«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологии обучения иностранному (английскому) языку в условиях реализации ФГОС

Эффективные технологии обучения иностранному (английскому) языку в условиях реализации ФГОС

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


В условиях непрерывного технического прогресса современному образованию необходимо становиться более гибким и мобильным, технологии обучения должны постоянно совершенствоваться, а достигаемый результат должен отвечать потребностям рынка труда. Современные технологии обучения стремятся оптимизировать учебный процесс, в их основе лежат такие важные показатели, как результативность, экономичность, эргономичность и мотивированность. Результативность предполагает высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся. Экономичность означает, что за единицу времени усваивается большой объем учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом. Эргономичность подразумевает, что обучение происходит в обстановке сотрудничества, прежде всего, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии значительного переутомления и перегрузки. Высокая мотивированность, необходимая для изучения предмета, способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности [1, с. 78]. Рассматривая технологи обучения как один из способов реализации на занятиях личностнодеятельностного подхода к обучению, учащиеся становятся активными субъектами учебной деятельности [3, с. 158]. Обучение иноязычному общению требует применения новейших образовательных технологий. Процесс обучения иностранному языку основывается не просто на ситуациях общения, условия коммуникации должны иметь реальные основания.

Наиболее перспективной для успешной организации образовательного процесса представляется, на наш взгляд, технология модульного обучения иностранному языку. Дидактический потенциал технологии модульного обучения способен решить вопросы, связанные с эффективной организацией и оптимизацией самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Считаем целесообразным отметить следующие преимущества технологии модульного обучения:

– возможность многоуровневой иноязычной подготовки;

– четкое структурирование содержания обучения;

–гибкость предоставления учебного материала для самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка;

– накопительный принцип оценивания работы студента;

– гибкий график усвоения нового содержания в рамках освоения учебного материала по изучаемой дисциплине;

– создание условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; – приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям и уровню базовой иноязычной подготовки в процессе организации самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе [2, с. 187]. Использование технологии модульного обучения иностранному языку в образовательном процессе предполагает учет принципов модульного обучения:

1. Принцип модульности, требующий представление учебного материала законченным блоком-модулем;

2. Принцип динамичности, который позволяет видоизменить содержание обучения в зависимости от уровня языковой подготовки обучающегося, формы организации учебно-познавательной деятельности с позиции адаптивности, комфортности обучающегося;

3. Принцип системности знаний, который предусматривает вариативность обучения, разнообразие его форм и методов, а также формирование общеучебных умений и навыков;

4. Принцип гибкости предполагает создание комфортных условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося;

5. Принцип успешности предусматривает использование стимулирующего поощрения учебно-познавательной деятельности студента посредством применения фонда оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык». Технология модульного обучения иностранному языку в процессе языковой подготовки обучающихся предусматривает четкое структурирование содержания обучения по учебным модулям. Под модулем мы понимаем логически завершенную единицу учебного материала, которая имеет свои цели и содержание, предполагает различные формы обучения и контроля. Каждый модуль включает в себя темы. Объединение тем в единый модуль определяется общностью целей и задач, реализуемых преподавателем в учебном процессе при изучении определенной тематики. Следует отметить, что для каждого модуля происходит выбор дидактических процедур усвоения учебного материала, выбор форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности. Таким образом, важными составляющими определения модуля являются следующие:

1. Модуль – самостоятельная, логически и структурно завершенная информационная единица.

2. Модуль имеет собственное программно-целевое и методическое обеспечение: целевую программу действий, методические рекомендации по выполнению технологических решений и дидактических целей. Подробно расписываются тематические блоки, подлежащие изучению, цели, методы, формы и средства обучения; исходный уровень обученности – знания, умения и навыки, необходимые для успешного прохождения именно этого модуля, что можно выявить с помощью тестовых методик; трудоемкость модуля и его длительность.

3. Изучение модуля заканчивается обязательной формой контроля. Несомненный интерес для обучающихся в процессе изучения определенного модуля представляют игры, круглые столы, диспуты, дискуссии и т.д.

Среди наиболее эффективных технологий обучения иностранному языку следует отметить также технологию «Case study». Кейс-метод впервые был применен в Гарвардской школе бизнеса в начале двадцатого века. Эта технология получила широкое распространение при подготовке специалистов разного профиля в области экономики, менеджмента, юриспруденции, а позже при обучении языку для специальных целей и подготовке преподавателей. Использование такой технологии способствует активизации учебного процесса и является эффективным для формирования познавательных и языковых возможностей обучающихся [4, с. 158]. В последнее время большое внимание уделяется использованию технологии проектного обучения иностранному языку. Под технологией проектного обучения подразумевается самостоятельно планируемая и реализуемая коммуникативная задача, в процессе решения которой и происходит непосредственное и мотивированное речевое общение. Данная технология позволяет ставить перед обучающимися реальные цели, для достижения которых необходимо окунуться в аутентичную языковую среду. Следует отметить, что в эпоху интернета и глобальной коммуникации создание реальной языковой среды не составляет никакого труда. Если когда-то для языковой практики было необходимо организовывать зарубежные поездки, сейчас обучающимся достаточно войти в интернет-пространство страны изучаемого языка и стать активным её пользователем. Социальные сети, блоги, форумы – пример живого общения с носителями языка. Интернет-источники справочного материала на изучаемом языке – прекрасная база для различных вариантов проектных заданий. Дистанционная технология обучения иностранному языку предполагает организацию учебного процесса, который предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Главной особенностью технологии дистанционного обучения является опосредованный характер общения. В настоящее время разработаны различные варианты организации дистанционного обучения иностранным языкам [1, с. 114]. Эффективность подобного рода технологий заключается в их способности подстраиваться под обучающегося. Индивидуальный подход и выстроенные в соответствии с ним учебные траектории являются гарантией лучшего результата. Технология интерактивного обучения иностранным языкам предполагает наличие методов преподавания, базирующихся на развитии критического мышления, конструктивной интеллектуальной деятельности, осмысленном восприятие информации и последующем ее усвоение. Критическое мышление – это сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения или выводом. Организованные дискуссии, проводимые в рамках практических занятий по иностранному языку, способны научить отстаивать свою позицию, приводить аргументы и контраргументы, урегулировать разногласия. Одна из технологий обучения иностранным языкам, разработанная во Франции в конце двадцатого века, технология «Simulation», которая предполагает речевую деятельность обучающихся. Суть этой технологии – погружение в ситуации, максимально приближенные к реальным. В ходе практических занятий по иностранному языку происходит аналоговое моделирование элементов повседневного или делового общения, в которых обучающиеся должны адекватно реагировать на поставленные условия. В процессе применения данной технологии происходит моделирование коммуникативной задачи или проблемы, которые требуют личностного отношения обучающегося к фактам и событиям [5, с. 78]. В настоящее время, в эпоху глобализации и межкультурной коммуникации, технология обучения при помощи диалога культур предполагает сопоставительное коммуникативно-ориентированное соизучение иностранного языка и культуры в комплексе с углублением знаний и уровня владения родным языком и знаний о его культуре [1, с. 178]. Трудно представить себе изучение иностранного языка в отрыве от ментальности страны – носителя данного языка. Страноведение, аутентичная литература, кино и другие виды искусства становятся не только источниками языкового материала, но и первых представлений обучающихся о мировосприятии носителей изучаемого языка. В последнее время преподаватели иностранного языка все чаще сталкиваются с понятием «выученной беспомощности». Выученная беспомощность наблюдается в том случае, когда в процессе изучения иностранного языка задание кажется студенту настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение. Выученная беспомощность – это психологическое состояние, которое связано с мотивацией деятельности. Обучающиеся с внешней учебной мотивацией, сталкиваясь с временными трудностями, испытывают чувство беспомощности и снижают активность. Задача преподавателя – создать высокую внутреннюю мотивацию в процессе обучения иностранному языку. В данной ситуации считаем целесообразным применение технологии «Scaffolding». В переводе с англ. scaffolding – строительные леса. Учебный скаффолдинг – процесс, который дает возможность обучающемуся решить проблему, выполнить задание или достичь целей, которые находятся за пределами его индивидуальных усилий и возможностей. Теория скаффолдинга была представлена в педагогике в 1950-х годах когнитивным психологом Джеромом Брунером. Впервые данная теория применялась для развития у детей навыков владения языком. В настоящее время границы применения расширились, скаффолдинг пользуется большой популярностью в Америке и Европе, подтвердив свою эффективность на практике. Учебные «леса», это различного вида временные опоры, которые являются необходимой поддержкой обучающихся, помогающими каждому достичь поставленных целей. По мере продвижения обучающихся эти опоры постепенно убираются. Технология «Scaffolding» построена на основе идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, когда заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого обучающийся способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими обучающимися). Суть технологии заключается в следующем: преподаватель с помощью специальных познавательных или проблемно-поисковых заданий и инструкций помогает и направляет обучающегося к открытию нового знания, опираясь на имеющийся у него опыт, причем эта поддержка на практике может выражаться в различной форме, например, в виде блок-схемы, ключевых или наводящих вопросов, рекомендаций и т.д. Считаем целесообразным выделить основные правила в процессе применения технологии «Scaffolding»: – помогать обучающемуся в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; – позволять студенту выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Следует отметить, что успешная реализация технологии «Scaffolding» предполагает использование различных приемов: – разделение объемного задания на более мелкие; – использование тактики «размышление вслух», т.е. проговаривание или озвучивание обучающимися процесса размышления над заданием после его выполнения; – совместная работа студентов в группе, команде и диалог между участниками той или иной группы (той или иной команды и т.д.); – целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; карточки-суфлеры, помогающие обучающимся запомнить лексические единицы, грамматические конструкции и т.д. Скаффолдинг основан на постоянной диагностике обучающихся, благодаря которой преподаватель анализирует свою деятельность и планирует ее так, чтобы помочь усвоить знания и навыки. Основные преимущества скаффолдинга – мотивация и эффективность. Как только уровень навыков повышается, появляется чувство незавивисимости в обучении, что мотивирует обучающихся к дальнейшему совершенствованию навыков своих языковых навыков. Таким образом, современные технологии обучения иностранным языкам позволяют прийти к выводу, что в настоящее время существует два основных способа интенсификации процесса обучения. Первый – за счет максимального использования современных технологий и технических средств, второй – за счет активизации роли каждого обучающегося в учебном процессе. Можно утверждать, что изменение вектора образования, позиции обучающихся, развитие технологий, включение в систему обучения технических средств, интернета и различных форм дистанционного обучения наиболее перспективно в совершенствовании технологий обучения иностранному языку в ближайшие годы.




Библиографический список

1. Аверьянов П.Ф. Проблемы качества образования. Успехи современного естествознания. М., ИНФА, 2015. 275 с.

2. Иванова О.Ю., Антонова Ю.Н. Технология модульного обучения иностранному языку как средство организации самостоятельной работы бакалавров// Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: сборник материалов II Международной научно-практической Интернет-конференции (27-28 февраля 2017 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2017. С. 185-189.

3. Красавина О.И. Формирование переводческой компетенции студентов технического вуза с использованием скэффолдинга // Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Студенты и молодые ученые – инновационной России: материалы работ молодежной научной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 370 с.

4. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. М., ИНФА, 2015. 375 с.

5. Тимофеева Е.В. Особенности коммуникативной компетенции в обучении иноязычному общению // Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы Второй международной научно-практической конференции. М., ИНФА, 2015. 413 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее