Тема: Мягкий знак на конце слова
Цели: развивать слуховое внимание и логическое мышление;
формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных, определять роль мягкого знака в слове;
развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
развивать временные представления;
воспитывать умение работать в парах.
Оборудование: картинки рыси, лося, гуся, медведя, оленя, лошади; дидактическое пособие «Времена года. Месяцы»; карточки с заданиями: «Вставить букву Ь», «Авария», «Отгадай словечко», «Подбери нужное слово»; мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
- Послушайте внимательно и решите логические задачки
1. – У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
2. – У собаки Микки родились котята: три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у Микки?
3. Шёл зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг – река. Как ему перебраться через реку?
II. Сообщение темы.
- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать (различные животные) гости. А какие, попробуйте догадаться.
Загадки:
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит… (рысь)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки… (гусь)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется… (медведь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Носится весь день,
Это … (олень)
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою. (лошадь)
- Что общего в этих словах? (Все слова на конце произносятся мягко. Эти мягкие звуки на письме обозначаются согласной буквой и мягким знаком. Мягкий знак прячется за согласную.)
- Сегодня мы будем говорить о мягком знаке на конце слова. Так и звучит наша тема.
- Буква «мягкий знак» не обозначает никакого звука.
- Послушайте стихотворение:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Написать мягкий знак мы можем, а вот произнести – нет. Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного и прячется за него.
III. Игра «Измени слово» с мячом.
- Рысь спорит со зверями: нужен ли Ь в конце слов, раз его нельзя произнести. Какая разница, есть он в слове или нет?
Сейчас поиграем в игру, а потом ответим рыси на её вопрос.
Изменить слово так, чтобы последний звук в слове стал мягким.
Шест – шесть Хор – хорь
Угол – уголь Цел – цель
Мел – мель Ел – ель
Дал – даль Брат – брать
- Для чего нужен мягкий знак в слове? (Указывает на мягкость предыдущего согласного и изменяет смысл слова)
IV. Гусь украл буквы Ь в словах.
-Надо вернуть Ь на место в слова.
Будьте внимательны, не во всех словах нужен Ь.
Дятел…, гусь…, кон…, крот…, пен…, огон…, гвоз…, слон…, дрел…, сем…, стул…, тетрадь…, сухар…
- А теперь поменяйтесь карточками и побудьте учителями. Проверьте работы друг друга. (Взаимопроверка)
V. Дидактическая игра «Времена года. Месяцы»
- Надо помочь медведю определить, какая картинка относится к какому времени года и назвать месяцы.
Записать в тетрадь только название месяцев, в которых есть Ь на конце слова.
VI. Физкультминутка
«Мишка вылез из берлоги…»
VII. Следующий наш гость лось хочет посмотреть, какие вы внимательные и сообразительные.
Игра «Отгадай словечко»
- Вы должны поднять карточку, если отгадаете, о каком слове идёт речь.
С « Б» – мучительной бываю (боль)
С « М» – одежду пожираю (моль)
С « Р» – актёру я нужна (роль)
С « С» – я повару важна (соль)
Написать слова по памяти.
- Какие буквы в конце слов вы написали?
VIII. Следующее задание от оленя.
Подобрать подходящее слово, характеризующее каждого нашего гостя.
Быстрая Рысь
Косолапый Гусь
Красивый Лось
Ловкая Медведь
Важный Олень
Могучий Лошадь
IX. «Авария»
- Нужно помочь лошади разделить написанные на карточках слова по схеме и прочитать скороговорку.
ВЁЗКОРАБЛЬКАРАМЕЛЬ, |______ ______ ________,
НАСКОЧИЛКОРАБЛЬНАМЕЛЬ. ________ _______ _______.
X. Блиц-опрос.
- Чего нет у Ь? (Звука)
- Почему у Ь нет заглавной буква? (С него не начинаются слова)
- Для чего нужен мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного звука, может менять смысл слова)
ХI. Итог.
Рефлексия
- Что я узнал на этом занятии?
- Чему я научился?
- Что мне было интересно?
- Что я теперь умею?