Сыйразова Хамдия Галихановна,
учитель начальных классов высшей кв. категории
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Тукаевский район
Республика Татарстан
Русский язык. 3 класс
Урок 86.
Тема: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного
в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и
предлогу.
Задачи:
Обучающие:
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
дать представление о творительном падеже имён существительных;
Развивающие:
развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом.
Воспитательные:
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного;
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 3 класс;
презентация к уроку;
учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности. |
- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! - Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
| Личностные результаты:
|
ΙΙ. Актуализация знаний.
| Слайд 3.
У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении?
Д: конь – существительное м.р., имеет одинаковое окончание в р.п. и в.п.
Д: помогло существительное ж.р. лошадка
–Ребята откройте тетради и запишите число. –Напишите: «Классная работа».
У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница
Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание). У: Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница. У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница? У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему? Д: Слышится звук [э]. У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе. Как вы понимаете смысл? О ком так говорят? Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.
- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
Вопросы: кто? что? Предлоги: нет Член предложения: подлежащее
Вопросы: кого? что? Предлоги: за, через, про Член предложения: второстепенный
Вопросы: кого? чего? Предлоги: от, до, без, из Член предложения: второстепенный
Построили теремок … Пришёл волк … Выглянул из окошка … Подошёл к волку … |
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|
Работа в группах. Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки, под лес_ницей, с тр_пинки У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне. У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными
Д: по падежам. У.: Как определим падеж у имён существительных? Д.: по вопросу и по предлогу У.: На какие группы разделили существительные по падежам? Д.: на Р.п и В.п. Проверка (Слайд 7.) У.: Что заметили? Д.: под лестницей не относится к этим падежам У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Д.: Творительный падеж имён существительных. (Открывается тема урока. Слайд 8.) У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным Надо всё теперь понять В падеже творительном. ( Т. Рик) - Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении… У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении) (открывается на доске) | Регулятивные УУД: прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
|
IV. Построение проекта учебных действий.
|
Слайд 9. У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер? Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)
Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)
Сделайте вывод. Продолжите предложение: Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения. Физкультминутка. |
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
|
Упр. 96 (устно) – Назовите имена существительные в творительном падеже? – Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
Слайд 10. 2) Работа в парах с проверкой а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п. б) Выделите окончания существительных присмотреть за … сестра остановился перед … река повстречался с … ручей зашла за … вода пролетели над … тропа прополз под … мост голова гнездо молоко конь Слайд 11. У.: Откройте рабочую тетрадь, 3) Упр.81,с.38. Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку Д.: вопросы: кем? чем? Предлоги: перед, под, над Вспомогательное слово: доволен |
Познавательные УУД: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками): Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила. | Познавательные УУД:
обосновать свой выбор; |
VII. Обобщение знаний о творительном падеже.
| У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер. |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VIII. Рефлексия |
– Всё ли получалось сегодня у вас? – В чём испытали затруднения? Оцените себя цветными магнитами.
| Регулятивные УУД:
|
Домашнее задание | Упр. 95, с.53, правило. |
|