«Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода»
Работу выполнила: Учитель информатики МБОУ СОШ №2 Смирнова Екатерина Геннадьевна.
Шахунья, 2015г. Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода.
Предмет, класс | Информатика, 5 класс | ||
Учитель | Смирнова Екатерина Геннадьевна | ||
Тема урока | Носители информации | ||
Место и роль урока в изучаемой теме | В современном обществе очень остро стоит проблема хранения информации. Поэтому необходимо разобраться во всем многообразии носителей информации и использовать каждый из них в соответствии с поставленными задачами. Именно от правильного выбора носителя информации подчас зависит оперативность работы и сохранность данных. | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала, комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала, контроль знаний и компьютерный практикум) | ||
Цель урока | Познакомить учащихся с историей совершенствования носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
• раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации; | • способствовать расширению кругозора учащихся; | • воспитать бережное отношение к школьному имуществу | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|
Характеристика этапов урока
Вре-мя, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства ИКТ | Методы и приемы работы | ФОУД | УУД | Планируе-мые результаты | |||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||||||
Организационный этап | ||||||||||
1 мин | Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, создает условия для успешного включения в деятельность. «Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. На вашем столе должны быть расположены учебник, тетрадь для записей, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности». | Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
| Фронтальная | Выделение существенной информации из слов учителя. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем. | Умение настраиваться на урок. |
| |
Актуализация знаний | ||||||||||
4 мин | Актуализация опыта обучающихся. Диалог-опрос о памяти.
Как человек хранит информацию?
Какими свойствами обладает память человека?
Почему информацию, которую мы помним наизусть можно назвать оперативной?
Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
А что относится к внешней памяти? Сегодня на уроке мы будем говорить о внешней памяти. Как мы можем назвать устройства относящиеся к внешней памяти? ( Если не дадут правильный ответ, в качестве подсказки отгадывают ребусы)
А теперь давайте сформулируем и запишем в тетрадь тему нашего урока. |
В собственной памяти или во внешних хранилищах информации.
Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается.
Потому, что мы можем быстро ей воспользоваться.
Достоинство внутренней памяти - быстрота воспроизведения информации, а недостаток - со временем часть информации забывается. Достоинство внешней памяти - большие объемы информации хранится долго, а недостаток - для доступа к определенной информации требуется время.
Диски, флеш-накопители, записные книжки, тетрадки и др.
Носители информации.
Носитель
Информация
«Носители информации» |
Презентация. (слайд 1-2)
Презентация. (слайд 3)
| Дискуссия | Фронтальная | Извлечение необходимой информации
| Взаимодействие с учителем и сверстниками. Владение монологической и диалогической формами речи.
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| Закрепить знания по теме «Хранение информации» | |
Постановка цели и задач на урок. Мотивация к учебной деятельности. | ||||||||||
3 мин | Давайте поставим цель и определим задачи на урок. Для этого нужно ответить на вопросы: Я знаю.
Я хочу узнать.
Цель урока.
|
Я знаю что такое внутренняя и внешняя память, достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти
Я хочу узнать, что является носителем информации ? Какие носители информации Существовали и существуют в настоящее время? Достоинства и недостатки разных носителей информации..
Понять, что такое носители информации, какие они бывают, какими носителями пользовались в древности и какими пользуются в настоящее время?
| Презентация. (слайд 4)
| Дискуссия | Фронтальная | Умение анализировать, обобщать, рассуждать, выделять главное.
| Участие в коллективном обсуждении проблем.
| Целеполагание.
|
| |
Первичное усвоение новых знаний. Начало | ||||||||||
4 мин | Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? | Смотрят презентацию | Презентация «Древние носители информации» | Демонстрация | Фронтальная | Выделение новой и существенной информации во время просмотра презентации. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.
| Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
| Показать появление носителей информации и дать им краткие характеристики.
| |
Первичная проверка понимания | ||||||||||
4 мин | Что служило носителями информации в древности?
Какими факторами обусловлено появление тех или иных носителей информации.
Что такое носитель информации? В чем заключается неудобство древних носителей информации? | Глина Кора деревьев Кожа животных Наскальные рисунки
Желанием передавать и сохранять информацию.
Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Записывают определение в тетрадь.
Глиняна очень хрупкий материал. Долго сохнет. Кора деревьев была невсегда доступна. Кожа животных дорого и неудобно. К наскальным рисункам необходимо добираться и т.д.
|
Презентация (слайд 7) | Дискуссия | Фронтальная | Умение структурировать и анализировать знания. Поиск и выделение нужной информации | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монографической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Понимать учебную задачу урока. | Раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации. | |
| ||||||||||
Первичное усвоение новых знаний. Продолжение. | ||||||||||
4 мин | В прошествии времени появились другие носители информации – современные. | Смотрят презентацию
| Презентация «Современные носители информации» | Демонстрация | Фронтальная | Выделение существенной и новой информации во время просмотра презентации. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.
| Умение слушать в соответствие с целевой установкой, работа с дополнительными источниками информации. | Показать необходимость развития технологии хранения информации. | |
Первичная проверка понимания | ||||||||||
4 мин | На какие группы можно разделить носители по происхождению?
На какие виды можно разделить современные носители.
Какой из носителей носитель информации является самым распространенным в настоящее время? | Природные и искусственные.
Магнитные,оптические диски, флэшки, бумага.
Бумага. Дешевле других носителей, удобна в использовании. |
| Дискуссия | Фронтальная | Умение структурировать и анализировать знания. Поиск и выделение нужной информации. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монографической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Понимать учебную задачу урока. | Раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации. | |
Физкультминутка | ||||||||||
1 мин | Показывает движения физкультминутки. Глазки видят всё вокруг, | Слушают и выполняют движения. | Презентация. (слайд 8)
| Игровой метод. | Фронтальная |
| Умение организованно выполнять действия.
| Умение снимать статическое напряжение. | Уметь снимать напряжение для дальнейшей работы | |
Первичное закрепление | ||||||||||
3 мин | Перед вами схема. Но она пустая, давайте ее заполним. | Один ученик у доски. Остальные выполняют задание в тетради | Задание 1 Презентация. (слайд 9) | Практика | Индивидуальная | Умение структурировать знания. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Умение работать с простейшими инструментами. | Научить пользоваться понятием «носитель информации»
| |
4 мин | Делимся на три группы. Каждой группе дается карточка с таблицей, которую нужно заполнить. | Заполняют таблицы в группах | Задание 2 | Творческое задание | Групповая | Поиск и выделение необходимой информации. | Умение работать в группах. | Соотносить выполнение задания с полученными знаниями. | Обобщить сведения о носителях информации путем анализа примеров.
| |
5 мин | Вспоминаем основные правила ТБ при работе за компьютером. Садимся парами за компьютеры. Работают с интерактивным тренажером. | В парах работают за компьютером.
| Тренажер «Определение носителя информации» | Практика | Парная | Структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Формировать культуру работы за компьютером. | Контроль и оценка своей деятельности | Научить пользоваться понятием «носитель информации» при решении поставленных задач. Формировать информационную культуру учащихся.
| |
Домашнее задание | ||||||||||
1 мин | Объяснение домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Запишите домашнее задание: §1.4,с.17-19,§3.2,3.3, с.113-116, РТ:№5 Подумать какими еще носителями информации вы пользуетесь в обыденной жизни? | Записывают домашнее задание в дневник | Презентация. (слайд 12)
|
| Фронтальная |
| Умение вести диалог с учителем. |
|
| |
Рефлексия | ||||||||||
2 мин | Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока. Что нового вы сегодня узнали?
Достигли мы поставленной цели?
На столе у вас карточки самооценивания. Оцените свою работу на уроке.
|
Мы узнали, что такое носители информации, какие они бывают, какими носителями пользовались в древности и какими пользуются в настоящее время. Достоинства и недостатки разных носителей информации.
Достигли
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты. | Презентация. (слайд 13)
|
| Индивидуальная | Умение рефлексировать. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения материала. | Уметь оценить свои знания. |
Перечень используемых на уроке средств ИКТ
№ п/п | Название средств ИКТ | Гиперссылка |
1 | Презентация к уроку |
|
2 | Презентация «Древние носители информации» | https://drive.google.com/file/d/0B917j14KqwfDYmM4Qi1wRWJLcWs/edit?usp=sharing |
3 | Презентация «Современные носители информации» | https://drive.google.com/file/d/0B917j14KqwfDYmM4Qi1wRWJLcWs/edit?usp=sharing |
4 | Задание 1 «Схема» |
|
5 | Задание 2 «Таблица» |
|
6 | Тренажер «Определение носителя информации» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8f11222a-3c47-4294-a75b-e49b7bd7fff3/2_25.swf
|
7 | Карточки рефлексии. |
|
Приложение1
Задание 1 . Схема
НОСИТЕЛИ.
Современные Древние
камен Флеш-накопители Оптические накопители Магнитные носители камень Кора деревьев пергамент глина
Карты памяти флешки HDD диски дискеты
DVD диски CD диски
Приложение2
Задание 2. Таблица
Группа.
Носитель | Пример | Форма представления |
Бумага | Письмо от друга | Текстовая информация |
| Табличка с номером дома |
|
| Билет на самолет |
|
| Газета |
|
| Кинофильм |
|
Группа.
Носитель | Долговечность | Легко или трудно оставлять информацию |
Камень | Долговечен | Трудно |
Песок |
|
|
Оптический диск |
|
|
Бумага |
|
|
Береста |
|
|
Flash-карта |
|
|
Группа.
Носитель | Достоинство | Недостаток |
Камень | Долговечен | Трудно оставлять информацию. |
Бумага |
|
|
Береста |
|
|
Flash-карта |
|
|
Оптический диск |
|
|
Приложение 3
Лист самооценивания.
Лист самооценивания | Да | Нет |
ФИ | ||
Я отвечал на вопросы |
|
|
Я участвовал в постановке цели и задач на урок |
|
|
Я активно работал в группе |
|
|
Я справился с заданием на компьютере |
|
|
Я понял тему урока |
|
|
Моя оценка |
|
|
Используемая литература:
Программы для общеобразовательных учреждений, 2 – 11 классы; методическое пособие/ составитель М. Н. Бородин,- М.; БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2012.
Информатика, учебник для 5 класса, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.
Информатика, рабочая тетрадь для 5 класса, Л. Босова, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2010 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Лаборатория информатики МИОО http://www.metodist.ru
Сеть творческих учителей информатики http://www.it-n.ru
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) http://fcior.edu.ru
Педагогическое сообщество http://pedsovet.su
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php