«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Темы сочинений для комплексного экзамена по литературе в форме сочинения. Примерные планы к сочинениям.

Материал предназначен для подготовки студентов СПО к комлексному экзамену по литературе. Содержит в себе темы сочинений, которые встретятся на экзамене и примерные планы к данным сочинениям

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА

Темы сочинений для комплексного экзамена
(русский язык + литература)

АВТОР, НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. А. Н. Островский «Гроза»

  1. Смысл финала драмы А. Н. Островского «Гроза»

  2. «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха.

  3. Тема греха в пьесе «Гроза» А.Н.Островского

  4. Образы Тихона и Бориса в пьесе «Гроза» А.Н.Островского


  1. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

  1. Евгений Базаров и его мнимые единомышленники: Ситников и Кукшина

  2. Почему и о чем спорят П.П.Кирсанов и Е.Базаров (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

  3. Образ А.С.Одинцовой и его значение в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева

  1. Н. С. Лесков «Очарованный

странник»

  1. Проблематика повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки

  1. Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студента)

  2. Роль фантастики в «сказках для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Интерьер как средство характеристики героя (на выбор: Р. Раскольников, Алёна Ивановна, семья Мармеладовых)

  2. Образ города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  3. Сны Р. Раскольникова и их место в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  4. Теория Р.Раскольникова и ее развенчание жизнью (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  5. «Самопожертвование всего себя... есть признак высочайшего развития личности» Ф. М. Достоевский (по роману «Преступление и наказание»)


  1. А. П. Чехов «Вишнёвый сад», «Ионыч»

  1. Своеобразие прозы А. П. Чехова (на примере рассказа «Ионыч»)

  2. Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»)

  3. Почему пьеса «Вишневый сад» - комедия?

  4. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

  5. История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (по рассказу А.П.Чехова "Ионыч")

  1. И. А. Бунин «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

  1. Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина

  2. Тема любви в прозе И. А. Бунина

  3. Женские образы в рассказах И. А. Бунина

  1. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

  1. Интерьер как средство характеристики героя (Желтков)

  2. Символическое значение деталей в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

  3. Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

  1. М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

  1. «Есть – люди, а есть иные – человеки…» (по пьесе М. Горького «На дне»)

  2. «Не всегда правдой душу вылечишь…» (по пьесе М. Горького «На дне»)

  3. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»).

  1. А. Блок «Двенадцать»

  1. Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»

  2. Образ Христа и загадка финала поэмы А. Блока «Двенадцать»


  1. А. А. Ахматова «Реквием»

  1. «Звёзды смерти стояли над нами…» (историческая основа поэмы А. Ахматовой «Реквием»)

  2. Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»

  1. В. В. Маяковский. Лирика

  1. «Я сразу смазал карту будня…» (Художественные особенности лирики В. Маяковского)

  2. «Бесценных слов мот и транжир...» (Лирический герой ранней лирики В. Мая­ковского.)

  1. С. А. Есенин. Лирика

  1. Образ Родины в поэзии С. А. Есенина

  1. М. А. Шолохов «Донские рассказы»

  1. Гражданская война, какая она? (по «Донским рассказам» М. Шолохова)

  1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

  1. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

  2. «Люди как люди…» (Быт и нравы Москвы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

  3. Традиции русской сатиры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  4. Почему в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков?


  1. Смысл названия одного из произведений русской литературы 19 века (по выбору студента)

  2. Философская проблематика одного из произведений 19-20 в.в. (по выбору студента)



ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

Тема сочинения

План

  1. Смысл финала драмы А. Н. Островского «Гроза»


1. Разоблачение измены Катерины

2. Смерть Катерины. Причины такого поступка.

3. Бунт в семье Кабановых.


  1. «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха.


1. Познавательное значение пьес А. Н. Островского.

2. Обличение тирании «тёмного царства».

2.1. «Жестокие нравы» Калинова.

2.2. Образ Дикого.

2.3. Кабаниха – ханжа.

2.4. Молодое поколение в пьесе «Гроза».

3. Протест Катерины против устоев «тёмного царства».


  1. Тема греха в пьесе «Гроза» А.Н.Островского


1. Любовь в жизни Катерины.

1.1 Брак не по любви

1.2 Жестокое отношение Кабанихи

2. Влияние жизни в доме у Кабановых

2.1 Осознание своей обречённости

2.2 Разочарованность в семейной жизни

2.3 Стремление к свободе и любви

3. Настоящее чувство к Борису

4. Расплата за запретное чувство.


  1. Образы Тихона и Бориса в пьесе «Гроза» А.Н.Островского


1. Образ Тихона

1.1 Характер Тихона

1.2 Отношение к Катерине

1.3 Взаимоотношения с матерью

2. Образ Бориса

2.1 Отношение к Катерине

2.2 Характер Бориса

3. Сравнение двух героев

3.1 Настоящая любовь к Катерине

3.2 Кто сильнее по духу


  1. Евгений Базаров и его мнимые единомышленники: Ситников и Кукшина

1. Образ Базарова

1.1 Характер Базарова

1.2 Образ жизни Базарова

1.3 Отношение к жизни (его мировосприятие)

2. Образ Ситникова

2.1 Характер

2.2 Отношение к жизни (мировосприятие)

3. Образ Кукшкиной

3.1 Характер

3.2 Отношение к жизни (мировосприятие)

4. Ситников и Кукшкина – пародии на Базарова


  1. Почему и о чем спорят П.П.Кирсанов и Е.Базаров (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева)

1. Переломный момент двух эпох. Аристократы против демократов.

2. Нигилиз Базарова как основа для спора.

3. Поколение демократов – поколение будущего.

  1. Образ А.С.Одинцовой и его значение в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева

1. Женские образы в романе «Отцы и дети».

2. Образ Анны Сергеевны.

3. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции.


  1. Проблематика повети Н. С. Лескова «Очарованный странник»

1. Повесть «Очарованный странник» как одно из произведений, входящих в цикл о праведниках.

2. Проблема личности в произведении.

2.1. И. Флягин и его долгий пусть становления личности.

2.2. Рассказ-исповедь Флягина о поисках правды и смысла существования.

3. “Лесков — писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”(М. Горький)

  1. Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студента)

1. Особенности жанра сказки и смысл выбора этого жанра автором.

2. Традиции и новаторство в сказках М. Салтыкова-Щедрина.

3. Деградация и разложение помещиков в сказке «Дикий помещик»

4. Значение сатиры М. Салтыкова-Щедрина.

  1. Роль фантастики в «сказках для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Сказки М. Салтыкова-Щедрина – шедевр русской сатиры.

2. Фантастика как одно из средств сатирического изображения мира.

3. Без фантастики сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина превратятся в обычные истории.

  1. Интерьер как средство характеристики героя (на выбор: Р. Раскольников, Алёна Ивановна, семья Мармеладовых)

1. Обстановка в комнате Раскольникова.

2. Что можно сказать о герое, исходя из интерьера его жилья.

3. Сравнение комнаты и героя, проживающего в ней.


  1. Образ города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


1. Образ Петербурга в русской литературе 17-19 веков.

2. Петербург в изображении Ф. Достоевского.

2.1. Идейно-художественный смысл образа города в романе.

2.2. Удушливость городского пецзыжа.

2.3. Петербургские трущобы.

3. Петербург – соучастник преступления Раскольникова.

  1. Сны Р. Раскольникова и их место в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


1. Сны в мировой культуре и их значимость.

2. Сны Раскольникова.

2.1. Сон о лошади. Значение сна и его символичность.

2.2. Сон об Африке. Значение сна и его символичность.

2.3. Сон об Илье Петровиче и хозяйке. Значение сна и его символичность.

2.4. Сон о смеющейся старухе. Значение сна и его символичность.

2.5. Сон о конце света. Значение сна и его символичность.

3. Сны главного героя – средство раскрытия его образа и внутренних переживаний.


  1. Теория Р.Раскольникова и ее развенчание жизнью (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


1. Достоевский - создатель социально-психологического романа.

2. Теория «сильной личности».

2.1. филосовская идея Родиона Раскольникова.

2.2. Убийство старухи-процентщицы – самопроверка героя.

2.3. Отношение героя к совести.

2.4. Крушение теории Раскольникова.

3. Любовь к блтижнему – главная авторская мысль произведения.

  1. «Самопожертвование всего себя... есть признак высочайшего развития личности» Ф. М. Достоевский (по роману «Преступление и наказание»)


1. Тема самопожертвования в романе Достоевского «Преступление и наказание».

2. Женские образы в романе.

2.1. Соня Мармеладова.

2.2. Дуня Раскольникова.

2.3. Образ Лизаветы.

3. Роль женских образов в романе.

  1. Своеобразие прозы А. П. Чехова (на примере рассказа «Ионыч»)

1.А. П. Чехов – великий рассказчик..
2. Особенности прозы автора.

2.1. Тематика произведения.

2.2. Композиция рассказа.

2.3.Проблематика рассказа «Ионыч».
2.2.Образ главного героя произведения, его изменения, которым он подвергся под влиянием общества.

3. Рассказы А. Чехова – ничем не хуже романов других авторов.

  1. Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»)

1. Пьеса «Вишнёвый сад» - произведение со скрытым смыслом.

2. Старые хозяева вишневого сада и их одержимость прошлым.
3. Новый хозяин сада. Что есть сад для него?
4. Так кто же прав?

  1. Почему пьеса «Вишневый сад» - комедия?

1. Определение пьесы как комедии самим автором.
2. Безрассудство и диалоги, фокусы, рассказы – вот все, из-за чего «Вишневый сад» называют комедией.
3. Драматический подтекст под внешним комизмом.

  1. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

1. Каждый герой пьесы олицетворяет свое время.
2. Участь героев вызывает мысль о путях развития России, ее прошлом, настоящем и будущем.
3. Так за кем же главенствующая роль?

  1. История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (по рассказу А.П.Чехова "Ионыч")

1. Образ доктора Старцева. Его окружение.

2. Деградация персонажа.

3. В чём заключается трагедия Старцева.

  1. Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина

1. Проблемы жизни и смерти, судьба человека в мире лжи и порока – вот что волнует русского писателя.
2. Герои одного из рассказов, их образы и причины поступков, совершаемых ими.
3. Красота, жизнь, смерть, любовь не могут не волновать читателей.

  1. Тема любви в прозе И. А. Бунина

1. Что такое любовь?

2. Любовь в прозе Бунина = трагедия

3. И. Бунин и его реалистичные взгляды.


  1. Женские образы в рассказах И. А. Бунина

1. В рассказах И.Бунина женщины играют главную роль.
2. Образ женщин в рассказах.

2.1.Внешность.

2.2. Поступки и их причины.

2.3.Героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.
3. Бунин воспел красоту, воплотившуюся в женщине.

  1. Интерьер как средство характеристики героя (Желтков)

1. Описание интерьера в произведении – одно из основных средств характеристики героев.
2. Небогатое убранство комнаты Желткова как средство, подчеркивающее его общественное положение.
3. Символизм убранства комнаты.

4. Интерьер комнаты – продолжение образа главного героя.

  1. Символическое значение деталей в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Символы в литературе – что это?

2. Символы любви.

2.1 Браслет - как воплощение надежды.

2.2 Гранат – символ любви и опасности.

2.3 Блеск браслета – внушающий неожиданную тревогу.

2.4 Роза – идеал совершенства.

3. О жертве любви в символах и деталях в произведении.


  1. Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Тема возвышенной любви в произведениях А. Куприна.

2. Истинная любовь – основа всего.

2.1. Генерал Аносов о любви.

2.2. Желтков и его проявление любви к Вере.

3. Повесть «Гранатовый браслет» - гимн всепобеждающей любви.


  1. «Есть – люди, а есть иные – человеки…» (по пьесе М. Горького «На дне»)

1. Филофсовский смысл пьесы М. Горького «На дне».

2. Пьеса «На дне» - спор о человеке.

2.1. Обитатели ночлежки.

2.2. «Человека надо жалеть» - жизненное кредо Луки.

2.3. Протест Сатина против «утешительной лжи».

2.4. Мнение Бубнова.

3. Актуальность пьесы в наши дни.

  1. «Не всегда правдой душу вылечишь…» (по пьесе М. Горького «На дне»)

1. Пьеса М. Горького «На дне» - исследует поведение человека, оказавшегося выброшенным из общества.

2. Три правды.

2.1. Правда Луки.

2.2 . Правда Сатина.

2.3. Правда Бубнова.

3. Почему героя не нужна никакая правда вовсе?

4. Почему же «не всегда правдой душу вылечишь…» по мнению М. Горького?


  1. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»).

1. Романтизм в произведениях литературы 19 века.

2. Романтические начала в ранней прозе Горького.

2.1. Пейзаж как часть романтического произведения.

2.2. Героико-легендарные и аллегорические образы в рассказе «Старуха Изергиль».

2.3. Вопрос о смысле жизни в рассказе.

3. Рассказ «Старуха Изергиль» - жемчужина романтической прозы начала 20 века.

  1. Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. А. Блок – представитель русского символизма.

2. Поэтическая символика в творчестве автора.

2.1. Ранняя поэзия и ее символика («Незнакомка», «Стихи о Прекрасной Даме»)

2.2. Символы в поэме «Двенадцать» и их связь с революцией.

3. Путь поэта от певца Прекрасной Дамы к воспеванию России.

  1. Образ Христа и загадка финала поэмы А. Блока «Двенадцать»

1. Неоднозначность толкования поэмы А. блока «Двенадцать».

2. Вперёд, к туманной цели!

2.1. Где же враг?

2.2. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок?

2.3. Новые «апостолы».

3. Право читателя на свой вывод.

  1. «Звёзды смерти стояли над нами…» (историческая основа поэмы А. Ахматовой «Реквием»)

1. Трагическая судьба поэтессы.

2. «Реквием» - поэма, посвященная репрессиям.

2.1. История создания поэмы.

2.2. Трагедия женщины, матери, человека.

2.3. Тема памятника в поэме.

3. Трагедийность поэзии Ахматовой.

  1. Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»

1. Анна Ахматова – человек сложной судьбы.

2. Тема «испытания» в творчестве Ахматовой.

3. Материнская трагедия Ахматовой и её отражение в творчестве.

  1. «Я сразу смазал карту будня…» (Художественные особенности лирики В. Маяковского)

1. «Серебряный век» - время ярких и гениальных поэтов.

2. Своеобразие поэзии В. В. Маяковского

2.1. Оригинальность стихов поэта.

2.2. Новаторство в области поэзии.

3. В. В. Маяковский – поэт-революционер.

  1. «Бесценных слов мот и транжир...» (Лирический герой ранней лирики В. Мая­ковского.)

1. В. Маяковский – проникновенный лирик.

2. Бунтарь, отвергающий основы старого мира.

3. «Громада-любовь».

4. Мотив трагического одиночества.

5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского.

  1. Образ Родины в поэзии С. А. Есенина

1. «Чувство Родины основное в моем творчестве».

2. Любовь к Родине и природе родного края в лирике С. Есенина.

2.1. Говорить о Есенине – значи говорить о России.

2.2. «Малая» и «большая» родина в поэзии автора. Эволюция этих образов от ранней к зрелой лирике поэта.

2.3. «Всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

3. Стихи Есенина – лирическая исповедь поэта.

  1. Гражданская война, какая она? (по «Донским рассказам» М. Шолохова)

1. Гражданская война – величайшее бедствие и трагедия.

2. Раскол казачьего мира и семьи.

2.1 Разрушение родственных связей.

2.2 Рождение новой морали и нравственности.

3. Война как путь расчеловечивания.


  1. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

1. История о вдохновенном чувстве любви.

2. Муза.

2.1 Женщина, которая любит.

2.2 Верую!

2.3 За любовь надо платить.

3. В мире, где торжествуют бездушие и ложь, нет места ни любви, ни творчеству.


  1. «Люди как люди…» (Быт и нравы Москвы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

1. Изменились ли люди за века?

2. Люди как люди.

2.1 Легкомысленны, любят деньги, порой милосердны.

2.2 Испортил их квартирный вопрос…

2.3 Ощущение власти над другими людьми.

3. Самодовольство рассудка.


  1. Традиции русской сатиры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


1. Роман «Мастер и Маргарита» – как достойное продолжение традиций русских сатириков – Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Логика абсурда.

2.1 Абсурдные ситуации в романе, как проявления, скрытых от поверхностного взгляда особенностей человеческой жизни.

2.2 Переплетение пороков и добродетели, жестокости и милосердия.

2.3 Зависимость сатирический персонажей от общественных условий жизни не снимает с них ответственность за совершённые ими преступления.

3. Не всё безнадёжно в этом обществе.


  1. Почему в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков?

1. Необычность романа «Мастер и Маргарита».

2.Трусость – основа всех человеческих пороков.

2.1. Воланд приоткрывает «занавес» времени.

2.2. Мастер – служитель истины.

2.3. Сила духа странствующего философа.

2.4. Понтий Пилат – представитель власти императорского Рима.

2.5. Сила и слабость Маргариты.

3. «Мастер и Маргарита» – роман о всесилии добра.

  1. Смысл названия одного из произведений русской литературы 19 века (по выбору студента)

1. “Отцы и дети” – в самом названии заложена основная тема произведения.

2. Неизменный конфликт 2-х поколений.

2.1 Отцы – приверженцы мира старого.

2.2 Дети – приверженцы мира нового.

3. Конфликт – как неизбежное следствие взаимодействия двух поколений, не слышащих друг друга.


  1. Философская проблематика одного из произведений 19-20 в.в. (по выбору студента)


1. Пьеса М. Горького «На дне» - Глубоко философское произведение, исследующее поведение человека, оказавшегося выброшенным из общества.

2. Попытка ответить на извечные вопросы, что лучше – жалость к человеку, правда или ложь.

2.1 Философия Луки «Ни одна блоха - не плоха: все черненькие все прыгают»

2.2 Философия Сатина: правда – Бог свободного человека.

2.3 Философия Бубнова - правда факта.

3. Не готовность героев с больной душой к любой правде.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее