«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю доклад на тему: «Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся»

2 Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологии литературы  в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся Докладчик : учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии г. Зернограда Дрёмова М.И.

Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся

Докладчик : учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии г. Зернограда Дрёмова М.И.

Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи …»
  • Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи …»
Гуманитаризация - это процесс целенаправленного развития личности, формирование ее способности проявлять культуру, гуманитарную компетентность в  жизнедеятельности в контексте поликультурного мировосприятия

Гуманитаризация - это процесс целенаправленного развития личности, формирование ее способности проявлять культуру, гуманитарную компетентность в

жизнедеятельности в контексте поликультурного мировосприятия

Бернард Шоу

Бернард Шоу

  • «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди».
Что такое экстремизм?

Что такое экстремизм?

  • Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.
Причины молодежного экстремизма

Причины молодежного экстремизма

  • Пропаганда ксенофобии в СМИ;
  • Культурные различия;
  • Проблемы в семье, бедность;
  • Утрата системы ценностей и идеалов;
  • Отсутствие четкой политики государства.
Роль художественного творчества

Роль художественного творчества

  • избавление от стресса, агрессивности;
  • решение жизненных проблем;
  • преодоление тяжелых переживаний, связанных с потерей близких людей;
  • даже избавление от боли и других неприятных физических симптомов.
Художественные образы способны  помочь понять самих себя

Художественные образы способны помочь понять самих себя

инструменты в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма.

инструменты в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма.

Гуманизм уроков литературы Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней…

Гуманизм уроков литературы

Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней…

Характерные особенности молодых людей:  стремление к романтизму, к героическим проявлениям, поиске личностного образца для подражания герою.

Характерные особенности молодых людей:

стремление к романтизму, к героическим проявлениям,

поиске личностного образца

для подражания герою.

Особенности поликультурного восприятия мира учащимися в  процессе изучения произведений литературы : 1 . Художественный и реальный мир имеют ли точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений? Литературные герои могут ли служить примером для подражания?  Нужны ли знания по литературе и искусству в процессе осмысления толерантного антиэкстремистского диалога в современном мире? Верите ли вы ,что мир будет развиваться по законам добра и красоты? Происходит ли у вас при чтении художественного  текста эмоциональный разговор с автором  и героями художественного текста?

Особенности поликультурного восприятия мира учащимися в процессе изучения произведений литературы :

1 . Художественный и реальный мир имеют ли точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений?

  • Литературные герои могут ли служить примером для подражания?
  • Нужны ли знания по литературе и искусству в процессе осмысления толерантного антиэкстремистского диалога в современном мире?
  • Верите ли вы ,что мир будет развиваться по законам добра и красоты?
  • Происходит ли у вас при чтении художественного

текста эмоциональный разговор с автором

и героями художественного текста?

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования.

  • 1. Для 60% опрошенных художественный и реальный мир имеют точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений.
  • 2. Литературные герои могут служить примером подражания для 50% студентов.
  • 3. Более 70% опрошенных подтвердили необходимость для них знаний по литературе и искусству в процессе осмысления толерантного антиэкстремистского диалога в современном мире.
  • 4. Настораживает отсутствие позитивного взгляда на толерантное развитие социального мира, так как около 40% студентов не верят, что мир будет развиваться по законам добра и красоты.
  • 5. 25% опрошенных раскрыли в своих работах диалогические основания личностного толерантного эмоционального разговора с автором и героями художественного текста;
Разнообразные формы  учебных и игровых занятий  создают условия для: формирования ориентации детей на ценности ненасилия , справедливости как нравственную основу поведения в конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;  развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;  воспитания терпимости к чужому мнению ; формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса; формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке  у них адекватной самооценки.

Разнообразные формы учебных и игровых занятий создают условия для:

формирования ориентации детей на ценности ненасилия , справедливости как нравственную основу поведения в конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;

развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

воспитания терпимости к чужому мнению ;

формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;

формирования позитивной

«Я-концепции» у учащихся по выработке

у них адекватной самооценки.

Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога - вот что нам сейчас нужно прежде всего.
  • Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога - вот что нам сейчас нужно прежде всего.
Активные формы

Активные формы

  • Цикл диспутов по проблемам:
  • "Что значит быть современным",
  • "Кто и каков герой нашего времени?",
  • "Что такое мужественность и женственность?",
  • "Как ты представляешь современного интеллигента?",
  • "Зачем нужны этикет и хорошие манеры?", "Настоящий мужчина. Сильный человек. Что это значит?"
Литературные суды

Литературные суды

  • Побуждают к спору, дискуссии, размышлению, вырабатывают диалектическое мышление, способность самостоятельно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера

  • ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
  • учебный диалог строго ограничен по времени;
  • если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
  • речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
  • учебный диалог требует предварительной подготовки.
Арт-технологии Арт- технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.

Арт-технологии

Арт- технологии – это обучение

интеллектуальной деятельности

средствами художественного

творчества.

Примеры арт-уроков: 

Примеры арт-уроков: 

  • театрализованный урок,
  • урок-психодрама,
  • урок имитационного моделирования,
  • заочные путешествия,
  • уроки словесного рисования,
  • учебные игры.
Дмитрий Сергеевич  ЛИХАЧЁВ Меняя все, меняя нас, пришел новый век. Пути возвращения к Человеку-гражданину видятся нами как интерес к судьбе человеческой личности - самой большой ценности, чувствам, способным ее преобразить…

Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЁВ

Меняя все, меняя нас, пришел новый век. Пути возвращения к Человеку-гражданину видятся нами как интерес к судьбе человеческой личности - самой большой ценности, чувствам, способным ее преобразить…

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее