкальных произведений, способы их функционирования, хранения и воспроизведения, способность всего общества и отдельных людей воспринимать музыку, а музыкальных произведений- воздействовать на духовный мир человека, обогащать его.

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Общепризнано, что уроки музыкального искусства воздействуют на физиологию и эмоциональную сферу психики младшего школьника и формируют эрудированного, образованного музыканта, воспитанного на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Важнейшим компонент учебного процесса являются формы его организации. Четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, непосредственно взаимосвязана с деятельностью учителя. Это может быть групповое, индивидуальное и массовое обучение, где у педагога разные функции: источника знаний, консультанта, контролера, организатора; в зависимости от задач учебного процесса и от характера учебной деятельности учащихся.Традиционная форма обучения- классно-урочная.

Урок гибкая форма организации обучения. Это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи, он регламентирован и временем, и объемом учебного материала,в соответствии с которыми используются необходимые методы и приемы обученияна основе ведущей учебной деятельности младшего школьника.Урок музыки позволяет также формировать ценные познавательные свойства личности: активность, самостоятельность, интерес к занятиям музыкой. Педагогу важно видеть систему уроков при усвоении каждой темы и всего содержания учебного предмета.

Познание музыкального искусства мы строим через моделирование творческого процесса. Дети становятся как бы в позицию автора (поэта, композитора), пытаясь создать для себя и других произведение искусства. Понятна многовариантность такой организации постижения музыки. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как- бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль.При таком подходе музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, когда его остается просто запомнить, послушать, повторить.Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества.

Необходимо выделить еще один момент: те интонации, которые находят дети в процессе своего творчества, не следует обязательно "подгонять" как можно ближе к авторскому оригиналу. Важно попадание в настроение, в эмоционально-образную сферу произведения. Тогда на фоне прожитого детьми, созданного ими самими, и авторский оригинал становится одной из возможностей содержания, выраженного в данной музыкальной образности.

Основная задача педагога специального инструмента заключается в том, чтобы выявить: "открывает" ли себя ребенок через музыку, т.е. осознает ли он свои чувства и переживания, вызываемые музыкой; ощущает ли свою причастность к содержанию музыки; близка ли она его духовному миру- одним словом, выявить существенные качественные характеристики индивидуального восприятия музыки детьми.

Характерная особенность младших учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое воспринимается лучше, но педагог должен стремиться к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, специально обращая на это внимание. Благодаря обучению музыки восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения.

Дети импульсивны - склонны незамедлительно действовать, не выяснив обстоятельств. Причина-потребность в активной внешней разрядке. Они очень эмоциональны. Они не умеют сдерживать чувства, контролировать их проявления. Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности морального долга, чувства любви; на основе занятий музыкой и восприятия художественных произведений у них формируются эстетические чувства.

Особенность воображения младших школьников- опора на восприятие, в нашем случае, на восприятие музыки. Основная тенденция развития воображения - это совершенствование воссоздающего музыкального воображения. Оно связанно с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Особенность восприятия в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями педагога.

Возрастная особенность внимания младшего школьника -сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Поскольку интерес- главная побудительная причина непроизвольного внимания, то, каждый педагог стремится сделать урок музыки интересным, занимательным. Но следует иметь ввиду, что учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является для него занимательным.Часто ученик обнаруживает, что обучение в музыкальной школе -это не новая игра, а труд, требующий усилий. Приходиться делать не то, что хочется, а то, что надо. У ребенка часто наступает разочарование. Педагог должен мягко, но настойчиво приучать школьника к новому режиму жизни, внушать ему мысль, что обучение игре на музыкальном инструменте не праздник, не игра, а серьезная, напряженная работа, однако очень интересная.

Немаловажным фактором в развитии ученика является развитие музыкальных способностей у ребенка: развитие музыкального слуха (подбор по слуху), музыкального ритма, музыкальной памяти. А также развитие творческого трудолюбия, развитие самостоятельности.

Следует поощрять интерес ученика к музицированию, формировать эту потребность, ибо музицирование является одним из важных средств расширения музыкального кругозора ученика. Ознакомление с новыми произведениями, с бытовой музыкой, выступление перед друзьями и родителями являются элементом самостоятельной работы ученика, составной частью его духовной жизни его должны направлять и поддерживать.

Воспитание и обучение в музыкальной школе единый процесс, в котором каждая из его сторон имеет свои задачи и способы их реализации. Воспитательную работу педагога специального класса нельзя рассматривать как дополнение к процессу обучения. Надо стремится к тому, чтобы обучение было воспитывающим. В деле специального образования инструменталиста основная цель педагога привить в ученике любовь к музыке и музыкальное мышление, научить понимать художественное произведение и эмоционально отзываться на его содержание, обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост исполнительских навыков ученика.

Литература

1.Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ/В.А.Крутецкий.– Москва: Просвещение, 1989.

2. Апраксина, О.А. (сост.). Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ О. А.Апраксина.- Москва: Просвещение, 1990.

3. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя.- Москва: Просвещение, 1977.

4. Панкевич, Г. И. Искусство музыки. –Москва: Знание (Народный университет. Факультет литературы и искусства), 1987.

5. Методические указания (по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ)- Москва: 1988.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее