Методика ТРИЗ- педагогики в начальной школе (теория решения изобретательских задач)
где это? зачем это?
Специальная общеобразовательная
Школа-интернат №16
г. Горловка
Учитель начальных классов
Донцова Наталья Георгиевна
что это? как это?
КАК?
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любопытство, а затем удовлетворять его.» Анатоль Франс
ОТКУДА?
КУДА?
Как известно, стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается, в частности, ТРИЗ-педагогика .
Конечно, сначала ТРИЗ использовали взрослые. Уже позже появились занятия для детей 7-12 лет. Но т.к. требования к уровню подготовки, уровню знаний постоянно растут, и в школу дети приходят уже умеющими читать и писать, то и ТРИЗ как следствие молодеет. При этом обязательно учитываются возможности ребенка, его интересы. ТРИЗ для ребенка включает все, что нужно для его развития в раннем возрасте, а это дает самое главное – уверенность в себе.
Что такое ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач ) ? « Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству… фр.педагог Селестен Френе Решение этого вопроса связано с основным содержанием и наполнением школьной жизни. ТРИЗ-педагогика – апробированный, интересный, творческий подход в учебно-воспитательном процессе. Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности. Методы решения изобретательских задач : приёмы и алгоритмы, которые разработаны в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и др.
Альтшуллер Генрих Саулович — автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.
В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.
«Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение, и не к лицу человеку становиться рабом, пусть даже и хорошо оплачиваемым.»
Альтшуллер Генрих Саулович
Первая публикация по ТРИЗ появилась в журнале «Вопросы психологии» в 1956 году. Подход Г. Альтшуллера был таким: необходимо изучать не то, что происходит в голове изобретателя, а законы развития техники. Следствием законов технической эволюции являются приёмы решения задач. Таких приёмов, как «принцип копирования» около 100. Но приёмы – это только первый этаж ТРИЗ. Второй этаж взаимосвязан с решением нестандартных задач, где основным является этап анализа и развития полученного решения.
Учителю нужно знать:
- Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ технологии ТРИЗ: изобразил все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. Каждая точка этой площади – новая задача.
Шар знаний человечества рос и дорос до научно-технической революции (НТР).
В результате количество новых задач, с которыми мы встречаемся, увеличилась настолько, что появилась необходимость в профессии «решателя». Ни физика, ни химика, ни техника и ни биолога, а человека, умеющего решать задачи (« РЕШАТЕЛЯ» ).
- Мы не можем всех сделать гениями. Но мы можем вооружить многих сильными методами решения составных нестандартных задач. Вывод:
- Образование опирается на передачу знаний,
часто устаревших ещё до того, как они
войдут в учебные программы.
- Как успеть за наукой?
- Возникает парадокс :
- мы должны учить детей в мире,
- который не знаем сами, в мире будущего .
Подготовить обучающихся к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось встречаться раньше.
II функция педагогики
(появилась в результате НТР)
- ТРИЗ включает в себя:
- 1. Механизм планомерного преобразования проблем
в образ будущего решения.
- 2. Механизм преодоления психологической инерции (ПИ),
который мешает поиску решений.
- 3. Широкий информационный фонд – конкретный опыт решения проблем.
- Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в её инструментальности и достаточной гарантированности формирования поисковых умений у обучающихся.
Учителю нужно знать:
- ТРИЗ-технология :
- 1. Всегда ставит конкретные цели.
- 2. Держится на целях, которые можно проверить. Педагогические действия должны быть проверены.
- 3. Имеет алгоритм педагогического действия :
1 шаг, 2шаг, 3 шаг… - цель.
- 4. При использовании получаем один и тот же результат независимо от педагога, который пользуется этой технологией.
ТРИЗ-технология _-- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения , навыки проектирования и исследования у обучающихся.
3) новые знания
2) добыть самостоятельно
1) техника исследовательского поиска решения
Выделяем несколько типов творческих задач:
- Задача-открытие.
- Задача-исследование.
- Конструкторская задача.
- Задача-прогноз.
- Задача-изобретение.
- Задача с дополнением условия.
- Задача с недостаточными данными.
Не будет большим преувеличением сказать, что вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть взять ребенка из детсада, понравиться начальству, но не потерять контакт с сослуживцами, написать служебный проект. Решаем мы эти задачи с той или иной мерой успешности, за решением одной всегда встают следующие задачи, и часто они наваливаются целой гурьбой.
ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ
Помните известную детскую задачу-загадку : висит на стене, зеленое и пищит - что это такое? Ответ: селедка! Почему на стене? А моя селедка - куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая ? Моя селедка - как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил... Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое. Это - яркий пример задачи с недостаточным условием
Ёж в яблоках
С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки.
Зачем они ежам?
Мы называем такие вопросы открытыми или творческими задачами. И хотим научить такие задачи решать.
Вся жизнь — открытая задача. И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит твоё настоящее и будущее.
Примеры, иллюстрирующие приёмы сочетания противоположностей в противоречиях признака
Задача 1. О трамвайном талончике
Для проезда в автобусе или трамвае проездной талон компостируется, т.е. в нём пробиваются отверстия. При этом выбитые из билета бумажные кружочки засоряют салон транспортного средства. Как быть?
Противоречие: нужно вырезать кружочки в талоне, чтобы сделать отметку о проезде, и в то же время нельзя вырезать кружочки из билета, чтобы они не выпали из него и не засорили салон.
Режущий инструмент должен быть острым, что прорезать отверстие и должен быть тупым, чтоб кружочки не выпадали.
Разрешение: часть инструмента острая, часть - тупая.
Ответ: При компостировании билета отверстия прорезаются не полностью. Оставшаяся неразрезанной часть бумаги удерживает
Задача 2. «Костюм гнома»
Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?
Противоречие: одежда должна быть тёмной, чтобы быть заметным в солнечную погоду на фоне светлого полотна паруса, и она не должна быть тёмной, а должна быть светлой (белой), чтобы Васю заметили в пасмурную погоду на фоне хмурого неба, затянутого тучами…
Разрешение: часть одежды - светлая, часть - темная.
Ответ: Вася мог надеть чёрные штанишки и белую рубашку, тельняшку (она и белая и чёрная), костюм в полоску или клетку, комбинированную рубаху (половина белая, половина чёрная) и т.д.
ВО ВРЕМЕНИ (СНАЧАЛА "ТАК", ПОТОМ "ИНАЧЕ")
Задача 3. «Дождь не помеха»
В порту грузили корабль. Мощный кран опускал поддоны с мешками в открытый проём судового трюма. Шёл сильный дождь, и вода попадала в трюм. - Ну и погодка, - проворчал один из грузчиков. - Промок насквозь. - Ничего не поделаешь, - сказал другой, - во время погрузки трюм не закроешь, крышу не поставишь…
Противоречие: крыша должна быть, чтобы в трюм не попадала вода, и крыши не должно быть, чтобы грузы опускались в трюм беспрепятственно.
Разрешение: когда груз опускается в трюм - крыши нет, в остальное время - есть. Крыша САМА убирается в момент прохождения груза.
Ответ: крыша состоит из двух створок, изготовленных из плотной резины. Под механическим давлением створки раскрываются и пропускают груз. В свободном же состоянии плотно смыкаются
Творческие работы уч-ся :
ЗАДАЧИ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК
1. Из-за её хитрости он остался ни с чем.
6. Оно загорелось из-за чьей - то глупости.
Либо вариант:
(К.Чуковский "Путаница")
Некто пострадал из-за собственной щедрости.
7. Он пострадал от её безответственности.
("Заюшкина избушка" - русская народная сказка)
("Гуси-лебеди" - русская народная сказка)
2.Глупость и самоуверенность его погубили.
Либо вариант:
Он много хвалился, за что и поплатился.
("Колобок" - русская народная сказка
8. Они пострадали из-за того, что в доме не было кота.
("Курочка Ряба" - русская народная сказка)
9. Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл.
(Ш.Перро "Золушка")
3. Он к ней пришёл, обманул и ушёл.
("Каша из топора" - русская народная сказка)
4. Он умирал, она спасала.
("Петушок и бобовое зёрнышко" - русская народная сказка)
10. Она пришла последней и всем помогла.
Либо вариант:
Их было шестеро, но выручила одна.
("Репка" - русская народная сказка
5. Его считали самым глупым,
Либо вариант:
Он оказался всех умней.
(Иванушка - Дурачок)
Творческие работы учащихся по составлению метафор и рифмованных загадок метафорического характера
1. Свет вселенной каждый вечер вливается в моё окно. (Луна)
2. Звёзд совсем не было видно
за чёрной пушистостью неба. Серая тяжесть неба повисла над головой и грозила вот-вот расплакаться. (Туча)
6. "Пушистая лёгкость в танце кружилась, И нежно тихонечко в руку ложилась, Мгновенье - и вот уже не видна… В горячей ладошке исчезла она". (Снежинка)
3. Матовые жемчужины неба с грохотом сыпались на железную крышу. (Град)
4. Живой вертолётик голубого простора промчался над водой и завис у жёлтой кувшинки. (Стрекоза)
7. "Монетки небесные падают вниз, Как будто богач где-то сверху повис И дерзко метает искристость огней На тех, кто укрыться не смог поскорей" (Дождь.)
5.Искрящийся бисер поднебесья рассыпался по прошлогодней листве (Весенний дождик )
Творческие работы уч-ся: по составлению рифмовок
*** Жил - был синенький крючок, Ловил бабочек в сачок, Окунал их в майонез, Напевая соль-диез, Вот такой крючок-сморчок. А.Сиренко.
"Жил - был карапуз, Был он толстый, как арбуз. Толстел он и толстел, Пока не похудел. Вот так карапуз!" Н.Гоголева
*** "Что было бы, если бы жили мы в Африке? Тогда б мы не знали, что такое шарфики, Не знали бы ни холода, ни снега, ни беды И… засохли б без воды. Вот было бы что, если б жили мы в Африке" М.Иванова.
*** "Жил-был бегемот, Разевал огромный рот. Он лакал бы молоко, И в болоте б жил легко. Только жаль, что молока, Не дают ему пока". Т.Дёмушкина.
Для обучающихся в начальной школе
При организации решения исследовательских задач в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
- Отрицательные стороны ТРИЗ-технологии :
Г.С.Альтшуллер проводил такую аналогию:
экскаватором копать быстрее, чем лопатой. При этом, чтобы копать экскаватором, необходимо учиться, что-то в него вкладывать. Огромные земельные участки легче будет копать экскаватором, но не всегда он необходим. Где-то можно обойтись и лопатой.
В чём ТРИЗ плоха? Эта система сложна для обучения в полном объёме. Поэтому школьников знакомят только с основами ТРИЗ , а не со всей теорией.