«Зимний фестиваль знаний 2025»

Учебно-методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Гигиена и экология человека»

Учебно-методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Гигиена и экология человека» специальности «Сестринское дело», базовой подготовки, очной формы обучения. В них представлены содержание и алгоритм выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, а также вопросы самоконтроля и критерии оценки выполненной работы.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки


Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский медицинский колледж»











УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов


по учебной дисциплине

ОП.05. Гигиена и экология человека


специальность 34.02.01 Сестринское дело

базовая подготовка

очная форма обучения















2016

Разработчик:

Иванова Н.В., преподаватель дисциплины ОП.05. Гигиена и экология человека ГПОУ «КМК»





Рассмотрено на заседании ЦМК СД

Протокол № ____ от ____ 20__ г.

Председатель ЦМК СД

___________ Грицанова Е.А.






































Учебно-методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Гигиена и экология человека» специальности «Сестринское дело», базовой подготовки, очной формы обучения


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ…………..5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………………………….6

ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ…………………………………………….7

Самостоятельная работа № 1…………………………………………………………………….7

Самостоятельная работа № 2…………………………………………………………………….8

Самостоятельная работа № 3…………………………………………………………………….12

Самостоятельная работа № 4…………………………………………………………………….15

Самостоятельная работа № 5…………………………………………………………………….18









































ВВЕДЕНИЕ


Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии, могут оказать действенную помощь, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний, а знания в области гигиены, помогут им ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций, по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков; умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других, на сохранение и укрепление здоровья.

При изучении данной дисциплины, обучающиеся должны опираться на знания таких предметов, как физика, химия, биология, анатомия и физиология человека, география. В свою очередь учебная дисциплина «Гигиена и экология человека» обеспечивает обучаемых знаниями и навыками, позволяющими при изучении клинических дисциплин и междисциплинарных курсов конструировать условия, способствующие эффективной организации ухода за больными в рамках сестринского процесса.

Задачи данного предмета – научить студентов установлению связей между эколого-гигиеническими факторами (качество воды, пищи, состав воздуха и почвы и т.д.), складывающимися в конкретной обстановке (жилище, ЛПУ, учебное заведение и т.д.), и состоянием здоровья населения на этапах, когда могут быть эффективными доступные организационные и медико-профилактические меры.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

- проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье населения;

- основные положения гигиены;

- гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

- методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.


Учебно-методические рекомендации предназначены студентам для оказания помощи в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, объем, и тематика которой предусмотрены программой учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» по специальности «Сестринское дело», базовой подготовки, очной формы обучения.












РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ


Уважаемые студенты!


В учебно-методических рекомендациях представлены содержание и алгоритм выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, а также вопросы самоконтроля и критерии оценки выполненной работы.

При выполнении самостоятельной работы придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Внимательно изучите разработанные преподавателем методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

  2. При выполнении самостоятельной работы ответы на вопросы, решения задач, выводы и т.п. записываются чётко и кратко в заранее подготовленные тетради для внеаудиторной самостоятельной работы студента.

  3. Внимательно прочитайте тему, цель и содержание задания самостоятельной работы.

  4. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

  5. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.

  6. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

  7. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

  8. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

  9. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.

  10. При выполнении самостоятельного задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

  11. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовре­мя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

  12. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок.

  13. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по дисциплине, уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.




Удачи!









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела/темы программы

Кол-во часов на выполнение задания

Цель ВСРС

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

1

Современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы

4

Для углубления знаний

Подготовить сообщение (доклад) по одной из актуальных экологических проблем современности (на выбор)

Оценка за представление доклада

Контроль на П1

2

Атмосферный воздух, его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.

5

Для овладения знаниями

Изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Биоклиматология»

Индивидуальная проверка результатов выполнения задания.

Контроль на П2

3

Почва, её физические и химические свойства, гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы

5

Для закрепления и систематизации знаний

Изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Биогеохимические провинции»

Индивидуальная проверка результатов выполнения задания.

Контроль на П3

4

Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Заболевания, связанные с характером питания и их профилактика

5







Для овладения знаниями






Изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Ксенобиотики»



Индивидуальная проверка результатов выполнения задания.

Контроль на П3

5

Методы, формы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

11

Расширение и закрепление теоретических знаний, формирование умений

Выпуск санитарного бюллетеня или создание м/м презентации по теме (на выбор):


Оценка выполнения и защиты творческого задания.

Контроль на П5

Итого:

30 ч.









ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ


Самостоятельная работа № 1


Тема: Современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы.


Цель работы: закрепить и углубить знания по актуальным экологическим проблемам современности.


Задание: Подготовить сообщение (доклад) по одной из актуальных экологических проблем современности (на выбор):

- «Парниковый эффект»;

- «Кислотные дожди»;

- «Озоновые дыры»;

- «Вырубка лесов»;

- «Уменьшение биоразнообразия»;

- «Бытовой мусор» и т.п.


Алгоритм выполнения работы:

  1. Уясните для себя суть темы, которую вы выбрали.

  2. Подберите необходимую литературу по теме (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

  3. Составьте план сообщения.

  4. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

  5. Составьте окончательный текст сообщения.

  6. В конце сообщения составьте список литературы, который вы использовали при подготовке.

  7. Прочитайте написанный текст сообщения заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

  8. Проведите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

  9. Никогда не читайте сообщение! Чтобы не сбиться, пользуйтесь составленным планом

Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 минут


Оценка выполнения задания


Оценка

Критерии оценки

5

-содержание сообщения соответствует теме;

- тема раскрыта полностью;

- при работе автор использовал современную литературу;

- при устном представлении работы автор не допускает ошибок, оговорок по невнимательности;

- сообщение логично, последовательно, грамотно;

- на дополнительные вопросы дает правильные ответы;

4

- содержание сообщения соответствует теме;

- тема раскрыта полностью;

- оформление соответствует принятым стандартам;

- при работе автор использовал современную литературу;

- при устном представлении работы автор допускает одну-две незначительные ошибки или один-два недочета, допускает неполноту ответа, которые легко исправляет самостоятельно или с помощью преподавателя;

- сообщение логично, последовательно, с незначительными отступлениями

3

-содержание сообщения соответствует теме с незначительными отступлениями;

- тема раскрыта недостаточно полно;

- оформление в целом соответствует принятым стандартам;

- при работе автор использовал современную литературу;

-при устном представлении работы автор допускает две-три незначительные ошибки или три-четыре недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя;

- сообщение логично, последовательно, со значительными отступлениями

2

- содержание сообщения не соответствует теме;

- тема нераскрыта или раскрыта не полностью;

- в оформлении допускаются ошибки;

- использована устаревшая литература;

- при устном представлении работы автор допускает многочисленные ошибки или недочеты, допускает неполноту ответа, которые с трудом исправляет с помощью преподавателя или не исправляет;

- сообщение нелогично, непоследовательно.


Список основной и дополнительной литературы

1. Архангельский В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2013.- с.15-21.

2. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 10-15.

3. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека: учебник (среднее профессиональное образование) /Н.А. Матвеева. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2014. – 328 с.


























Самостоятельная работа № 2


Тема: Атмосферный воздух, его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.


Цель работы: изучить теоретический материал по вопросам биоклиматологии, типах метеотропных реакций и условиях их возникновения; выявить причинно-следственные связи между уровнем здоровья людей и частотой проявления метеотропных реакций.


Задание: изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Биоклиматология».


Алгоритм выполнения работы:

  1. Изучить материалы учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов по теме «Биоклиматология» и ответить на вопросы. Кратко записать ответы.


Вопросы:

  1. Дать понятие биоклиматологии.

  2. Что такое метеотропные реакции?

  3. Назвать типы метеотропных реакций.

  4. Перечислить критерии метеочувствительности.

  5. Возрастные изменения метеочувствительности?

  6. Контингенты с повышенной метеочувствительностью?

  7. Какое практическое применение имеет биоклиматология?


  1. Изучить условие ситуационных задач, ответить на вопросы задания, решения записать в тетрадь.


Ситуационная задача № 1

При постоянном медицинском наблюдении за группой людей, имеющих компенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы (далее - ССС), отмечен ряд физиологических отклонений. Наблюдение проводилось в течение длительного времени. В течение этого времени группа выполняла дозированные физические упражнения, направленные на стимуляцию функции ССС. В ходе наблюдений отмечено уменьшение симптомов, связанных с сердечно-сосудистой патологией, улучшение показателей функционального состояния ССС. Вместе с тем, были выявлены утомляемость, раздражительность, депрессия, ухудшение самочувствия, боли в мышцах и суставах, отмечающиеся в дни с ненастной погодой. Причем эти симптомы отмечали большинство участников группы.

  1. С чем связаны эти симптомы?

  2. Причина их развития.


Ситуационная задача № 2

Среди лиц, находящихся в доме престарелых в дни с ненастной погодой часто отмечается ухудшение состояния лиц с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой систем.

  1. С чем это связано?

  2. Причины ухудшения состояния больных.


Ситуационная задача № 3.

Среди больных находящихся на лечении в психиатрическом стационаре значительно увеличивается частота психозов в дни с ненастной погодой.

  1. С чем это связано?

2. Основная причина психозов.

  1. С целью самоконтроля выполненной работы ответьте на тестовые задания.


Тестовые задания для самоконтроля:


  1. В биоклиматологии основное применение в качестве рабочего объекта нашли

А) физиологические реакции организма

Б) патологические реакции организма

В) действие возбудителя на ткани

Г) реакция организма на внедрение возбудителя в ткани

  1. В биоклиматологии основное применение в качестве объекта изучения нашли

А) физиологические реакции организма

Б) метеотропные реакции организма

В) действие возбудителя на ткани

Г) реакция организма на внедрение возбудителя в ткани

  1. К метеотропным реакциям относится

А) предчувствие смены погоды

Б) лихорадка

В) сыпь

Г) бессонница

  1. К метеотропным реакциям относится

А) раздражительность

Б) лихорадка

В) сыпь

Г) бессонница

  1. К метеотропным реакциям относится

А) депрессия

Б) лихорадка

В) сыпь

Г) бессонница

  1. К метеотропным реакциям относится

А) утомляемость

Б) лихорадка

В) сыпь

Г) бессонница

  1. Критерием метеочувствительности является

А) улучшение самочувствия при приеме лекарств

Б) улучшение самочувствия при нормализации погоды

В) улучшение самочувствия с ухудшением погоды

Г) улучшение самочувствия при изменении положения тела

  1. Критерием метеочувствительности является

А) улучшение самочувствия при приеме лекарств

Б) непродолжительность клинического ухудшения

В) совпадением со стрессовой ситуацией

Г) улучшение самочувствия при изменении положения тела

  1. Критерием метеочувствительности является

А) улучшение самочувствия при приеме лекарств

Б) повторяемость симптомов в дни неблагоприятной погоды

В) улучшение самочувствия с ухудшением погоды

Г) улучшение самочувствия при изменении положения тела

  1. К контингентам с повышенной метеочувствительностью относят

А) подростков

Б) беременных

В) мужчин

Г) женщин


Оценка выполнения задания:


Критерии оценки ответов на вопросы:

5 (отлично) – ответы на все вопросы правильные, излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

4 (хорошо) – ответы на вопросы правильные, но имеются незначительные недочеты.

3 (удовлетворительно) – в ответах на вопросы допущены значительные ошибки или не найдены ответы на отдельные вопросы.

2 (неудовлетворительно) – ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены.


Критерии оценки решения ситуационной задачи:

5 (отлично) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

4 (хорошо) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов.

2 (неудовлетворительно) – неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.


Критерии оценки тестового контроля знаний:

5 (отлично) – 90 - 100% правильных ответов,

4 (хорошо) – 70-89% правильных ответов,

3 (удовлетворительно) – 55-69 % правильных ответов,

2 (неудовлетворительно) – 54 % и менее правильных ответов.


Итоговой оценкой по теме внеаудиторной работы является среднеарифметическая оценка по результатам выполнения 3-х заданий.


Список основной и дополнительной литературы

1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 38-44.

2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / Л.Ю Трушкина., А.Г Трушкин., Л.М. Демьянова; под ред. А.Г. Трушина.- М.: ТК Велби, Проспект, 2012. – с. 80-82.










Самостоятельная работа № 3


Тема: Почва, её физические и химические свойства, гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы.


Цель работы: закрепить знания по вопросам эндемических болезней, связанных с особенностями химического состава воды и почвы; рассмотреть особенности эндемических заболеваний, регистрируемых на территории Забайкалья – эндемический зоб, флюороз, болезнь Кашина – Бека.


Задание: изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Биогеохимические провинции».


Алгоритм выполнения работы:

  1. Изучить материалы учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов по теме «Биогеохимические провинции» и ответить на вопросы. Кратко записать ответы.


Вопросы:

  1. Дать понятие биогеохимические провинции.

  2. Рассказать об эндемических заболеваниях, микроэлементозах.

  3. Какие группы микроэлементозов выделяют?

  4. Назовите заболевания, связанные с дефицитом микроэлементов в почве.

  5. Назовите заболевания, связанные с особенностями химического состава воды питьевых водоисточников.

  6. Дайте характеристику эндемических заболеваний, регистрируемых на территории Забайкалья.

  7. Назовите причины, особенности развития, клинические проявления, исход болезней, связанных с дефицитом микроэлементов в почве;

  8. Назовите причины, особенности развития, клинические проявления, исход болезней, связанных с особенностями химического состава воды.


2. Изучить условие ситуационных задач, ответить на вопросы задания, решения записать в тетрадь.


Ситуационная задача № 1.

При исследовании воды обнаружен избыток ряда макроэлементов.

  1. К каким последствиям это может привести?

  2. Как это сказывается на здоровье человека?


Ситуационная задача № 2.

При исследовании почвы обнаружен дефицит ряда микроэлементов.

    1. С какими синдромами связано недостаточное содержание этих веществ в почве.

2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 3.

При исследовании пищевого рациона обнаружен дефицит цинка.

      1. С какими синдромами связано недостаточное содержание цинка.

2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 4.

В питьевой воде города Краснокаменска обнаружены высокие концентрации фтора.

1.С какими синдромами связано недостаточное содержание фтора.

2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 5.

В питьевой воде города Читы обнаружены недостаточные концентрации фтора.

1.С какими синдромами связано недостаточное содержание фтора.

2. К каким последствиям это может привести?


3. С целью самоконтроля выполненной работы ответьте на тестовые задания.


Тестовые задания для самоконтроля:

  1. Биогеохимические провинции могут быть причиной

А) экозаболеваний

Б) эпидемии

В) пандемии

Г) эндемии

  1. Основной причиной микроэлементозных эндемий являются

А) С, Н, О, Са

Б) I, Mn, Se, Fr

В) Au, As, N, S

Г) Zn, Si, Cr, Fe

  1. Избыточное поступление фтора в организм:

А) эндемический зоб

Б) флюороз

В) болезнь Кашина-Бека

Г) болезнь Кешана

  1. Избыточное поступление молибдена:

А) эндемический зоб

Б) флюороз

В) болезнь Кашина-Бека

Г) подагра

  1. Избыточное поступление стронция:

А) эндемический зоб

Б) подагра

В) болезнь Кашина-Бека

Г) болезнь Кешана

  1. Недостаточное поступление селена:

А) эндемический зоб

Б) флюороз

В) болезнь Кашина-Бека

Г) болезнь Кешана

  1. Недостаточное поступление йода

А) эндемический зоб

Б) флюороз

В) болезнь Кашина-Бека

Г) болезнь Кешана

  1. Недостаточное поступление фтора

А) эндемический зоб

Б) флюороз

В) кариес

Г) болезнь Кешана

  1. Пример влияния аномальной биогеохимической ситуации:

А) дебильность

Б) идиотия

В) кретинизм

Г) слабоумие

  1. Недостаток микроэлементов особенно опасен

А) во время беременности

Б) в детском возрасте

В) для подростков

Г) для престарелых


Оценка выполнения задания:


Критерии оценки ответов на вопросы:

5 (отлично) – ответы на все вопросы правильные, излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

4 (хорошо) – ответы на вопросы правильные, но имеются незначительные недочеты.

3 (удовлетворительно) – в ответах на вопросы допущены значительные ошибки или не найдены ответы на отдельные вопросы.

2 (неудовлетворительно) – ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены.


Критерии оценки решения ситуационной задачи:

5 (отлично) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

4 (хорошо) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов.

2 (неудовлетворительно) – неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.


Критерии оценки тестового контроля знаний:

5 (отлично) – 90 - 100% правильных ответов,

4 (хорошо) – 70-89% правильных ответов,

3 (удовлетворительно) – 55-69 % правильных ответов,

2 (неудовлетворительно) – 54 % и менее правильных ответов.


Итоговой оценкой по теме внеаудиторной работы является среднеарифметическая оценка по результатам выполнения 3-х заданий.


Список основной и дополнительной литературы

1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 73-77, 92-93.

2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / Л.Ю Трушкина., А.Г Трушкин., Л.М. Демьянова; под ред. А.Г. Трушина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2012. – с. 82-84, 110-112, 128, 134, 138.




Самостоятельная работа № 4


Тема: Пищевая и биологическая ценность продуктов питания. Заболевания, связанные с характером питания и их профилактика


Цель работы: изучить теоретический материал по вопросам возникновения болезней, связанных с поступлением в организм ксенобиотиков, выявить источники поступления в организм ксенобиотиков, механизм формирования и условия, при которых происходит их поступление в организм.


Задание: изучить теоретический материал, ответить письменно на вопросы, решить ситуационные задачи по теме «Ксенобиотики».


Алгоритм выполнения работы:

  1. Изучить материалы учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов по теме «Ксенобиотики» и ответить на вопросы. Кратко записать ответы.


Вопросы:

  1. Дать понятие, что такое ксенобиотики.

  2. Перечислить основные источники ксенобиотиков.

  3. Привести примеры наиболее распространенных видов ксенобиотиков.

  4. Назвать условия формирования ксенобиотиков.

  5. Какие продукты, имеют наиболее высокие концентрации ксенобиотиков?

  6. Каковы последствия воздействия ксенобиотиков на организм?

  7. Назовите болезни, связанные с воздействием ксенобиотиков.


2. Изучить условие ситуационных задач, ответить на вопросы заданий, решения записать в тетрадь.


Ситуационная задача № 1.

В питании детей закрытого детского учреждения в большом количестве представлены растительные консервированные продукты с большими сроками хранения.

  1. Какие ксенобиотики могут быть в данном пищевом рационе?

  2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 2.

Мужчина 45 лет, слесарь сантехник: в обеденный перерыв ежедневно употребляет большое количество копченой колбасы (0,5 – 1 кг).

    1. Какие ксенобиотики могут быть в данном пищевом рационе?

    2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 3.

В результате техногенной катастрофы произошло загрязнение территории лесного массива содержащее большое количество радионуклидов. Решением административных органов региона запрещен сбор и использование в пищевых целях грибов.

1. С чем это связано?

2. К каким последствиям это может привести?


Ситуационная задача № 4.

Дачный поселок города N расположен непосредственно в зоне выбросов ТЭЦ, которая в качестве источника топлива использовала древесный уголь, отличающийся высокой зольностью. В выбросах отмечалось высокое содержание двуокиси азота.

      1. Какие ксенобиотики могут быть в овощах данного поселка?

      2. К каким последствиям это может привести?

  1. С целью самоконтроля выполненной работы ответьте на тестовые задания.


Тестовые задания для самоконтроля:


  1. К ксенобиотикам относятся

А) хлориды

Б) нитраты

В) сульфаты

Г) фосфаты

  1. К ксенобиотикам относятся

А) нитрозамины

Б) эфирные масла

В) спиртовые настойки

Г) ароматизаторы

  1. Продукты, с наиболее высоким содержанием ПАУ

А) сливочное масло

Б) растительное масло

В) молоко

Г) копчености

  1. Продукты, с наиболее высоким содержанием нитросоединений:

А) сливочное масло

Б) растительное масло

В) консервы

Г) копчености

  1. Продукты, с наиболее высоким содержанием нитратов:

А) сливочное масло

Б) растительное масло

В) овощи

Г) копчености

  1. Продукты, наиболее часто являющиеся источниками ксенобиотиков:

А) синтетические пищевые продукты

Б) рыба

В) мясо

Г) фрукты

  1. Действие ксенобиотиков на организм

А) канцерогенное

Б) индифферентное

В) стимулирующее

Г) анальгезирующее

8. Метод, уменьшающий содержание нитратов в овощах:

А) хранение

Б) кипячение

В) облучение

Г) маринование

9. В продуктах животного происхождения большинство ксенобиотиков представлены

А) нитрозаминами

Б) антибиотиками

В) пестицидами

Г) ароматизаторами

10. В продуктах растительного происхождения большинство ксенобиотиков представлены

А) нитрозаминами

Б) антибиотиками

В) пестицидами

Г) ароматизаторами


Оценка выполнения задания:


Критерии оценки письменных ответов на вопросы:

5 (отлично) – ответы на все вопросы правильные, излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

4 (хорошо) – ответы на вопросы правильные, но имеются незначительные недочеты.

3 (удовлетворительно) – в ответах на вопросы допущены значительные ошибки или не найдены ответы на отдельные вопросы.

2 (неудовлетворительно) – ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены.


Критерии оценки решения ситуационной задачи:

5 (отлично) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

4 (хорошо) – дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов.

2 (неудовлетворительно) – неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.


Критерии оценки тестового контроля знаний:

5 (отлично) – 90 - 100% правильных ответов,

4 (хорошо) – 70-89% правильных ответов,

3 (удовлетворительно) – 55-69 % правильных ответов,

2 (неудовлетворительно) – 54 % и менее правильных ответов.


Итоговой оценкой за ВСРС по данной теме является среднеарифметическая оценка по результатам выполнения 3-х заданий.


Список основной и дополнительной литературы

  1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 38-44.

  2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учебное пособие / Л.Ю Трушкина., А.Г Трушкин., Л.М. Демьянова; под ред. А.Г. Трушина.- М.: ТК Велби, Проспект, 2012. – с. 177-178.

  3. Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека: учебник / Ю. П. Пивоваров. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2002. с. 208 – 224.





Самостоятельная работа № 5


Тема: Методы, формы и средства гигиенического обучения и воспитания населения.


Цель работы: формирование умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки информации; формирование навыков публичного выступления с целью проведения гигиенического обучения и воспитания населения.


Задание: Выпуск санитарного бюллетеня или создание м/м презентации по теме (на выбор):

  • Физическая культура и здоровье

  • Питание и здоровье.

  • Закаливание - способ укрепления здоровья.

  • Роль вредных привычек в ухудшении здоровья человека.

  • Гигиена тела


Алгоритм разработки санбюллетеня:

  1. Изучить информацию по теме.

  2. Определить категорию читателей, т.е. кому он будет адресован и где будет вывешен, от этого будет зависеть содержание и оформление санбюллетеня.

  3. Подготовить материал для санбюллетеня:

  • написать статью в сжатой, но ёмкой форме (санбюллетень должен обязательно иметь профилактическую направленность, меры профилактики должны быть изложены чётко и конкретно, вопросы лечения должны быть исключены, не должно быть непонятной медицинской терминологии);

  • подобрать иллюстрации или продумать рисунки

  1. Оформить бюллетень в соответствии с требованиями:

  • наверху броское и яркое, но не запугивающее название крупными буквами;

  • текст поделён на фрагменты, обычно 4-6, каждый должен иметь цветной подзаголовок в соответствии с содержанием;

  • изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью;

  • текст может быть напечатан или написан чётким хорошим почерком и достаточно крупно;

  • текст заканчивается лозунгом или призывом, вытекающим из темы;

  • иллюстрации можно делать к каждой статье или к бюллетеню в целом;

  • санбюллетень может быть рисованным или апплицированным;

  • в правом углу пишется дата и ФИО ответственных за выпуск

  1. Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.


Критерии оценки:

  • актуальность темы (0-3 б.)

  • оригинальность названия (0-3 б.)

  • соответствие содержания теме (0-3 б.)

  • наличие профилактической направленности (0-3 б.)

  • ясное, доступное, лаконичное изложение материала (0-3 б.)

  • целесообразность и качество элементов наглядности (0-3 б.)

  • разумная мера заполнения санбюллетеня (0-3 б.)

  • соответствие оформления требованиям (0-3 б.)

  • качество презентации (представления) санбюллетеня (0-3 б.)


27 - 23 б. – оценка «5»;

22 - 18 б. – оценка «4»;

17 – 10 б. – оценка «3»;

9 и менее баллов - оценка «2»


Алгоритм разработки м/м презентации:

  1. Уясните для себя суть темы, которую вы выбрали.

  2. Подберите необходимую литературу по теме (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

  3. Составьте план информационного сообщения.

  4. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

  5. Составьте окончательный текст сообщения.

  6. В конце сообщения составьте список литературы, который вы использовали при подготовке.

  7. Прочитайте написанный текст сообщения заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

  8. Проведите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

  9. Составьте презентацию по тексту.

  10. Никогда не читайте сообщение! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и информацией представленной в презентации.


Требования к оформлению презентации:

- единый стиль оформления (фон, шрифт, заголовки);

- рекомендуется использовать в презентации не более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

- рекомендуемый размер шрифта: 22–24 пункта (заголовки), не менее 18 пунктов (обычный текст);

- на слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик;

- текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно;

- использование разнообразных видов слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами;

- все схемы, графики, таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание;

- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения;

- анимация используется только в том случае, когда это действительно необходимо;

- электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, а не заменяет его.


Регламент времени на озвучивание сообщения - до 7 минут


Критерии оценки презентации


Оценка/баллы

Критерии оценки

5

-содержание сообщения и презентации соответствует теме;

- тема раскрыта полностью;

- оформление презентации соответствует принятым стандартам;

- при работе автор использовал современную литературу;

- при устном представлении работы автор не допускает ошибок, оговорок по невнимательности;

- сообщение логично, последовательно, грамотно;

- на дополнительные вопросы дает правильные ответы;

4

- содержание презентации соответствует теме;

- тема раскрыта полностью;

- оформление соответствует принятым стандартам;

- при работе автор использовал современную литературу;

- при устном представлении работы автор допускает одну-две незначительные ошибки или один-два недочета, допускает неполноту ответа, которые легко исправляет самостоятельно или с помощью преподавателя;

- сообщение логично, последовательно, с незначительными отступлениями;

3

- содержание презентации соответствует теме с незначительными отступлениями;

- тема раскрыта недостаточно полно;

- оформление в целом соответствует принятым стандартам;

- при работе автор использовал современную литературу;

- при устном представлении работы автор допускает две-три незначительные ошибки или три-четыре недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя;

- сообщение логично, последовательно, со значительными отступлениями;

2

- содержание презентации не соответствует теме;

- тема нераскрыта или раскрыта не полностью;

- в оформлении допускаются ошибки;

- использована устаревшая литература;

- при устном представлении работы автор допускает одну многочисленные ошибки или недочеты, допускает неполноту ответа, которые с трудом исправляет с помощью преподавателя или не исправляет;

- сообщение нелогично, непоследовательно.


Список основной и дополнительной литературы

1. Архангельский В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2013.- 176 с.

2. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.- 351 с.

3. Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека: учебник / Н.А. Матвеева. – М.: КНОРУС, 2013.- 328 с.














37


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее