«Осенний фестиваль знаний 2024»

«цена ломтика хлеба»

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

«ЦЕНА ЛОМТИКА ХЛЕБА»

г.Мстиславль

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого от­ношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход занятия

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать клубный час с чтения стихотворений или предложить детям отга­дать загадки.

1. Вступительная часть.

- Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из камен­ных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Поло­жив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ноч­ной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там при­меняли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие

согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с бла­гоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

Почему один хлеб черный, другой - белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеи­вается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это - отру­би, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паек в блокадном Ле­нинграде был таков: служащему - 125 г хлеба, рабочему - 200 г(показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть бу­ханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипя­щей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

3. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины:

1)В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной,

озимую - осенью, в зиму.)

2)Куда зерно везут после уборки? (На элеватор - хранилище для зерна.)

3)Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4)Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5)Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

4.Рассказ учителя (продолжение).

Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы де­тей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе - послови­цы. (Ответы детей.)

Задание: доскажите вторую часть пословицы.

· Не шуба греет, а. (хлеб).

· В дороге хлеб не. (помеха).

· Не будет хлеба,. (не будет и обеда).

· Без соли не вкусно, а без хлеба. (несытно).

· У кого хлебушко, у того и. (счастье).

· Хлеб всему. (голова).

· Без печки холодно - без хлеба. (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изрече­ние, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержимся русской традиции гостеприимства. На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб - на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля -

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото - пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь - порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб - на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»










«ЦЕНА ЛОМТИКА ХЛЕБА»






















г.Мстиславль

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого от­ношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход занятия

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать клубный час с чтения стихотворений или предложить детям отга­дать загадки.

1. Вступительная часть.

- Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из камен­ных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Поло­жив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ноч­ной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там при­меняли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!



Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.


Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.


В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.


Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.


Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно.


Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!


На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.


Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.


Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.


2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие


согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с бла­гоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

Почему один хлеб черный, другой - белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеи­вается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это - отру­би, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паек в блокадном Ле­нинграде был таков: служащему - 125 г хлеба, рабочему - 200 г(показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов



А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть бу­ханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипя­щей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)


3. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины:

1)В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной,


озимую - осенью, в зиму.)

2)Куда зерно везут после уборки? (На элеватор - хранилище для зерна.)

3)Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4)Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5)Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)


4.Рассказ учителя (продолжение).

Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы де­тей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе - послови­цы. (Ответы детей.)

Задание: доскажите вторую часть пословицы.

  • Не шуба греет, а ... (хлеб).

  • В дороге хлеб не ... (помеха).

  • Не будет хлеба, ... (не будет и обеда).

  • Без соли не вкусно, а без хлеба ... (несытно).

  • У кого хлебушко, у того и ... (счастье).

  • Хлеб всему ... (голова).

  • Без печки холодно - без хлеба ... (голодно).


6. Заключительная часть.

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изрече­ние, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержимся русской традиции гостеприимства. На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.


Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб - на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля -

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно


Наше золото - пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь - порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб - на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба


Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее