Красносулинский район, х. Большая Федоровка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Больше-Федоровская средняя общеобразовательная школа
Тренинг
«Толерантное общение»
(1-4)
Подготовил(а):
Манаенкова Татьяна Андреевна
____________педагог-психолог
2018/2019 учебный год
Тренинг «Толерантное общение» (1-4)
1. Сказка «Скульптор и глина»
В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и острых языков и поэтому никому не показывали. Они холили и лелеяли ее, но вот пришла пора выдавать Глину замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ отца Глины.
Почему ты всех их отвергаешь, - спрашивала Муза Творца, - ведь в каждом из них столько фантазии и вдохновения. Женихи готовы подарить их нашей дочери.
Да, - отвечал мудрый король, - у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет радости моей дочери в таком союзе.
И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.
Зачем ты пришел? – спросила Глина. – Ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?
Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что полюбил твою пластику.
Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина.
Нет, я уже вижу твою чудесную пластику и люблю ее.
Вот достойный скульптор, - сказал Творец, - он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.
Презентация
Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность»
- А хотите ли вы проверить себя, проявляете ли вы толерантность?
Инструкция: перед вами лежат круги и прямоугольники. Внимательно читай ответ и выбирай фигуру в соответствии с тем, что ты бы сделал в описанной ситуации. Выбирайте не правильный ответ, а честный! (У детей фигурки 8-ми цветов)
Ким плохо одет…
Ο Это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Том питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Ο Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Ο Ты стремишься лучше узнать его.
Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
Пожилая женщина медленно идёт…
Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
Ο Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…
Ты говоришь, что все девочки - нули.
Ο Ты разговариваешь с ней.
Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
Ты говоришь, что все мальчики - нули.
Ο Ты разговариваешь с ним.
На твоих глазах на кого – то нападают…
Ο Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребёнок – инвалид…
Ο Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
- Сосчитайте каждый свои кружки! Дети считают.
- Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение.
- Если от 3 до 7 кружков, ты не совсем толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
- У тебя менее 3 кружков. Ты совсем не толерантен! Не расстраивайся! Вспомни, что обозначает прямоугольник. Всё в твоих руках! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Вывод: Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, общаться без конфликтов.
Упражнение «Как быть толерантным в общении».
- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
- Поэкспериментируем?
На слайде «Схема достойного выхода из конфликтной ситуации»
Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
- Кто готов? Выберите себе пару и разыграйте сценку.
Обсуждение: У кого получилось удачнее и почему.
- Чему нас научило это упражнение?
Упражнение «Вечер знакомств».
- Как вы думаете, а легко ли общаться с людьми из других стран? Почему?
Дети: В каждой стране свои традиции и обычаи.
- Представьте себе, что вы являетесь участниками крупного международного проекта в области разработки новейших технологий. Для совместной работы к вам в гости приехали участники из самых разных стран – участниц проекта. По случаю приезда организован вечер знакомств. Никто из присутствующих не знает, из каких стран приехали другие участники встречи, и не знает, на каких языках они говорят. Ваша задача – почтительно и не торопясь, молча поприветствовать всех присутствующих, используя только приветственные жесты, принятые в вашей стране.
- Участники встречи подойдите ко мне и возьмите одну карточку с описанием способа приветствия. Вы про себя зачитываете способ приветствия своего народа и по моей команде начинаете знакомиться.
Карточки: - Какие сложности у вас возникли при выполнении этого задания? Почему?
- Что полезного дала вам эта игра?
Упражнение «Мы счастливы!»
Когда мы счастливы (улыбаетесь),
То мир огромен и красив (разводите руки в стороны).
И хочет он обнять всех вас, и хочет он обнять меня
(показываете на других, потом на себя)
Улыбки дарит мир! (улыбаетесь)
Итог занятия.
- Что означает выражение «толерантно относиться к другим людям»?Любить и дружить! Делать добрые дела!- Чем вам понравилось это занятие? Какое задание было самым интересным?- Спасибо за участие! До новых встреч!
Вы из Тибета Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами. | Вы из Тибета Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами. |
Вы из Эфиопии Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка. | Вы из Эфиопии Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка. |
Вы из Индонезии Пожмите руку своего собеседника обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу. | Вы из Индонезии Пожмите руку своего собеседника обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу. |
Вы из племени Туарег Подайте собеседнику руку ладонью вверх; следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника. | Вы из племени Туарег Подайте собеседнику руку ладонью вверх; следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника. |
Вы из Франции Дважды поцелуйте друг друга в обе щеки. | Вы из Франции Дважды поцелуйте друг друга в обе щеки. |
Вы из Японии На расстоянии трех шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища). | Вы из Японии На расстоянии трех шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища). |
Вы из России Пожмите друг другу руки | Вы из России Пожмите друг другу руки |