«Зимний фестиваль знаний 2025»

Тема : «Взрывной ребенок»

Консультация для педагогов, классных руководителей,родителей гиперактивных детей.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Педагог-психолог МАОУ СОШ № 10 им. Н.И. Куликова
ст. Петропавловская МО Курганинский район Краснодарского края.
Белим Лариса Михайловна.

Тема : «Взрывной ребенок»


Педагоги –психологи , работающие в социально-реабилитационных центрах занимаются очень важным и нужным делом- помогают детям , попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В такие учреждения поступают разные дети . И совсем маленькие и вполне сформировавшиеся личности. И к каждому нужно найти подход, каждого понять, каждому помочь и вселить надежду на лучшее.
Поступление в центр, разрыв с привычным окружением - это эмоциональный стресс для каждого ребёнка. Мы имеем дело с часто раздраженными, возбужденными, недовольными, капризными и уставшими детьми. Иногда - это взрывные дети.
Часто это дети с СДВГ ( синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Такие дети ведут себя менее гибко и легко утрачивают эмоциональный контроль. Хорошо, если раздражение длится недолго, и дети сравнительно быстро возвращаются к своему нормальному, вполне счастливому состоянию. Но есть дети, для которых раздражение , повышенная возбудимость и капризы-обычное состояние. Это сильно сказывается как на адаптивности , так и на их способности к эмоциональному самоконтролю. У этих детей не развиты навыки сознательного самоуправления, речевые навыки, навыки контроля эмоций, навыки интеллектуальной гибкости и социальные навыки.
Адаптивность и самоконтроль в ситуациях эмоционального стресса - это навыки. Поскольку у некоторых детей отсутствуют ментальные навыки, им трудно реагировать на окружающий мир адекватно и гибко. К счастью эти навыки можно развить.
Сегодня мы поговорим о методе СРП. СРП - метод совместного решения проблем.
Прежде, чем мы перейдем к обсуждению метода совместного решения проблем (СРП), давайте поговорим о том, как создать для взрывного ребенка дружественную атмосферу.
Во-первых, важно, чтобы все взрослые которые взаимодействуют со взрывным ребенком, ясно понимали, в чем суть его проблем.
Во-вторых, по крайней мере на некоторое время вам, возможно, придется отказаться от некоторых требований, которые предъявляете к другим детям.
В-третьих взрывы на самом деле вполне предсказуемы.
По большому счету существует три способа справиться с проблемами воспитания взрывного ребенка. Принято говорить о трех планах действий: А, Б и В.
План « А» означает такой способ устранения проблем , при котором взрослый навязывает ребёнку свою волю.
План «В» означает полный отказ от своих установок, по крайней мере на данный момент.
План « Б»-совместное решение проблем. Этот способ предполагает вовлечение ребенка в обсуждение , при котором проблемы устраняются с помощью взаимно приемлемого решения.
Если поведение ребёнка не оправдывает ваших ожиданий , и вы реагируете на это , навязывая ему свою волю(т. е. используя такие слова , как « нет», « нельзя», « надо»)-значит вы используете план А.
Применение к взрывным детям плана А-навязывание ребенку своей воли-резко увеличивает вероятность взрыва. Взрыв, как и другие формы неадаптивного поведения, возникает, когда предъявляемые к человеку требования превышают его способность адекватно на них отвечать. Взрывной ребенок и так прекрасно знает, кто в доме главный, что не всегда можно добиться своего. Эта задача уже решена. Не нужно его ставить на место.
План «В» -означает полный отказ от своих установок. Если, реагируя на проблему или неудовлетворительный результат , вы промолчите или ограничитесь замечанием «хорошо» , это вы действуете по плану «В». Так , если воспитанник скажет : « Я устал и не хочу сегодня делать домашнее задание», то в соответствии с планом В вы ответите :»Хорошо» или если ребенок ложится спать не почистив зубы, то в соответствии с планом В вы просто промолчите.

План Б. Данный план включает в себя три этапа:
1. сочувствие(и его подтверждение)
2. Выявление проблемы
3.приглашение к разговору.
Сочувствие -первый этап плана Б. Сочувствие помогает людям сохранить спокойствие . Во-первых сочувствие помогает сохранить людям спокойствие , и потому что это хороший способ удержать ребёнка в том состоянии , когда он способен мыслить здраво и вести с вами диалог.
Как проявить сочувствие? Как правило , для этого достаточно повторять то, что говорит ребенок. Этот прием называется метод активного слушания.
Ребенок: « Я не буду делать домашнее задание»
Воспитатель «Ты не будешь делать домашнее задание Что случилось?»
Ребенок : « Оно для меня слишком сложное»
Взрослый (продолжая сочувствовать): Оно для тебя слишком трудное.
Ребёнок : Я ненавижу писать. (варианты-ненавижу эту тупую географию, математику, русский язык и т. д) В школе запарили , и вы тут еще ….
Воспитатель: (продолжая сочувствовать) :Тебе трудно даются письменные работы в школе и здесь тебя заставляют готовить уроки.
На втором этапе плана Б своими соображениями делится взрослый. Это называется выявление проблемы, потому что мы выявляем две точки зрения, которые необходимо примирить: вашу и ребёнка. План Б это единственный подход к проблемам, в котором в расчет принимается побуждения обоих сторон. Если в расчет принимается то, что заботит взрослого-это план А. Если то, что заботит ребёнка-план Б. Если в расчет принимается то, что заботит обоих-план Б .Однако план Б умирает, если не родившись, он обсуждение проблемы начинается со столкновения двух решений. Когда взрослый выдает свое решение, план Б резко смещается к плану А. Например: «Не хочешь делать домашнее задание? Лучше покончи с ним поскорее и не ной».Почему взрослые предпочитают излагать готовые решения, чем пояснять причины своих требования? Да потому что они-достойные ученики своих наставников. Для перехода на новые рельсы требуется некоторая практика. Вот пример того, как это должно выглядеть:
Я знаю, что ты мучаешься с домашними заданиями. Но я не поняла, в чем дело. В чем проблема?
Ребенок: Оно для меня слишком трудное.
Воспитатель: Оно для тебя слишком трудное(проявляя сочувствие)Оно для тебя слишком трудное. А можешь объяснить , что именно тебе трудно?
Ребенок: Письменная работа. Я в школе пишу много, а еще и тут приходится писать еще больше.
Воспитатель: А..., тебе трудно делать письменную работу, и тут тебе приходится писать еще больше, чем в школе?
Ребенок : Ну да.
Воспитатель: Я ведь не знала, что в школе тебе приходится так много писать. Понимаешь, я просто переживаю, что , если ты не будешь тренироваться, письменные работы всегда будут даваться тебе с трудом.
Третий этап плана Б заключается в совместном обсуждении взрослым и ребёнком различных решений проблемы, выявленной с учетом потребности обоих участников диалога.
Этот этап называется «Приглашение к разговору», потому что взрослый приглашает ребёнка совместно искать решение проблемы, говоря что-нибудь , вроде: «Давай подумаем, как нам решить эту проблему». Приглашение к разговору дает понять , что поиск решения проблемы –это процесс, в котором вы участвуете вместе с ним, а не указание, которое вы заставляете его выполнить. Некоторые дети упираются в своем решение, которое пришло им в голову « Я не буду ….Я не пойду…Я не хочу»Это говорит о том, что ребенок не умеет находить приемлемые решения для обоих сторон.
Но если вы не хотите , чтобы он впал в истерику, ни в коем случае не говорите ему, что это плохая идея. Вместо этого напомните, что идея должна устраивать вас обоих .
«Давай подумаем, нельзя ли решить эту проблему так, чтобы все остались довольны? И ты и я?». Иными словами, не бывает плохих решений, бывают решения нереалистичные, невыполнимые или не устраивающие обе стороны».План Б это упражнение на развитие фантазии. Если вы не в состоянии выполнить решение ребенка, не соглашайтесь на него. Ищите варианты.
Например:
Ребенок « Я не буду делать домашнее задание»
Воспитатель «Ты не будешь делать домашнее задание Что случилось?»
Ребенок : « Оно для меня слишком сложное»
Взрослый (продолжая сочувствовать):ОНО для тебя слишком сложное.
Ребёнок : Я ненавижу писать. (варианты-ненавижу эту тупую географию, математику, русский язык и т. д) В школе запарили , и вы тут еще ….
Воспитатель: (продолжая сочувствовать):Тебе трудно даются письменные работы в школе и здесь тебя заставляют готовить уроки.
Ребенок : Ну да.
Воспитатель: Я ведь не знала, как много тебе приходится писать в школе.
Понимаешь, я просто переживаю, что , если ты не будешь тренироваться, письменные работы всегда будут даваться тебе с трудом.
Ребенок : Но я же пишу в школе!
Воспитатель: Я поняла. Похоже проблема вот в чем: для практики вам всем надо больше писать дома. Но я поговорю с Марией Ивановной, должен ли ты так много писать.
Ребенок : Спросите, скажите, что трудно писать и дома и в школе.
Воспитатель: Это хорошая идея. Если она скажет, что у тебя уже нет проблем с письмом, мы не будем заниматься дополнительно. Значит тебе хватит занятий в школе. Ну как, идет?
Ребенок :Да.
Воспитатель: Ну вот мы и нашли выход из положения. Сегодня я помогу сделать тебе эту работу, а завтра позвоню учителю и побеседую с ней.
План Б это тяжелая работа двух людей, требующая умения излагать потребности и заботы , и совместно, в две головы ,искать решение проблем, которые на протяжении долгого времени порождают истерики и неприязнь.
В арсенале педагога есть три плана. И все они пригодны для использования. Однако все по ситуации. Показать силу и категоричность - план А. Предотвратить начинающуюся бурную истерику-план В. Но всё это не решает проблему, а отодвигает её решение на потом. План Б - это единственный выход из проблемной ситуации, когда решение принимаются на равных. Постепенно этот путь приведет к взаимопониманию и доверию Это труд, но результат того стоит.
Пришло время плана Б. Но прежде чем двигаться в путь, нам необходимо проверить взяли ли мы самое необходимое. Нам понадобится КОНЦЕПЦИЯ. Какова наша новая концепция?
Дети ведут себя хорошо, если смогут.
Время.
Воспитатели могут сетовать, что у них нет времени на план Б. Но очевидно, что принятие действенных мер для решения проблемы отнимает меньше времени, чем на спор и , как следствие конфликт с ребенком.
Специальные познания.
Многие педагоги применяют к взрывным детям те же дисциплинарные меры, которые оказались эффективны при воспитании их собственных детей. Результат, как правило, бывает плачевным.
Руководство по применению плана Б.
Первая цель -достичь согласия в определении стабилизаторов : отсутствие навыков навыки сознательного самоуправления , речевые навыки, навыки контроля эмоций, навыки интеллектуальной гибкости и социальные навыки.
Дестабилизаторов - тех проблем , которые требуют решения.(например домашнее задание )
И единство требований и действий со стороны всех, кто работает со «взрывным « ребёнком.
И еще. Намного проще применять план к отдельному воспитаннику , если распространить применение этого плана на всю группу. Вы скажете, что нельзя устанавливать разные правила для разных детей. Если вы сделаете послабление одному ребёнку,все захотят того же .
Давайте начнем с того, что требования к разным воспитанникам тоже разные. Справедливо-не значит одинаково. Если кто-то из детей спросит вас, почему для его сверстника , не упустите познакомить его с важным принципом: «В нашей группе каждый получает то, что ему нужно . Если кому-то нужна помощь в той или иной ситуации , мы все стараемся помочь. Но ведь каждому в нашей группе нужно что-то своё.
На самом деле дети прекрасно понимают принцип « Справедливо –Не значит одинаково», и вполне готовы делать исключение из правил для тех, кто в нем действительно нуждается.


Литература :
Росс В. Грин «Взрывной ребенок», издательство «Теревинф», 2016 г.


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее