Урок №
Предмет _________________________________________
Класс _________
Дата _____________________
Тема урока: «Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики».
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные:
Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
Познавательные — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Комуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Е.А. Баратынского.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Баратынского; презентация к уроку; аудиозапись стихотворения, компьютер.
ХОД УРОКА.
Этапы урока. | Деятельность учителя. |
I.Самоопределение к деятельности. | Вот звонок нам дал сигнал: |
II. Проверка д/з. | Чтение наизусть стихотворений. |
III.Актуализация знаний.
| 1)Речевая разминка. - Прочитайте текст скороговорки медленно.
У чибиса – чудеса Чьи леса? Чья лиса? Чьи вы сами? Чьи вы сами? С лисами, с весной? С лесами? С чибисами? С чудесами? - Теперь побыстрее, а затем быстро. 2) Постановка учебной задачи. - Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока. Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник)
Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна)
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
- О чём эти загадки? -Нравится ли вам весна? Почему? - Что вам весной особенно нравится? – Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе? - А какое сейчас время года? - Давай те сравним эти времена года? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский. |
IV.Работа по теме урока. | Знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского. Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит». В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье. В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры.
|
V.Продолжение работы по теме урока. | 1. Первичное восприятие стихотворения "Весна, весна!..." - Сядьте правильно, мы сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения. (сопровождается презентацией)
2. Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя) - - Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно(стр. 143).Отметьте непонятные слова.
3. Словарная работа. (Работа в паре.) - У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.
Лазурь – синева, синий цвет. Торжествующий – одержащий победу. Древа обнажены – голые деревья. Ветхий- старый. Душист – ароматен, с приятным запахом. Взвился – быстро взлетел, поднялся. Незримый – невидимый. Заздравный – приветственный. Гимн – хвалебная песнь. Ясен – чист, прозрачен. Хребет – гребень волны.
- Давайте выслушаем три пары, как они справились с заданием. - Теперь проверим себя по слайду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Видео.)
4. Работа по содержанию. (Стихотворение читает хорошо читающий учащийся.) - Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.) - Какими приемами автор выражает свой восторг? (Много восклицательных предложений, много красочных эпитетов.) - Назовите тему стихотворения? (Автор пытается передать всю красоту природы.) - Что является основной мыслью произведения? - Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всё красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: « Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроения и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.
5. Выразительное чтение стихотворения. Работа в группах. - Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.) -Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше? |
VI. Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...» | 1. Чтение стихотворение учителем. -Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось? -Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.) 2. Самостоятельное чтение стихотворения. -Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом. 3. Словарная работа. (слайд) Ропот – неясный шум, неясные, негромкие звуки. Дол – долина – удлинённая впадина. Неметь – терять дар речи. Цепенеть – становиться неподвижным, замирать под влиянием сильного чувства. Мгла – непрозрачный воздух (то тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек). 4. Анализ стихотворения. - Какие картины предстают? - С каким чувством поэт говорит о зиме? Докажи словами из текста. - О чём думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитай. - Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее? — Подберите синонимы к словам «ропот», «бушует». (Недовольство; неистовствует, бесчинствует.) — Подберите антонимы к словам «немеет», «кроет». (Оживает; срывает.) - Найдите в тексте эпитеты и олицетворение. Эпитеты: сладкий, голы, ледяной, злой, седой. Олицетворение: немеет, цепенеет. (Работа по вопросам и заданиям на с. 144 учебника.) 5. Выразительное чтение учащимися. Вывод: Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое. |
VII.Итог урока. Рефлексия.
| -С творчеством какого писателя познакомились на уроке? -Что запомнили об авторе? - Выберите один из смайликов, который больше подходит к вам. (слайд) |
Домашнее задание. | - Подготовить выразительное чтение стихотворений |