«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Тематический педагогический совет "Развитие речи дошкольников - проблемы и пути решения"

Развитие речи дошкольников, актуальная проблема дошкольного образования.

Олимпиады: Дошкольникам "Весёлые сыщики"

Содержимое разработки

Педсовет №3

«Развитие речи дошкольников – проблемы и пути решения»


План проведения педсовета:

  1. Вступление «Развитие речи дошкольников». Использование инновационной технологии «Загадка дня» - старший воспитатель Заболотникова О.В.

1.

В соответствии с ФГОС и ФОП образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:

• владение речью, как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);

• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи;

• развитие фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Актуальность проблемы.

Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила«Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»

При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна и имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

«Загадка дня» в детском саду — это одна из методик программы, которая направлена на вовлечение детей в образовательный процесс. 

Суть технологии заключается в следующем: 

  1. Утром, когда дети приходят в группу, воспитатель предлагает загадку, расположенную на специальном стенде. 

  2. Ребёнок подходит и сам «прочитывает» смысл загадки. 

  3. Даёт ответ: берёт свой магнитик или фотографию и прикрепляет в определённую графу ответов — «ДА» или «НЕТ». 

  4. Во время утреннего (вечернего) сбора воспитатель показывает детям вопрос и их ответы, затем начинается обсуждение и поиск правильного ответа. 

Загадка дня может быть введением в новую тему недели или закреплением знаний по пройденной теме. Также эта технология может использоваться в качестве экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий. 

В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например: 

  • При развитии речи и обучении началам грамоты: формирование обобщений (домашние животные, одежда, транспорт и др.), фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове), знакомство с буквами (соотношение буквы и звука). 

  • При формировании математических представлений и логического мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел), навыка счёта, знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трёхмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования), нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе). 

Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки, советуются между собой, учатся самостоятельно искать ответы на вопросы.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее