«Зимний фестиваль знаний 2026»

"Ткани разные нужны"

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»







«Лучший познавательный проект дошкольника - 2025»


«Ткани разные нужны»

























Авторы проекта:

воспитанники группы №14

Руководители проекта:

Пшеничная Людмила Викторовна

Голубцова Наталья Борисовна







г. Нижневартовск 2025


Оглавление

  1. Аннотация…………………………………………………………. 3

  2. Паспорт проекта………………………………………………....... 4

  3. План работы……………………………………………….……… 5

  4. Описание работы…………………………………………………. 6

  5. Конечный результат…………………………………………....…..9

  6. Список используемых ресурсов……………………………........ 9


































I Аннотация


Актуальность проекта:


Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребёнок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами.

Современные дети думают, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? и т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?

Проект даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.


Практическая значимость заключается в том, что информация, представленная в проекте, адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги могут использовать данный проект для развития познавательного интереса у старших дошкольников к исследовательской деятельности.


Результатом проекта будет:

Создание альбома образцов тканей «Пёстрый мир», изготовление наволочки для подушки в уголок «уединения», украшение одежды в домашних условиях.

















II Паспорт проекта

Тема проекта

«Ткани разные нужны»

Образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Цель

Узнать о различных видах тканей, их свойствах и способах производства.

Задачи

  1. Собрать информацию о различных видах тканей, их свойствах и способах производства.

  2. Формировать представления о швейных профессиях.

  3. Учить самостоятельно делать выводы по результатам опытов, представлять свой опыт.

  4. Развивать любознательность, познавательный интерес, умение работать с различными источниками.

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Сроки реализации

1 месяц – среднесрочный

Конечный результат (продукт)

  • Создание альбома образцов тканей «Пёстрый мир»

  • Изготовление наволочки для подушки в уголок «уединения».








































Ш План работы


Этапы реализации проекта

Содержание работы


Первый этап– подготовительный мотивационный

  1. Проблемная ситуация

  2. Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка.

Второй этап – основной


  1. Поиск информации в литературе, интернете совместно с родителями и педагогом.

  2. Просмотр видеосюжета «Как появилась ткань»

  3. Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Для чего нужна ткань»

  4. Просмотр видеоролика «Швейные профессии»

  5. Знакомство с литературными произведениями об одежде, в т.ч. пословицы, поговорки, загадки.

  6. Беседа и рассматривание фото, иллюстраций различных видов тканей, одежды.

  7. Экскурсии в магазины города, специализирующихся на продаже тканей.

  8. Проведение опытов в детском саду для изучения свойств различных видов тканей.

  9. Создание альбома образцов тканей «Пёстрый мир»

  10. Изготовление наволочки для подушки в уголок «уединения».

  11. Украшение одежды в домашних условиях.

Третий этап – итоговый


  • Создание альбома образцов тканей «Пёстрый мир»

  • Изготовление наволочки для подушки в уголок «уединения».

  • Украшение одежды в домашних условиях.











IV Описание работы


Первый этап подготовительный мотивационный

Однажды, утром в детском саду моя подружка сказала:

- У меня новое платье, мама сказала, что оно шерстяное, чтобы мне было тепло.

- А, у меня не знаю какое платье, но оно красивое и гладкое - добавила другая девочка.

- А, у меня футболка трикотажная, так сказала моя мама, но что такое «трикотажная» я не знаю, добавил мальчик.

Мне стало интересно, почему одежду шьют из разной ткани и у меня появились вопросы.


Вопросы для активизации детской деятельности:

  • Как появилась ткань?

  • Какая бывает ткань и из чего ее делают?

  • Какими свойствами обладают разные виды ткани?

  • Какие швейные профессии бывают?

  • Как дома можно украсить ткань?


Второй этапосновной


В группе вместе с воспитателем мы посмотрели видеофильм «Как появилась ткань».

Ученые считают, что еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного и из травы.

Такая одежда спасала древних людей от холодов, но была очень грубой и неудобной.

Со временем, для производства ткани, люди придумали ткацкие станки.

Первые ткацкие станки на Руси появились в 10 веке. В каждой семье был свой ткацкий станок и женщины сами ткали на нем ткань, чтобы шить одежду для своих семей.

Ткань делали из льна, крапивы, конопли и хмеля. Готовую ткань красили. Краски использовались натуральные. Дубовая кора давала желтый и черный цвет,  ольху использовали для коричневых цветов, щавель давал желтые цвета, а зверобой - желтый, розовый и красный цвета.  

Из готовой ткани шили одежду, скатерти, полотенца. Также ткани использовали на изготовление  рыболовных сетей, мешков и ткани для укрытия лошадей.

Ткани часто получилась плотными и жесткими. Поэтому все тонкие и легкие ткани ввозили на Русь из-за границы.

В современном мире ткани изготавливают на ткацких фабриках. Самые известные в России - это Брянский камвольный комбинат, Краснодарская ткацкая фабрика, Фабрика домашнего текстиля «Труд».





Чтобы узнать о том, какая бывает ткань и из чего ее делают, я попросила помощи у родителей.

Дома вместе с родителями мы читали и рассматривали детские энциклопедии, смотрели интересные передачи по телевизору и в интеренете, ходили в магазины, где продают разные ткани.

Оказывается, шерстяную ткань делают из шерсти животных: овцы, козы, верблюда, ламы, кролика, собаки. Состриженную шерсть люди расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

Для изготовления хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчесывают щетками и из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

Льняную ткань делают из растения льна. В конце лета его скашивают, вымачивают в воде, потом сушат и сильно толкут, чтобы лен стал мягким. Потом из мягких волокон делают нитки для ткацких станков.

Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти.

Шелк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Эта нить и есть натуральный шелк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шелковую нить.

Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани.

Чтобы узнать, какими свойствами обладают разные виды ткани, мы провели опыты в детском саду.

Опыт № 1 «Что может ткань»

Мы с ребятами взяли кусочки хлопковой и джинсовой ткани. Попробовали их разрезать, помять, порвать. И увидели, что хлопок режется, рвется и мнется легче, чем джинсовая ткань.

Вывод: джинсовая ткань прочнее, чем хлопковая.

Опыт № 2 «Впитывает – не впитывает»

Мы взяли кусочек хлопка и кусочек плащовки. Капнули на них водой. Ткань из хлопка быстро намокла, а на плащовке вода осталась сверху.

Вывод: плащовка не пропускает воду.

Опыт №3 «Кто прочнее»

Чтобы узнать о том, что прочнее - ткань или бумага, мы попытались порвать ткань, а потом бумагу. Бумага порвалась, а ткань – нет.

Вывод: Ткань прочнее бумаги.

Опыт №4 «Легкий - тяжелый»

Мы с ребятами взяли два кусочка ткани (хлопок и мех) и подули на них. Мех не сдвинулся с места, а хлопок быстро переместился.

Вывод: Мех тяжелее, чем хлопок.

К нам в гости, в группу приходила швея нашего детского сада. Она рассказала нам о своей профессии, о предметах труда, которые нужны ей для того, чтобы пошить одежду. Она рассказала нам о том, какие швейные машинки были раньше, а какие сейчас. Оказывается, раньше, чтобы швейную машину привести в движение, нужно было поработать руками или ногами. Сейчас все просто! Швейные машинки стали электрическими. Людмила Юрьевна даже дала нам попробовать пошить на такой. Вместе с ней мы нарезали много разных лоскутков ткани и пошили красивую наволочку для подушки. Теперь, на этой подушке мы с ребятами отдыхаем в группе.

После нашей встречи, мне стало интересно, а какие еще профессии нужны, чтобы пошить красивую одежду. Я снова обратилась к маме. Вместе с ней в интернете я узнала о таких швейных профессиях, как: портной – не только изготавливает одежду, но и ремонтирует ее; закройщик - мастер по раскрою материалов для одежды; дизайнер – придумывает украшения на ткани для одежды; модельер – конструктор - воплощает идеи дизайнера в жизнь.

Мне тоже очень захотелось побыть дизайнером. Я решила украсить свою футболку цветами.

Чтобы определить, какие краски подходят для рисунков на ткани, я взяла акварельные краски, акриловые и гуашь. Провела с ними исследования.

Исследование №1 «Яркость красок после высыхания»

Ход: нанесла на ткань по очереди каждую краску. Дала высохнуть.

Вывод:

1.Акварельные краски легко растекаются при рисовании, рисунки получаются светлые.

2. Когда рисуешь гуашью, рисунок не так растекается и краски более яркие, чем акварель.

3. Акриловые краски значительно ярче, они темнеют после высыхания.


Исследование №2 «Какие краски смываются водой»

Ход: взяла ткань с тремя разными красками и по очереди постирала в теплой воде. После высыхания ткани сделала вывод.

Вывод: Гуашь и акварель легко смылись водой, а акриловые краски остались без изменения.


Для своей работы я выбрала акриловые краски, так как акриловые краски быстро сохнут, имеют яркие цвета, не смываются.


Этапы работы:

1.Подготовила рабочее место. Застелила стол клеенкой.

2.Поверх клеенки положила футболку.

3.Приготовила краску.

4.Взяла кисточку и макнула в краску.

5.Нарисовала красивые цветы на футболке.

7.Оставила футболку высыхать.

8.Попросила маму прогладить футболку утюгом.

Важно!!! С утюгом работает только взрослый!!!

Создать свою яркую, красивую одежду очень легко, а главное — интересно и приятно!



Третий этап – итоговый

В итоге реализации проекта, мы с ребятами и воспитателем создали альбом образцов тканей «Пёстрый мир», в котором показали, какие разные ткани существуют.

С помощью швеи изготовили красивую подушку из лоскутков разной ткани. Я создала красивую футболку.


V Конечный результат

В процессе исследования я много нового узнала о ткани: из чего ее делают и для чего она нужна; о профессиях людей, которые производят одежду. Украсить одежду можно дома с помощью родителей. Мы экспериментально доказали, что ткани бывают разные по своим свойствам. Вместе со швеей изготовили подушку для группы.


VI Список использованных источников и литературы


1.Энциклопедия «Я познаю мир», М. А. Торопова

2.Большая энциклопедия дошкольника., РООССА

3.Детская энциклопедия. «Росмен», Д. Элиот


4.Дыбина, О.В. Что было до Игры-путешествия в про­шлое предметов / О. В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 160 е.:цв. вкл. – (Серия «Вместе с детьми»). – 18ВК5-89144-093-8.

5.Интернет – сайты:

  • http://www.maam.ru

  • doshkolnik.ru

  • nsportal.ru





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее