Тема: Русская народная сказка «Петух и собака».
Цель: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадки.
Кто заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? (Петух.)
Не говорит и не поёт, а кто к хозяину идёт, она сразу знать даёт. (Собака.)
– Вспомните названия народных сказок. Назовите героев.
– В каких сказках действующее лицо – Петух, а в каких – Собака?
2. Сообщение темы, задач урока.с.54 - 57
3. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
1. Отработка навыков чтения.
«Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.
Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и четко. С. 60 - 61
– Какие скороговорки вы знаете?
4. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.
1. Знакомство со сказкой «Петух и собака».
– Прочтите название сказки.
– Знакома ли вам эта сказка?
– Объясните значение слов и выражений:
Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
– Прочтите сказку вслух по цепочке.
2. Анализ сказки «Петух и собака».
– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлёк на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью.
– Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Чему обрадовалась лиса?
– Прочтите пословицы:
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Не рой другому яму – сам в нее упадёшь.
• Семеро одного не ждут.
– Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?
– Объясните их смысл.
3. Викторина сказок.
– Рассмотрите иллюстрации на с. 57 учебника (часть 1).
– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)
– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.
– Назовите русские народные сказки.
– Назовите сказки, написанные в стихотворной форме.
– Назовите авторские сказки.
Домашнее задание: выразительное чтение с.58- 59