«Осенний фестиваль знаний 2024»

Тема: Мягкий знак на конце слова

Цели: развивать слуховое внимание и логическое мышление;

формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных, определять роль мягкого знака в слове;

развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

развивать временные представления;

воспитывать умение работать в парах.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Мягкий знак на конце слова

Цели: развивать слуховое внимание и логическое мышление;

формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных, определять роль мягкого знака в слове;

развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

развивать временные представления;

воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: картинки рыси, лося, гуся, медведя, оленя, лошади; дидактическое пособие «Времена года. Месяцы»; карточки с заданиями: «Вставить букву Ь», «Авария», «Отгадай словечко», «Подбери нужное слово»; мяч.



Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Послушайте внимательно и решите логические задачки

1. – У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

2. – У собаки Микки родились котята: три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у Микки?

3. Шёл зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг – река. Как ему перебраться через реку?



II. Сообщение темы.

- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать (различные животные) гости. А какие, попробуйте догадаться.

Загадки:

  1. Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит… (рысь)



  1. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки… (гусь)



  1. В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется… (медведь)



  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)



  1. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Носится весь день,

Это … (олень)



  1. Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (лошадь)



- Что общего в этих словах? (Все слова на конце произносятся мягко. Эти мягкие звуки на письме обозначаются согласной буквой и мягким знаком. Мягкий знак прячется за согласную.)

- Сегодня мы будем говорить о мягком знаке на конце слова. Так и звучит наша тема.

- Буква «мягкий знак» не обозначает никакого звука.

- Послушайте стихотворение:



Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Написать мягкий знак мы можем, а вот произнести – нет. Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного и прячется за него.



III. Игра «Измени слово» с мячом.

- Рысь спорит со зверями: нужен ли Ь в конце слов, раз его нельзя произнести. Какая разница, есть он в слове или нет?

Сейчас поиграем в игру, а потом ответим рыси на её вопрос.

Изменить слово так, чтобы последний звук в слове стал мягким.

Шест – шесть Хор – хорь

Угол – уголь Цел – цель

Мел – мель Ел – ель

Дал – даль Брат – брать

- Для чего нужен мягкий знак в слове? (Указывает на мягкость предыдущего согласного и изменяет смысл слова)



IV. Гусь украл буквы Ь в словах.

-Надо вернуть Ь на место в слова.

Будьте внимательны, не во всех словах нужен Ь.



Дятел…, гусь…, кон…, крот…, пен…, огон…, гвоз…, слон…, дрел…, сем…, стул…, тетрадь…, сухар…



- А теперь поменяйтесь карточками и побудьте учителями. Проверьте работы друг друга. (Взаимопроверка)



V. Дидактическая игра «Времена года. Месяцы»

- Надо помочь медведю определить, какая картинка относится к какому времени года и назвать месяцы.

Записать в тетрадь только название месяцев, в которых есть Ь на конце слова.



VI. Физкультминутка

«Мишка вылез из берлоги…»

VII. Следующий наш гость лось хочет посмотреть, какие вы внимательные и сообразительные.

Игра «Отгадай словечко»

- Вы должны поднять карточку, если отгадаете, о каком слове идёт речь.



С « Б» – мучительной бываю (боль)

С « М» – одежду пожираю (моль)

С « Р» – актёру я нужна (роль)

С « С» – я повару важна (соль)



Написать слова по памяти.

- Какие буквы в конце слов вы написали?



VIII. Следующее задание от оленя.

Подобрать подходящее слово, характеризующее каждого нашего гостя.



Быстрая Рысь

Косолапый Гусь

Красивый Лось

Ловкая Медведь

Важный Олень

Могучий Лошадь



IX. «Авария»

- Нужно помочь лошади разделить написанные на карточках слова по схеме и прочитать скороговорку.



ВЁЗКОРАБЛЬКАРАМЕЛЬ, |______ ______ ________,

НАСКОЧИЛКОРАБЛЬНАМЕЛЬ. ________ _______ _______.



X. Блиц-опрос.

- Чего нет у Ь? (Звука)

- Почему у Ь нет заглавной буква? (С него не начинаются слова)

- Для чего нужен мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного звука, может менять смысл слова)



ХI. Итог.

Рефлексия

- Что я узнал на этом занятии?

- Чему я научился?

- Что мне было интересно?

- Что я теперь умею?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее