«Зимний фестиваль знаний 2025»

Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

Новое время выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся основой образовательного и воспитательного процесса. Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.   МБОУ СОШ №33 учитель английского языка Меметова Н.А.

Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

МБОУ СОШ №33

учитель английского языка Меметова Н.А.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»   А. Дистервег
  • «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания .  Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целеполагания. Это те инструменты, благодаря которым можно добиться прекрасных педагогических результатов.
  • Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания .
  • Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целеполагания.
  • Это те инструменты, благодаря которым можно добиться прекрасных педагогических результатов.

ФГОС предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание.
  • ФГОС предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание.

Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
  • Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Целеполагание  в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах.
  • Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах.

Какие задачи может поставить перед собой учитель для достижения реальных целей урока?

Какие задачи может поставить перед собой учитель для достижения реальных целей урока?

  • создать ситуацию вызова : мобилизация учащимися ранее усвоенных знаний- поддержка интереса к новой информации- мотивация активности;
  • создать наиболее комфортные условия для осмысления новой информации: получение новой информации – осмысление - соотнесение с ранее полученной;
  • создать условия рефлексии учащихся: целостное осмысление- обобщение - формирование собственного мнения.
  • Эти задачи урока можно назвать задачами управления уроком. В данном случае учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся.
Целеполагание направлено на изменение сознания обучающегося; на изменение подхода к организации учебной деятельности; на включение личности ребёнка в планирование учёбы, осознание своих результатов; на превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Целеполагание направлено

  • на изменение сознания обучающегося;
  • на изменение подхода к организации учебной деятельности;
  • на включение личности ребёнка в планирование учёбы, осознание своих результатов;
  • на превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Алгоритм постановки обучающих целей урока   учитель планирует результат урока ( формулирует результат через действия учащихся, которыми они должны овладеть)   Подготовка к уроку 1 цель определяют учащиеся ( учитель продумывает проблемную ситуацию и подбирает учебный материал) Целеполагание 2 диагностика и оценка степени достижения цели  Заключительный этап 3

Алгоритм постановки обучающих целей урока

учитель планирует результат урока ( формулирует результат через действия учащихся, которыми они должны овладеть)

Подготовка к уроку

1

цель определяют учащиеся ( учитель продумывает проблемную ситуацию и подбирает учебный материал)

Целеполагание

2

диагностика и оценка степени достижения цели

Заключительный этап

3

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  • Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  • Использование педагогом многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности.
  • Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  • Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
  • Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  • Осуществление учащимися контроля своих достижений.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
  • Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы целеполагания , которые я использую на уроках английского языка

Приемы целеполагания , которые я использую на уроках английского языка

  • Ситуация Яркого пятна
  • Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю  слова : I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
  • Далее определяется тема и цели урока.
план" width="640"

Тема-вопрос план

  • Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Группировка   Предлагаю детям разделить на группы ряд слов. Например : Dogs, men, women , children, boxes, feet, balls. Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос:

Группировка

  • Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
  • Например : Dogs, men, women , children, boxes, feet, balls.
  • Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.

Исключение

Исключение

  • Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
  • Прослушайте и запомните ряд слов:   Played, liked, helped, went, lived .
  • Что общего во всех словах?  Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Лови ошибку!  

Лови ошибку!  

  • Каждый учитель использует этот прием, который  позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
  •  
Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:  учет уровня знаний и опыта детей,  доступность, т.е. разрешимая степень трудности,  – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,  – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.
  • Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.
Литература:   1.Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. – Волгоград, 2009.  2.Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010  3. Приемы целеполагания на уроках по ФГОС https://multiurok.ru/nadegdazakurdaeva/files/mietodichieskaia-razrabotka-priiemy-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-po-fgos.html

Литература:

1.Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. – Волгоград, 2009. 

2.Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010 3. Приемы целеполагания на уроках по ФГОС https://multiurok.ru/nadegdazakurdaeva/files/mietodichieskaia-razrabotka-priiemy-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-po-fgos.html

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

  • Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда. (М.Твен)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее