Технологии литературы в процессе профилактики экстремистских настроений обучающихся
Докладчик : учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии г. Зернограда Дрёмова М.И.
- Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи …»
Гуманитаризация - это процесс целенаправленного развития личности, формирование ее способности проявлять культуру, гуманитарную компетентность в
жизнедеятельности в контексте поликультурного мировосприятия
Бернард Шоу
- «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди».
Что такое экстремизм?
- Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.
Причины молодежного экстремизма
- Пропаганда ксенофобии в СМИ;
- Культурные различия;
- Проблемы в семье, бедность;
- Утрата системы ценностей и идеалов;
- Отсутствие четкой политики государства.
Роль художественного творчества
- избавление от стресса, агрессивности;
- решение жизненных проблем;
- преодоление тяжелых переживаний, связанных с потерей близких людей;
- даже избавление от боли и других неприятных физических симптомов.
Художественные образы способны помочь понять самих себя
инструменты в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма.
Гуманизм уроков литературы
Ничто, кроме литературы не может передать опыт чувств многих человеческих жизней…
Характерные особенности молодых людей:
стремление к романтизму, к героическим проявлениям,
поиске личностного образца
для подражания герою.
Особенности поликультурного восприятия мира учащимися в процессе изучения произведений литературы :
1 . Художественный и реальный мир имеют ли точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений?
- Литературные герои могут ли служить примером для подражания?
- Нужны ли знания по литературе и искусству в процессе осмысления толерантного антиэкстремистского диалога в современном мире?
- Верите ли вы ,что мир будет развиваться по законам добра и красоты?
- Происходит ли у вас при чтении художественного
текста эмоциональный разговор с автором
и героями художественного текста?
Результаты анкетирования.
- 1. Для 60% опрошенных художественный и реальный мир имеют точки соприкосновения в осмыслении социально-ценностных проявлений.
- 2. Литературные герои могут служить примером подражания для 50% студентов.
- 3. Более 70% опрошенных подтвердили необходимость для них знаний по литературе и искусству в процессе осмысления толерантного антиэкстремистского диалога в современном мире.
- 4. Настораживает отсутствие позитивного взгляда на толерантное развитие социального мира, так как около 40% студентов не верят, что мир будет развиваться по законам добра и красоты.
- 5. 25% опрошенных раскрыли в своих работах диалогические основания личностного толерантного эмоционального разговора с автором и героями художественного текста;
Разнообразные формы учебных и игровых занятий создают условия для:
формирования ориентации детей на ценности ненасилия , справедливости как нравственную основу поведения в конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
воспитания терпимости к чужому мнению ;
формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
формирования позитивной
«Я-концепции» у учащихся по выработке
у них адекватной самооценки.
- Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося диалога - вот что нам сейчас нужно прежде всего.
Активные формы
- Цикл диспутов по проблемам:
- "Что значит быть современным",
- "Кто и каков герой нашего времени?",
- "Что такое мужественность и женственность?",
- "Как ты представляешь современного интеллигента?",
- "Зачем нужны этикет и хорошие манеры?", "Настоящий мужчина. Сильный человек. Что это значит?"
Литературные суды
- Побуждают к спору, дискуссии, размышлению, вырабатывают диалектическое мышление, способность самостоятельно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера
- ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
- учебный диалог строго ограничен по времени;
- если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
- речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
Арт-технологии
Арт- технологии – это обучение
интеллектуальной деятельности
средствами художественного
творчества.
Примеры арт-уроков:
- театрализованный урок,
- урок-психодрама,
- урок имитационного моделирования,
- заочные путешествия,
- уроки словесного рисования,
- учебные игры.
Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЁВ
Меняя все, меняя нас, пришел новый век. Пути возвращения к Человеку-гражданину видятся нами как интерес к судьбе человеческой личности - самой большой ценности, чувствам, способным ее преобразить…