ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА
Темы сочинений для комплексного экзамена
(русский язык + литература)
АВТОР, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ |
|
|
|
|
странник» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Смысл названия одного из произведений русской литературы 19 века (по выбору студента)
-
Философская проблематика одного из произведений 19-20 в.в. (по выбору студента)
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
Тема сочинения | План |
| 1. Разоблачение измены Катерины 2. Смерть Катерины. Причины такого поступка. 3. Бунт в семье Кабановых.
|
| 1. Познавательное значение пьес А. Н. Островского. 2. Обличение тирании «тёмного царства». 2.1. «Жестокие нравы» Калинова. 2.2. Образ Дикого. 2.3. Кабаниха – ханжа. 2.4. Молодое поколение в пьесе «Гроза». 3. Протест Катерины против устоев «тёмного царства».
|
| 1. Любовь в жизни Катерины. 1.1 Брак не по любви 1.2 Жестокое отношение Кабанихи 2. Влияние жизни в доме у Кабановых 2.1 Осознание своей обречённости 2.2 Разочарованность в семейной жизни 2.3 Стремление к свободе и любви 3. Настоящее чувство к Борису 4. Расплата за запретное чувство.
|
| 1. Образ Тихона 1.1 Характер Тихона 1.2 Отношение к Катерине 1.3 Взаимоотношения с матерью 2. Образ Бориса 2.1 Отношение к Катерине 2.2 Характер Бориса 3. Сравнение двух героев 3.1 Настоящая любовь к Катерине 3.2 Кто сильнее по духу
|
| 1. Образ Базарова 1.1 Характер Базарова 1.2 Образ жизни Базарова 1.3 Отношение к жизни (его мировосприятие) 2. Образ Ситникова 2.1 Характер 2.2 Отношение к жизни (мировосприятие) 3. Образ Кукшкиной 3.1 Характер 3.2 Отношение к жизни (мировосприятие) 4. Ситников и Кукшкина – пародии на Базарова
|
| 1. Переломный момент двух эпох. Аристократы против демократов. 2. Нигилиз Базарова как основа для спора. 3. Поколение демократов – поколение будущего. |
| 1. Женские образы в романе «Отцы и дети». 2. Образ Анны Сергеевны. 3. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции.
|
| 1. Повесть «Очарованный странник» как одно из произведений, входящих в цикл о праведниках. 2. Проблема личности в произведении. 2.1. И. Флягин и его долгий пусть становления личности. 2.2. Рассказ-исповедь Флягина о поисках правды и смысла существования. 3. “Лесков — писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”(М. Горький) |
| 1. Особенности жанра сказки и смысл выбора этого жанра автором. 2. Традиции и новаторство в сказках М. Салтыкова-Щедрина. 3. Деградация и разложение помещиков в сказке «Дикий помещик» 4. Значение сатиры М. Салтыкова-Щедрина. |
| 1. Сказки М. Салтыкова-Щедрина – шедевр русской сатиры. 2. Фантастика как одно из средств сатирического изображения мира. 3. Без фантастики сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина превратятся в обычные истории. |
| 1. Обстановка в комнате Раскольникова. 2. Что можно сказать о герое, исходя из интерьера его жилья. 3. Сравнение комнаты и героя, проживающего в ней.
|
| 1. Образ Петербурга в русской литературе 17-19 веков. 2. Петербург в изображении Ф. Достоевского. 2.1. Идейно-художественный смысл образа города в романе. 2.2. Удушливость городского пецзыжа. 2.3. Петербургские трущобы. 3. Петербург – соучастник преступления Раскольникова. |
| 1. Сны в мировой культуре и их значимость. 2. Сны Раскольникова. 2.1. Сон о лошади. Значение сна и его символичность. 2.2. Сон об Африке. Значение сна и его символичность. 2.3. Сон об Илье Петровиче и хозяйке. Значение сна и его символичность. 2.4. Сон о смеющейся старухе. Значение сна и его символичность. 2.5. Сон о конце света. Значение сна и его символичность. 3. Сны главного героя – средство раскрытия его образа и внутренних переживаний.
|
| 1. Достоевский - создатель социально-психологического романа. 2. Теория «сильной личности». 2.1. филосовская идея Родиона Раскольникова. 2.2. Убийство старухи-процентщицы – самопроверка героя. 2.3. Отношение героя к совести. 2.4. Крушение теории Раскольникова. 3. Любовь к блтижнему – главная авторская мысль произведения. |
| 1. Тема самопожертвования в романе Достоевского «Преступление и наказание». 2. Женские образы в романе. 2.1. Соня Мармеладова. 2.2. Дуня Раскольникова. 2.3. Образ Лизаветы. 3. Роль женских образов в романе. |
| 1.А. П. Чехов – великий рассказчик.. 2.1. Тематика произведения. 2.2. Композиция рассказа. 2.3.Проблематика рассказа «Ионыч». 3. Рассказы А. Чехова – ничем не хуже романов других авторов. |
| 1. Пьеса «Вишнёвый сад» - произведение со скрытым смыслом. 2. Старые хозяева вишневого сада и их одержимость прошлым. |
| 1. Определение пьесы как комедии самим автором. |
| 1. Каждый герой пьесы олицетворяет свое время. |
| 1. Образ доктора Старцева. Его окружение. 2. Деградация персонажа. 3. В чём заключается трагедия Старцева. |
| 1. Проблемы жизни и смерти, судьба человека в мире лжи и порока – вот что волнует русского писателя. |
| 1. Что такое любовь? 2. Любовь в прозе Бунина = трагедия 3. И. Бунин и его реалистичные взгляды.
|
| 1. В рассказах И.Бунина женщины играют главную роль. 2.1.Внешность. 2.2. Поступки и их причины. 2.3.Героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его. |
| 1. Описание интерьера в произведении – одно из основных средств характеристики героев. 4. Интерьер комнаты – продолжение образа главного героя. |
| 1. Символы в литературе – что это? 2. Символы любви. 2.1 Браслет - как воплощение надежды. 2.2 Гранат – символ любви и опасности. 2.3 Блеск браслета – внушающий неожиданную тревогу. 2.4 Роза – идеал совершенства. 3. О жертве любви в символах и деталях в произведении.
|
| 1. Тема возвышенной любви в произведениях А. Куприна. 2. Истинная любовь – основа всего. 2.1. Генерал Аносов о любви. 2.2. Желтков и его проявление любви к Вере. 3. Повесть «Гранатовый браслет» - гимн всепобеждающей любви.
|
| 1. Филофсовский смысл пьесы М. Горького «На дне». 2. Пьеса «На дне» - спор о человеке. 2.1. Обитатели ночлежки. 2.2. «Человека надо жалеть» - жизненное кредо Луки. 2.3. Протест Сатина против «утешительной лжи». 2.4. Мнение Бубнова. 3. Актуальность пьесы в наши дни. |
| 1. Пьеса М. Горького «На дне» - исследует поведение человека, оказавшегося выброшенным из общества. 2. Три правды. 2.1. Правда Луки. 2.2 . Правда Сатина. 2.3. Правда Бубнова. 3. Почему героя не нужна никакая правда вовсе? 4. Почему же «не всегда правдой душу вылечишь…» по мнению М. Горького?
|
| 1. Романтизм в произведениях литературы 19 века. 2. Романтические начала в ранней прозе Горького. 2.1. Пейзаж как часть романтического произведения. 2.2. Героико-легендарные и аллегорические образы в рассказе «Старуха Изергиль». 2.3. Вопрос о смысле жизни в рассказе. 3. Рассказ «Старуха Изергиль» - жемчужина романтической прозы начала 20 века. |
| 1. А. Блок – представитель русского символизма. 2. Поэтическая символика в творчестве автора. 2.1. Ранняя поэзия и ее символика («Незнакомка», «Стихи о Прекрасной Даме») 2.2. Символы в поэме «Двенадцать» и их связь с революцией. 3. Путь поэта от певца Прекрасной Дамы к воспеванию России. |
| 1. Неоднозначность толкования поэмы А. блока «Двенадцать». 2. Вперёд, к туманной цели! 2.1. Где же враг? 2.2. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок? 2.3. Новые «апостолы». 3. Право читателя на свой вывод. |
| 1. Трагическая судьба поэтессы. 2. «Реквием» - поэма, посвященная репрессиям. 2.1. История создания поэмы. 2.2. Трагедия женщины, матери, человека. 2.3. Тема памятника в поэме. 3. Трагедийность поэзии Ахматовой. |
| 1. Анна Ахматова – человек сложной судьбы. 2. Тема «испытания» в творчестве Ахматовой. 3. Материнская трагедия Ахматовой и её отражение в творчестве. |
| 1. «Серебряный век» - время ярких и гениальных поэтов. 2. Своеобразие поэзии В. В. Маяковского 2.1. Оригинальность стихов поэта. 2.2. Новаторство в области поэзии. 3. В. В. Маяковский – поэт-революционер. |
| 1. В. Маяковский – проникновенный лирик. 2. Бунтарь, отвергающий основы старого мира. 3. «Громада-любовь». 4. Мотив трагического одиночества. 5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского. |
| 1. «Чувство Родины основное в моем творчестве». 2. Любовь к Родине и природе родного края в лирике С. Есенина. 2.1. Говорить о Есенине – значи говорить о России. 2.2. «Малая» и «большая» родина в поэзии автора. Эволюция этих образов от ранней к зрелой лирике поэта. 2.3. «Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». 3. Стихи Есенина – лирическая исповедь поэта. |
| 1. Гражданская война – величайшее бедствие и трагедия. 2. Раскол казачьего мира и семьи. 2.1 Разрушение родственных связей. 2.2 Рождение новой морали и нравственности. 3. Война как путь расчеловечивания.
|
| 1. История о вдохновенном чувстве любви. 2. Муза. 2.1 Женщина, которая любит. 2.2 Верую! 2.3 За любовь надо платить. 3. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.
|
| 1. Изменились ли люди за века? 2. Люди как люди. 2.1 Легкомысленны, любят деньги, порой милосердны. 2.2 Испортил их квартирный вопрос… 2.3 Ощущение власти над другими людьми. 3. Самодовольство рассудка.
|
| 1. Роман «Мастер и Маргарита» – как достойное продолжение традиций русских сатириков – Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Логика абсурда. 2.1 Абсурдные ситуации в романе, как проявления, скрытых от поверхностного взгляда особенностей человеческой жизни. 2.2 Переплетение пороков и добродетели, жестокости и милосердия. 2.3 Зависимость сатирический персонажей от общественных условий жизни не снимает с них ответственность за совершённые ими преступления. 3. Не всё безнадёжно в этом обществе.
|
| 1. Необычность романа «Мастер и Маргарита». 2.Трусость – основа всех человеческих пороков. 2.1. Воланд приоткрывает «занавес» времени. 2.2. Мастер – служитель истины. 2.3. Сила духа странствующего философа. 2.4. Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима. 2.5. Сила и слабость Маргариты. 3. «Мастер и Маргарита» – роман о всесилии добра. |
| 1. “Отцы и дети” – в самом названии заложена основная тема произведения. 2. Неизменный конфликт 2-х поколений. 2.1 Отцы – приверженцы мира старого. 2.2 Дети – приверженцы мира нового. 3. Конфликт – как неизбежное следствие взаимодействия двух поколений, не слышащих друг друга.
|
| 1. Пьеса М. Горького «На дне» - Глубоко философское произведение, исследующее поведение человека, оказавшегося выброшенным из общества. 2. Попытка ответить на извечные вопросы, что лучше – жалость к человеку, правда или ложь. 2.1 Философия Луки «Ни одна блоха - не плоха: все черненькие все прыгают» 2.2 Философия Сатина: правда – Бог свободного человека. 2.3 Философия Бубнова - правда факта. 3. Не готовность героев с больной душой к любой правде.
|