Целеполагание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.
МБОУ СОШ №33
учитель английского языка Меметова Н.А.
- «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег
- Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания .
- Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целеполагания.
- Это те инструменты, благодаря которым можно добиться прекрасных педагогических результатов.
- ФГОС предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание.
- Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
- Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах.
Какие задачи может поставить перед собой учитель для достижения реальных целей урока?
- создать ситуацию вызова : мобилизация учащимися ранее усвоенных знаний- поддержка интереса к новой информации- мотивация активности;
- создать наиболее комфортные условия для осмысления новой информации: получение новой информации – осмысление - соотнесение с ранее полученной;
- создать условия рефлексии учащихся: целостное осмысление- обобщение - формирование собственного мнения.
- Эти задачи урока можно назвать задачами управления уроком. В данном случае учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся.
Целеполагание направлено
- на изменение сознания обучающегося;
- на изменение подхода к организации учебной деятельности;
- на включение личности ребёнка в планирование учёбы, осознание своих результатов;
- на превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Алгоритм постановки обучающих целей урока
учитель планирует результат урока ( формулирует результат через действия учащихся, которыми они должны овладеть)
Подготовка к уроку
1
цель определяют учащиеся ( учитель продумывает проблемную ситуацию и подбирает учебный материал)
Целеполагание
2
диагностика и оценка степени достижения цели
Заключительный этап
3
Эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:
- Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
- Использование педагогом многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности.
- Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
- Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
- Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
- Осуществление учащимися контроля своих достижений.
- Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы целеполагания , которые я использую на уроках английского языка
- Ситуация Яркого пятна
- Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова : I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.
- Далее определяется тема и цели урока.
Тема-вопрос план
- Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Группировка
- Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
- Например : Dogs, men, women , children, boxes, feet, balls.
- Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.
Исключение
- Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
- Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived .
- Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Лови ошибку!
- Каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- учет уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
- Таким образом, организация деятельности обучающихся по постановке целей в ходе учебного занятия способствует эффективному обучению, повышению мотивации к обучению и познанию, активному развитию субъектности ребёнка.
Литература:
1.Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. – Волгоград, 2009.
2.Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010 3. Приемы целеполагания на уроках по ФГОС https://multiurok.ru/nadegdazakurdaeva/files/mietodichieskaia-razrabotka-priiemy-tsieliepolaghaniia-na-urokakh-po-fgos.html
Спасибо за внимание!!!
- Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда. (М.Твен)