Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Агупова Эльнара Магомедовна
Предмет информатика Класс шестой
Тема урока Цифровые данные. Тексты и изображения в памяти компьютера.
Цель урока: рассмотреть двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
Обучающие: формирование представления о двоичном кодировании текстовой и графической информации;
Развивающие:
развитие приемов умственной деятельности;
развитие творческой познавательной деятельности;
развитие умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своей работы;
развитие умения анализировать ответы своих товарищей;
создание условий для развития у школьников умения работать во времени;
Воспитывающие: воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения, воспитание уверенности в собственных силах, воспитание самостоятельности, воспитание информационной культуры учащихся.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
основные понятия “бит”, “цифровое (двоичное) кодирование”, “система счисления”, “позиционная система счисления”, “непозиционная система счисления”;
алфавит двоичной, восьмеричной, десятеричной, шестнадцатеричной систем счисления.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры чисел в различных системах счисления;
переводить числа из десятеричной системы счисления двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
переводить числа из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятеричную.
Методы:
информационный (словесный);
наглядный;
иллюстративный;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, практическая работа.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Объяснение нового материала – 15 мин.
Первичное осмысление и закрепление полученных знаний (практическая работа) – 15 мин.
Подведение итогов урока (рефлексия) – 2 мин.
Постановка домашнего задания – 1 мин.
Ход урока:
| Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент Цель для учеников - подготовиться к продуктивной работе на занятии Цель для педагога - способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии. Задачи:
Методы организации работы воспитанников на начальном этапе занятия:
|
Приветствие класса. Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас! Эпиграф к уроку: «Как хороша двоичная система, и как проста вычислительная схема! Забавна записи канва: один с нулем не десять здесь, а два» А. Стариков. (Слайд 2) Действительно, мы с вами знаем, что компьютер представляет информацию в виде двоичного кода. Сегодня мы узнаем, как же представляется текстовая и графическая информация в компьютере.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Основной этап. 1) Актуализация знаний Цель для учеников – ответить на вопросы, представленные на слайде. Цель для педагога - побудить воспитанников к активности при ответах на вопросы Задачи:
Формы и методы организации фронтальной деятельности учеников:
Критерии определения уровня внимания и интереса воспитанников к занятию:
Методы мотивирования (стимулирования) воспитанников в ходе занятия:
2) Объяснение нового материала
3) Первичное осмысление и закрепление полученных знаний
| На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием системы счисления, виды систем счисления, научились переводить из одной системы счисления в другую. Сегодня мы продолжаем знакомство с цифровыми данными, но для начала вспомним некоторые определения.
На слайде 3 показаны вопросы: 1) Что такое двоичное кодирование? ( Двоичное кодирование – последовательность битов, с помощью которых можно представить самую различную информацию). 2) Что такое бит? (бит – каждая «клеточка» памяти компьютера). 3) Что такое система счисления? (Система счисления – это набор символов, предназначенный для записи чисел по определенному правилу) 4) На какие группы делятся системы счисления? (Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные). В чем их отличие? (в позиционной системе счисления цифра зависит от своего место положения в записи числа, а не позиционной - не зависит). 5) Какой системой счисления мы чаще всего пользуемся? (Мы пользуемся десятичной системой счисления: на уроках математике, в магазине и т.д.) 6) А где используется двоичная система счисления? (Двоичная система счисления используется в компьютере для представления информации, и для ее хранения) 7) Как перейти от десятичной системы счисления к двоичной? (Десятичное число необходимо делить на 2, до тех пор пока неполное частное не станет меньше 2) - Молодцы! 7) А кто вспомнит, как же записываются буквы в компьютере? Это мы с вами проходили в 5 классе. (Буква в компьютере представляется в виде цепочки из нулей и единиц, в количестве восьми штук). - Хорошо!
- Действительно, при двоичном кодировании текстовой информации каждому символу ставится в соответствие своя уникальная последовательность из восьми нулей и единиц. Такая последовательность называется байтом. Записываем себе в тетрадь: байт – это последовательность из восьми нулей и единиц. (Слайд 4). Байт состоит из 8 битов. Символ получает свой уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (десятичный код от 0 до 255). Таким образом, всего существует 256 различных цепочек из восьми нулей и единиц. - Сколько же получается можно закодировать символов? (256 символов можно закодировать: буквы прописные и заглавные, цифры, знаки препинания, и другие символы). - А как можно получить число 256, если использовать только число 2? (28=256) - Почему используют цифры 2 и 8? (наверное, 2 это двоичная система, т.е. символы 0 и 1; а 8, потому что именно столько цифр используется для записи каждого символа) - А как вы думаете, можно ли запомнить код для каждого символа? (Нет) Поэтому для нашего удобства в учебнике приведен фрагмент специальной кодовой таблицы. Мы можем ее посмотреть (слайд 5). Она состоит из двух частей, первая часть это знаки и числа, вторая – это русский алфавит. - Как вы думаете, всегда ли так выглядит таблица? Может что-либо в ней меняться? (русский алфавит будет меняться на другой, например украинский, а числа и символы останутся неизменными). - Молодцы. Одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был код КОИ-8 («Код обмена информацией 8-битный»). Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов. Международным стандартом считается таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена. (Слайд 6) Присвоение символу конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т.д.). Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания. Коды с 128 по 255 являются национальными, т.е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв, поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. - Теперь, давайте с помощью таблицы декодируем информацию.
Задание 1. Переведите десятичный код в букву. (Слайд 7) 202 206 203 206 205 202 200 К О Л О Н К И - А как же быть, если дано большое число из нулей и единиц, а мне нужно узнать слово? (отделить по 8 символов, а потом перевести их в букву) Задание 2. Переведите двоичный код в букву. (Слайд 8) - Отлично! А как де быть с изображениями? Как же они представляются в памяти компьютера? (Под запись, слайд 9) Существуют два способа представления изображений в цифровом виде:
Возьмем черно-белую картинку. Сколько используется цветом? Как 2 цвета связать с двоичным кодированием? (Если использован черный цвет, т.е. пиксель закрашен, то ставим 1, а если цвет белый – то ставим 0.) Слайд 9.
- Если изображение цветное, то каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков. - А сейчас мы попробуем применить полученные знания на практике. Работа в малых группах (2 ученика за компьютером) (15 мин) - Каждая группа получает карточку (приложение 2) с заданием (исходные данные у каждой группы разные), в итоге у вас на экране должен получиться рисунок, но в разных программах, с которыми мы уже знакомы. (Слайд 10) Алгоритм выполнения работы:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Итоговый этап 4) Подведение итогов урока Цель для учеников: - самостоятельно делать выводы. Цель для педагога - оценить деятельность учеников по конечному результату. Методы организации:
Методы оценивания: - похвала, одобрение присутствующих на занятии. 5) Постановка домашнего задания | - Давайте проверим как вы усвоили материал. Для закрепления материала используется тест (приложение 3) Самопроверка. (Слайд 11) Выставление оценки. (Слайд 11) «5» 0- ошибок, «4» 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» 5 ошибок. - Хотелось бы узнать как каждый из вас оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Слайд 13) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Молодцы! Оценки за урок! Задание на дом: (Слайд 14) §1.3. ст. 21 – 27, вопросы после параграфа. Рабочая тетрадь ст. 20, № 27 – 30, ст. 29 № 37 и 39. |
Приложение 2
Карточка № 1. ОФОРМИТЬ В MS EXCEL
Задание № 1.
Даны числа в десятичной системе счисления.
32, 224, 224, 225, 63, 63, 33, 99.
Перевести эти числа в двоичную систему счисления.
Двоичный код перевести в графическую информацию.
Задание № 2. (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)
Дано слово. АППАРАТ
Перевести слово в двоичную систему счисления.
Двоичный код перевести в графическую информацию
Карточка № 2. ОФОРМИТЬ В PAINT
Задание №1.
Дано слово. ПРИНТЕР
Перевести слово в двоичную систему счисления.
Двоичный код перевести в графическую информацию
Задание № 2.(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)
Даны числа в десятичной системе счисления.
31, 3, 5, 9, 17, 32, 64, 128
Перевести эти числа в двоичную систему счисления.
Двоичный код перевести в графическую информацию.
Карточка № 3. ОФОРМИТЬ В MS WORD
Задание №1.
Дано черно-белое изображение.
Перевести изображение в двоичный код.
От двоичной системы счисления перейти к десятичной.
Задание № 2.(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)
Дано слово. СКАНЕР
Перевести слово в двоичную систему счисления.
Двоичный код перевести в графическую информацию
Приложение 3
1. Выбрать непозиционную систему счисления:
Десятичная;
Двоичная;
Троичная;
Римская.
2. Выбрать позиционные системы счисления:
Десятичная;
Двоичная;
Вавилонская;
Восьмеричная.
3.Как представляется графическая информация в компьютере?
В десятичном коде;
В виде пикселей;
В двоичном коде;
В виде геометрических фигур.
4.Какое количество символов закодировано в кодовой таблице?
8;
256;
128;
33.
5. Чему равен 1 байт?
8 битов;
2 бита;
4 бита;
128 битов.
Ответы:
1 – D
2 – A, B, D
3 – В, С, D
4 – В
5 – А