Педсовет №3
«Развитие речи дошкольников – проблемы и пути решения»
План проведения педсовета:
-
Вступление «Развитие речи дошкольников». Использование инновационной технологии «Загадка дня» - старший воспитатель Заболотникова О.В.
1.
В соответствии с ФГОС и ФОП образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);
• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Актуальность проблемы.
Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»
При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна и имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.
Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.
«Загадка дня» в детском саду — это одна из методик программы, которая направлена на вовлечение детей в образовательный процесс.
Суть технологии заключается в следующем:
-
Утром, когда дети приходят в группу, воспитатель предлагает загадку, расположенную на специальном стенде.
-
Ребёнок подходит и сам «прочитывает» смысл загадки.
-
Даёт ответ: берёт свой магнитик или фотографию и прикрепляет в определённую графу ответов — «ДА» или «НЕТ».
-
Во время утреннего (вечернего) сбора воспитатель показывает детям вопрос и их ответы, затем начинается обсуждение и поиск правильного ответа.
Загадка дня может быть введением в новую тему недели или закреплением знаний по пройденной теме. Также эта технология может использоваться в качестве экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например:
-
При развитии речи и обучении началам грамоты: формирование обобщений (домашние животные, одежда, транспорт и др.), фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове), знакомство с буквами (соотношение буквы и звука).
-
При формировании математических представлений и логического мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел), навыка счёта, знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трёхмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования), нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе).
Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки, советуются между собой, учатся самостоятельно искать ответы на вопросы.