Цифровые данные в памяти компьютера

Конспект урока с презентацией и с практическим заданием

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока


Аттестуемый педагог (ФИО) Агупова Эльнара Магомедовна

Предмет информатика Класс шестой

Тема урока Цифровые данные. Тексты и изображения в памяти компьютера.

Цель урока:  рассмотреть двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Обучающие: формирование представления о двоичном кодировании текстовой и графической информации;

Развивающие:

  • развитие приемов умственной деятельности;

  • развитие творческой познавательной деятельности;

  • развитие умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своей работы;

  • развитие умения анализировать ответы своих товарищей;

  • создание условий для развития у школьников умения работать во времени;

Воспитывающие: воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения, воспитание уверенности в собственных силах, воспитание самостоятельности, воспитание информационной культуры учащихся.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия “бит”, “цифровое (двоичное) кодирование”, “система счисления”, “позиционная система счисления”, “непозиционная система счисления”;

  • алфавит двоичной, восьмеричной, десятеричной, шестнадцатеричной систем счисления.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры чисел в различных системах счисления;

  • переводить числа из десятеричной системы счисления двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

  • переводить числа из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятеричную.

Методы:

  • информационный (словесный);

  • наглядный;

  • иллюстративный;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, практическая работа.





План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Объяснение нового материала – 15 мин.

  4. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний (практическая работа) – 15 мин.

  5. Подведение итогов урока (рефлексия) – 2 мин.

  6. Постановка домашнего задания – 1 мин.

Ход урока:



Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель для учеников - подготовиться к продуктивной работе на занятии

Цель для педагога - способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии.

Задачи:

  • вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Методы организации работы воспитанников на начальном этапе занятия:

  • методы обучения (словесный: беседа)

  • методы организации познавательной деятельности воспитанников: фронтальный опрос.


Приветствие класса.

Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас!


Эпиграф к уроку: «Как хороша двоичная система, и как проста вычислительная схема! Забавна записи канва: один с нулем не десять здесь, а два» А. Стариков. (Слайд 2)

Действительно, мы с вами знаем, что компьютер представляет информацию в виде двоичного кода. Сегодня мы узнаем, как же представляется текстовая и графическая информация в компьютере.



2.

Основной этап.

1) Актуализация знаний

Цель для учеников – ответить на вопросы, представленные на слайде.

Цель для педагога - побудить воспитанников к активности при ответах на вопросы

Задачи:

  • сформировать представление о двоичном кодировании текста и изображения;

  • закрепить умение развёрнуто отвечать на поставленные вопросы;


Формы и методы организации фронтальной деятельности учеников:

  • словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей);

  • наглядный (презентация: виды информационных моделей)


Критерии определения уровня внимания и интереса воспитанников к занятию:

  • своевременное и правильное выполнение заданий;

  • эмоциональный настрой детей.


Методы мотивирования (стимулирования) воспитанников в ходе занятия:

  • одобрение, похвала;

  • создание ситуации успеха (задания подобраны с учётом возраста и уровня подготовки воспитанников).


2) Объяснение нового материала













































































3) Первичное осмысление и закрепление полученных знаний















На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием системы счисления, виды систем счисления, научились переводить из одной системы счисления в другую. Сегодня мы продолжаем знакомство с цифровыми данными, но для начала вспомним некоторые определения.

    1. Проверка домашнего задания (собрать рабочие тетради).

    2. Фронтальный опрос.

На слайде 3 показаны вопросы:

1) Что такое двоичное кодирование? ( Двоичное кодирование – последовательность битов, с помощью которых можно представить самую различную информацию).

2) Что такое бит? (бит – каждая «клеточка» памяти компьютера).

3) Что такое система счисления? (Система счисления – это набор символов, предназначенный для записи чисел по определенному правилу)

4) На какие группы делятся системы счисления? (Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные). В чем их отличие? (в позиционной системе счисления цифра зависит от своего место положения в записи числа, а не позиционной - не зависит).

5) Какой системой счисления мы чаще всего пользуемся? (Мы пользуемся десятичной системой счисления: на уроках математике, в магазине и т.д.)

6) А где используется двоичная система счисления? (Двоичная система счисления используется в компьютере для представления информации, и для ее хранения)

7) Как перейти от десятичной системы счисления к двоичной? (Десятичное число необходимо делить на 2, до тех пор пока неполное частное не станет меньше 2)

- Молодцы!

7) А кто вспомнит, как же записываются буквы в компьютере? Это мы с вами проходили в 5 классе. (Буква в компьютере представляется в виде цепочки из нулей и единиц, в количестве восьми штук).

- Хорошо!









- Действительно, при двоичном кодировании текстовой информации каждому символу ставится в соответствие своя уникальная последовательность из восьми нулей и единиц. Такая последовательность называется байтом. Записываем себе в тетрадь: байт – это последовательность из восьми нулей и единиц. (Слайд 4). Байт состоит из 8 битов. Символ получает свой уникаль­ный двоичный код от 00000000 до 11111111 (десятичный код от 0 до 255). Таким образом, всего существует 256 различных цепочек из восьми нулей и единиц.

- Сколько же получается можно закодировать символов? (256 символов можно закодировать: буквы прописные и заглавные, цифры, знаки препинания, и другие символы).

- А как можно получить число 256, если использовать только число 2? (28=256)

- Почему используют цифры 2 и 8? (наверное, 2 это двоичная система, т.е. символы 0 и 1; а 8, потому что именно столько цифр используется для записи каждого символа)

- А как вы думаете, можно ли запомнить код для каждого символа? (Нет)

Поэтому для нашего удобства в учебнике приведен фрагмент специальной кодовой таблицы. Мы можем ее посмотреть (слайд 5). Она состоит из двух частей, первая часть это знаки и числа, вторая – это русский алфавит.

- Как вы думаете, всегда ли так выглядит таблица? Может что-либо в ней меняться? (русский алфавит будет меняться на другой, например украинский, а числа и символы останутся неизменными).

- Молодцы.

Одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был код КОИ-8 («Код обмена информацией 8-битный»).

 Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов.

Международным стандартом считается таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена. (Слайд 6)

Присвоение символу конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод про­бела и т.д.). Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

Коды с 128 по 255 являются национальными, т.е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв, поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

- Теперь, давайте с помощью таблицы декодируем информацию.


Задание 1. Переведите десятичный код в букву. (Слайд 7)

202  206  203  206  205  202 200

К О Л О Н К И

- А как же быть, если дано большое число из нулей и единиц, а мне нужно узнать слово? (отделить по 8 символов, а потом перевести их в букву)

Задание 2. Переведите двоичный код в букву. (Слайд 8)
11001100 – М
11001110 – О
11001101 – Н
11101001 – И
11001000 – Т
11001101 – О
11010000 – Р

- Отлично! А как де быть с изображениями? Как же они представляются в памяти компьютера? (Под запись, слайд 9) Существуют два способа представления изображений в цифровом виде:

  • Векторный, когда наше изображение состоит из фигур (окружность, прямоугольник, треугольник и т.д.). С этим способом представления изображения мы познакомимся на следующем уроке.

  • Растровый. Мы с вами знаем, из чего состоит изображение? (Изображение состоит из пикселей). Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом.

Возьмем черно-белую картинку. Сколько используется цветом? Как 2 цвета связать с двоичным кодированием? (Если использован черный цвет, т.е. пиксель закрашен, то ставим 1, а если цвет белый – то ставим 0.)

Слайд 9.

00001000

00000100

00000010

11111111

00000010

00000100

00001000



























































- Если изображение цветное, то каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков.

- А сейчас мы попробуем применить полученные знания на практике.


Работа в малых группах (2 ученика за компьютером) (15 мин)
Рассаживание учащихся по группам.
Представление отчета – по желанию один человек (лидер группы).


- Каждая группа получает карточку (приложение 2) с заданием (исходные данные у каждой группы разные), в итоге у вас на экране должен получиться рисунок, но в разных программах, с которыми мы уже знакомы. (Слайд 10)


Алгоритм выполнения работы:

  1. От исходных данных перейти к двоичному коду.

  2. Двоичный код перевести в графическую информацию.

  3. Оформить расчеты и результат в предложенной программе.

  4. Показать результат


3.

Итоговый этап

4) Подведение итогов урока

Цель для учеников: - самостоятельно делать выводы.

Цель для педагога - оценить деятельность учеников по конечному результату.

Методы организации:

  • тестирование

  • словесный: беседа, диалог.

Методы оценивания: - похвала, одобрение присутствующих на занятии.















5) Постановка домашнего задания

- Давайте проверим как вы усвоили материал. Для закрепления материала используется тест (приложение 3)

Самопроверка. (Слайд 11)

Выставление оценки. (Слайд 11)

«5» 0- ошибок, «4» 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» 5 ошибок.

- Хотелось бы узнать как каждый из вас оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Слайд 13) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. я смог…

  11. меня удивило…

  12. урок дал мне для жизни…

  13. мне захотелось…

Молодцы! Оценки за урок!


Задание на дом: (Слайд 14)

§1.3. ст. 21 – 27, вопросы после параграфа. Рабочая тетрадь ст. 20, № 27 – 30, ст. 29 № 37 и 39.









Приложение 2

Карточка № 1. ОФОРМИТЬ В MS EXCEL

Задание № 1.

  1. Даны числа в десятичной системе счисления.

32, 224, 224, 225, 63, 63, 33, 99.

  1. Перевести эти числа в двоичную систему счисления.

  2. Двоичный код перевести в графическую информацию.

Задание № 2. (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)

  1. Дано слово. АППАРАТ

  2. Перевести слово в двоичную систему счисления.

  3. Двоичный код перевести в графическую информацию



Карточка № 2. ОФОРМИТЬ В PAINT

Задание №1.

  1. Дано слово. ПРИНТЕР

  2. Перевести слово в двоичную систему счисления.

  3. Двоичный код перевести в графическую информацию

Задание № 2.(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)

  1. Даны числа в десятичной системе счисления.

31, 3, 5, 9, 17, 32, 64, 128

  1. Перевести эти числа в двоичную систему счисления.

  2. Двоичный код перевести в графическую информацию.



Карточка № 3. ОФОРМИТЬ В MS WORD

Задание №1.

  1. Дано черно-белое изображение.

  1. Перевести изображение в двоичный код.

  2. От двоичной системы счисления перейти к десятичной.

Задание № 2.(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)

  1. Дано слово. СКАНЕР

  2. Перевести слово в двоичную систему счисления.

  3. Двоичный код перевести в графическую информацию




Приложение 3

1. Выбрать непозиционную систему счисления:

  1. Десятичная;

  2. Двоичная;

  3. Троичная;

  4. Римская.


2. Выбрать позиционные системы счисления:

  1. Десятичная;

  2. Двоичная;

  3. Вавилонская;

  4. Восьмеричная.

3.Как представляется графическая информация в компьютере?

  1. В десятичном коде;

  2. В виде пикселей;

  3. В двоичном коде;

  4. В виде геометрических фигур.


4.Какое количество символов закодировано в кодовой таблице?

  1. 8;

  2. 256;

  3. 128;

  4. 33.


5. Чему равен 1 байт?

  1. 8 битов;

  2. 2 бита;

  3. 4 бита;

  4. 128 битов.







Ответы:

1 – D

2 – A, B, D

3 – В, С, D

4 – В

5 – А


Содержимое разработки

Цифровые данные. Тексты и изображения в памяти компьютера  6 класс МОУ лицей № 2 г.Волгограда Агупова Эльнара Магомедовна учитель информатики Волгоград

Цифровые данные. Тексты и изображения в памяти компьютера 6 класс

МОУ лицей № 2 г.Волгограда

Агупова Эльнара Магомедовна

учитель информатики

Волгоград

1. Что такое двоичное кодирование? 2. Что такое бит? 3. Что такое система счисления? 4. На какие группы делятся системы счисления? 5. Какой системой счисления мы чаще всего пользуемся? 6. Где используется двоичная система счисления?

1. Что такое двоичное кодирование?

2. Что такое бит?

3. Что такое система счисления?

4. На какие группы делятся системы счисления?

5. Какой системой счисления мы чаще всего пользуемся?

6. Где используется двоичная система счисления?

Каждому символу ставится в соответствие уникальная последовательность из восьми нулей и единиц. Байт – это последовательность из восьми нулей и единиц. Байт = 8 бит

Каждому символу ставится в соответствие уникальная последовательность из восьми нулей и единиц.

Байт – это последовательность из восьми нулей и единиц.

Байт = 8 бит

Фрагмент кодовой таблицы в системе Windows Символ Пробел ! * + , - . / = ? Десятичный код Двоичный код А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П 32 33 42 43 44 45 46 47 61 63 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 00100000 00100001 00101010 00101011 00101100 00101101 00101110 001011110 00111101 00111111 Символ 11000000 11000001 11000010 11000011 11000100 11000101 11000110 11000111 11001000 11001001 11001010 11001011 11001100 11001101 11001110 11001111 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Десятичный код Двоичный код Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 00110000 00110001 00110010 00110011 00110100 00110101 00110110 00110111 00111000 00111001 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 11010000 11010001 11010010 11010011 11010100 11010101 11010110 11010111 11011000 11011001 11011010 11011011 11011100 11011101 11011110 11011111

Фрагмент кодовой таблицы в системе Windows

Символ

Пробел

!

*

+

,

-

.

/

=

?

Десятичный код

Двоичный код

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

32

33

42

43

44

45

46

47

61

63

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

00100000

00100001

00101010

00101011

00101100

00101101

00101110

001011110

00111101

00111111

Символ

11000000

11000001

11000010

11000011

11000100

11000101

11000110

11000111

11001000

11001001

11001010

11001011

11001100

11001101

11001110

11001111

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Десятичный код

Двоичный код

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

00110000

00110001

00110010

00110011

00110100

00110101

00110110

00110111

00111000

00111001

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

11010000

11010001

11010010

11010011

11010100

11010101

11010110

11010111

11011000

11011001

11011010

11011011

11011100

11011101

11011110

11011111

ASCII – Американский стандартный код для информационного обмена.

ASCII – Американский стандартный код для информационного обмена.

  • Коды с 0 по 32 - операции (перевод строки, ввод пробела и т.д.);
  • Коды с 33 по 127 символы латинского алфавита, цифры, знаки арифметических операций и знаки препинания;
  • Коды с 128 по 255 являются национальными.
Задание № 1.  Переведите десятичный код в текстовую информацию 202  206  203  206  205  202 200 И Н К Л К О О

Задание № 1. Переведите десятичный код в текстовую информацию

202  206  203  206  205  202 200

И

Н

К

Л

К

О

О

Задание 2. Переведите двоичный код в текстовую информацию 11001100  11001110  11001101  11101001  11001000  11001101  11010000 М О Н И Т О Р

Задание 2.

Переведите двоичный код в текстовую информацию

11001100 11001110 11001101 11101001 11001000 11001101 11010000

М

О

Н

И

Т

О

Р

Способы представления изображений в цифровом виде: Растровый Векторный

Способы представления изображений в цифровом виде:

Растровый

Векторный

Алгоритм выполнения работы:  От исходных данных перейти к двоичному коду. 2. Двоичный код перевести в графическую информацию. 3. Оформить расчеты и результат в предложенной программе. 4. Показать результат

Алгоритм выполнения работы:

  • От исходных данных перейти к

двоичному коду.

2. Двоичный код перевести в

графическую информацию.

3. Оформить расчеты и результат в

предложенной программе.

4. Показать результат

Ответы на тест: 1 – D 2 – A, B, D 3 – В, С, D 4 – В 5 – А

Ответы на тест:

1 – D

2 – A, B, D

3 – В, С, D

4 – В

5 – А

Оценки:  «5» - 0 ошибок,  «4» - 1-2 ошибки,  «3» - 3 ошибки, «2» - 5 ошибок.

Оценки:

«5» - 0 ошибок,

«4» - 1-2 ошибки,

«3» - 3 ошибки,

«2» - 5 ошибок.

Итоги урока

Итоги урока

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • сегодня я узнал…
  • мне захотелось…
Домашнее задание § 1.3. ст. 21 – 27, вопросы. Рабочая тетрадь ст. 20, № 27 – 30, ст. 29 № 37 и 39.

Домашнее задание

§ 1.3. ст. 21 – 27, вопросы.

Рабочая тетрадь ст. 20,

№ 27 – 30, ст. 29 № 37 и 39.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее