«Осенний фестиваль знаний 2024»

Творительный падеж имен существительных

Урок по русскому языку разработан по требованиям ФГОС. Материал к уроку подобран с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей данного возраста.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сыйразова Хамдия Галихановна,

учитель начальных классов высшей кв. категории

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Тукаевский район

Республика Татарстан

Русский язык. 3 класс

Урок 86.

Тема: Творительный падеж имён существительных.


Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного

в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и

предлогу.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;

  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.


Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:


Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;

  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;

  • презентация к уроку;

  • учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2.)

- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.


Личностные результаты:

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  2. развитие этических чувств (доброжелательности)

ΙΙ. Актуализация знаний.































Слайд 3.

  1. Проверка домашнего задания.

У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении?

  • Почему?

Д: конь – существительное м.р., имеет одинаковое окончание в р.п. и в.п.

  • Что вам помогло распознать падеж?

Д: помогло существительное ж.р. лошадка

  1. Минутка чистописания.

–Ребята откройте тетради и запишите число.

–Напишите: «Классная работа».

  1. Запись строчной буквы п

У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница

  1. Словарная работа

Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание).

У: Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.

У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница?

У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?

Д: Слышится звук [э].

У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.

Как вы понимаете смысл? О ком так говорят?

Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.


  1. Что мы знаем об имени существи-тельном? Слайд 4.

- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.


  • Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)

  • Сколько… ( падежей в русском языке?)

  • Как … ( изменяются имена существительные?)

  • На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)

  • Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)

  • Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)


  1. Определи падеж по признакам. Слайд 5–6.

Вопросы: кто? что?

Предлоги: нет

Член предложения: подлежащее


Вопросы: кого? что?

Предлоги: за, через, про

Член предложения: второстепенный


Вопросы: кого? чего?

Предлоги: от, до, без, из

Член предложения: второстепенный


Построили теремок …

Пришёл волк …

Выглянул из окошка …

Подошёл к волку …


Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять в памяти учебную задачу;

  2. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

  3. в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;


Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  2. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);


Коммуникативные УУД:

  1. слушать собеседника и понимать речь других;

  2. высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  1. Формулирование темы и постановка учебной задачи.











  1. Введение в тему урока. (Слайд 7.)

Работа в группах.

Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки,

под лес_ницей, с тр_пинки

У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?

Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.

У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными

  • А ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?

Д: по падежам.

У.: Как определим падеж у имён существительных?

Д.: по вопросу и по предлогу

У.: На какие группы разделили существительные по падежам?

Д.: на Р.п и В.п.

Проверка (Слайд 7.)

У.: Что заметили?

Д.: под лестницей не относится к этим падежам

У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Д.: Творительный падеж имён

существительных.

(Открывается тема урока. Слайд 8.)

У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным

Надо всё теперь понять

В падеже творительном. ( Т. Рик)

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…

У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении)

(открывается на доске)

Регулятивные УУД:

прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;


Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  2. Развитие умения извлекать информацию из текста.

  3. На основе анализа объектов делать выводы.


IV. Построение проекта учебных действий.



























  1. Фронтальная работа с классом

Слайд 9.

У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?

Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)

  1. Упр.94, с.52

  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.

  • С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

  • Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.

  • 4-ое предложение разберите по членам:


Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)


Сделайте вывод.

Продолжите предложение:

Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.

Физкультминутка.


Регулятивные УУД:

  1. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  3. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Развитие умения слушать и понимать других.

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

  4. Умение работать в паре.

  5. . ениемо..113а полях тетради.граммой:

  6. буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается

Познавательные УУД:

  1. Выявлять сущность, особенности объектов.

  2. На основе анализа объектов делать выводы.

  3.  Обобщать и классифицировать по признакам.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи










  1. Фронтальная работа.

Упр. 96 (устно)

– Назовите имена существительные в творительном падеже?

– Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?


Слайд 10.

2) Работа в парах с проверкой

а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.

б) Выделите окончания существительных

присмотреть за … сестра

остановился перед … река

повстречался с … ручей

зашла за … вода

пролетели над … тропа

прополз под … мост

голова

гнездо

молоко

конь

Слайд 11.

У.: Откройте рабочую тетрадь,

3) Упр.81,с.38.

Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку

Д.: вопросы: кем? чем?

Предлоги: перед, под, над

Вспомогательное слово: доволен


Познавательные УУД:

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Регулятивные УУД:

  1. выполнять действия по намеченному плану;

  2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):

Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.

Познавательные УУД:

  1. пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;

обосновать свой выбор;

VII. Обобщение знаний о творительном падеже.


У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.

Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер.


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

VIII. Рефлексия

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?

  • Как вы думаете, достигли мы цели?

  • Как можно определить падеж имён существительных?

– Всё ли получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

Оцените себя цветными магнитами.


Регулятивные УУД:

  1. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;

  2. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Домашнее задание

Упр. 95, с.53, правило.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее