Для нашего лицея важнейшей формой работы с учащимися стали учебно-тренировочные курсы после уроков и в свободное от учебы время, которые органически связаны с занятиями в течение всего учебного года. В рамках этих курсов ученики готовятся к предметным олимпиадам, конференциям, различным конкурсам, к ЕГЭ, ОГЭ и ЕРТ. Учащиеся и их наставники объединены в постоянно действующие сообщества (физический, математический, английский, татарский, географический и другие), каждый из которых подготавливает победителей и призеров республиканских, всероссийских и международных олимпиад, конференций и конкурсов.
Сегодня же я хочу Вам рассказать о работе одного из таких сообществ, а именно о активной деятельности учителей татарского языка и успеха их учеников.
Основные принципы организации работы учебно-тренировачных сообществ.
Регулярность проведения занятий в течение всего календарного года. Предметные олимпиады, конференции, конкурсы различного уровня круглогодично мобилизуют учеников и их наставников, анализируется и изучается большой объем литературы по предмету, прорешиваются задания предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени. Совместно с учениками планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Новичкам рекомендуется участие в интернет-олимпиадах.
Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся. Большое значение имеет соревновательность между учениками. А при подготовке к последней стадии, то есть к Международной олимпиаде по татарскому языку наши ученики осознанно стали партнерами. В определенное время старшеклассники заменяли нас. Они курировали и контролировали учеников 8 классов. Гении же всегда делятся своими знаниями и вводят в нужное направление остальных.
Разнообразие активных форм учебной деятельности. Использование активных методов учителем на своих уроках, говорит о его инновационной деятельности. Организация активного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывают его активную деятельность. Понятно, что структура урока с применением активных технологий будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта учителя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы активной модели обучения - активные технологии, то есть конкретные приемы и методы, которые разрешают сделать урок необыкновенным и более насыщенным и интересным. Например, семинар, работа с источниками, схемография, презентация и защита различных проектов и идей, словесные и ролевые игры, индивидуальные творческие задания.
Создаются комфортные условия для развития способностей учащихся, раскрытию творческой направленности их деятельности и развития интеллектуального потенциала. Учителями татарского языка формируется понавательный интерес к предмету, используется занимательный материал, поощряются успехи учеников. Каждый ученик представляет свой проект, учится выступать публично, доказывать и увлекать темой. Приглашение профессионального сценариста-режиссера для проведения курсов по актерскому мастерству и сценической речи позволяет более детально и безупречно подготовиться ко всем запланированным мероприятиям нашего сообщества.
Очевидно, что не все учащиеся могут быть успешны в состязаниях различного уровня. И благодаря тому, что учебно-тренировачные курсы ведутся в основном по авторской программе и методике учителей татарского языка остальные ученики же на высоком уровне осваивают предмет.
Эффективная работа учеников и их наставников невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, олимпиадные задания, материалы ЕРТ. В работе используется широкий спектр вузовского и школьного материала.
Особое внимание хочется уделить сотрудничеству с родителями учащихся. При активном участии семьи в всестороннем развитии ребенка достигаются высокие результаты.
За полтора года активной учебной деятельности учителей татарского языка «Лицеея Иннополис» 5 учеников стали призерами, а трое победителями республиканской предметной олимпиады по татарскому языку и литературе. Двое из них поднялись на пьедестал почета Международной олимпиады по татарскому языку. Нужно отметить, что ученики 9 –х классов успешно сдали ЕРТ. В татароязычной группе средний балл 5, процент качества обученности 100%. В русскоязычной группе средний балл 4, процент качества обученности 80%. В течение учебного года учащиеся занимали первые и призовые места в различных конкурсах: Всероссийский конкурс молодых писателей и поэтов Илһам бәйгесе, Межрегиональный конкурс творчества “Моң чишмәсе” 1, 2 места в разных номинациях, Межрегиональный конкурс “Династии России” 2 место; конференциях: Всероссийская конференция имени“Каюма Насыйри” 3 место, республиканская конференция “Татары, прославившие свой народ” лауреат; форумах: Всероссийский форум татарского языка и интеллектуально-развлекательная играх. Например, «Тамчы шоу» 1 место.
Это заслуга не только учителя, но и всего коллектива, администрации лицея. Руководством лицея изыскиваются средства для улучшения материально-технической базы сообщества, материального и морального поощрения наставников и наиболее успешных учеников, действуют индивидуальные учебные планы для участников олимпиад республиканского и международного уровня. В нашем лицее создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, благодарности и гордости за учителей и учеников.