Технологическая карта урока
Класс: 5 В Дата: 02.10.2019 Предмет - литература
Учитель: Сидоренко Ольга Валерьевна
Тема урока: Русские народные сказки
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
образовательная: расширение понятийной базы за счет включения новых элементов на основе рефлексии;
деятельностная: установление нового способа действия для получения знаний, изменение состава группы за счет увеличения и уменьшения группы
ориентировка в группах сменного состава
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
| |
Предметные | УУД | Форма организации | |||
Мотивация учебной деятельности учащихся | На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик включился в работу. Отметка учащимися отсутствующих на уроке | Учащийся готовятся к уроку .Работа в четверках
| Подготовка к уроку | Учебно-организационные: ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь. | Фронтальная, малая группа (4 человека) |
Актуализация знаний | Учитель дает каждой четверке по 20 слов и просит сказать, о чем пойдет речь на уроке. Слова: зачин, концовка, повтор, развитие действия, Царевна-лягушка, топор, Змей-Горыныч, Чудо-юдо, шинель, солдат, стрела, царь, журавль, печенеги, отрок-киевлянин, в Переяславце, Святослав, Киев, воевода, Претич.
Учитель записывает на доске «Русские народные сказки» | Работа в четверках 5 минут. Учащиеся должны сформулировать тему урока на основе выборки знакомых слов
Учащиеся говорят, что речь пойдет о русских народных сказках | Актуализация жанров сказок, определение главного и второстепенного | Малая группа | |
| Записывают тему – Русские народные сказки | ||||
Первичная проверка понимания | Учитель спрашивает: почему народные? | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | Неподготовленная устная речь | Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; слушать друг друга; участвовать в учебном диалоге |
|
Проверка дом.задания | Учитель начинает ставить стрелочки от слова сказки и спрашивает, зачем поставила три стрелочки? Р усские народные сказки
Учитель крепит на доску подготовленные листы с названием жанров сказок (волшебная сказка, бытовая сказка и сказка о животных). - Дома каждый учащийся готовил синквейн к словосочетанию волшебная сказка, бытовая и сказка о животных | Учащиеся отвечают, что это 3 вида сказок: волшебная, бытовая и сказка о животных
Учащиеся представляют свой синквейн и крепят его на доску магнитом | Подготовленная письменная речь, закрепление понятия «жанр сказки» | Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; слушать друг друга; участвовать в учебном диалоге
Учебно-логические: высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
| Фронтальная |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Физкультминутка | Работа рядами. 3-5 минут Даны 12 утверждений: Всегда В сказках есть зачин и концовка В сказках счастливый конец Иван-крестьянский сын победил Чудо-юдо У Ивана-крестьянского сына было два брата Иван-царевич женился на лягушке Иногда Царевна лягушка снимает лягушачью кожу Баба-Яга помогает главному герою Есть фантастические и неправдоподобные элементы в сказках Образы и сюжеты вошли в пословицы Появление волшебных предметов Барин спал на шинели Никогда Журавль женился на цапле В русских народных сказках есть автор
- Какие слова остались у вас?
-Что это? Следующее задание для учащихся - написание сказки
Каждому учащемуся раздается текст с отрывком рассказа. На выполнение отводится 7-10 мин. | Работа рядами. 3-5 минут Учащимся необходимо разложить их по категориям: всегда, иногда, никогда
По одному человеку из каждого ряда выходят и показывают правильно или нет они распределили утверждения
Учащиеся отвечаю – зачин, развитие действия, концовка - Композиция
Самостоятельное написание сказки.
| Композиционная особенность сказки | Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.
Учебно-логические: выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; давать определение по существенным признакам; высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
Учебно-информационные: различать повествование, описание, рассуждение; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;
| Укрупнение малой группы (10 человек) |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Учитель предлагает ответить на следующие вопросы рефлексии? -Кому из одноклассников вы благодарны за урок и почему? -Кто сегодня приложил максимум усилий? -Кто сможет, поднимите руку, без моей помощи объяснить заново композицию сказки и ее жанры? | Учащиеся отвечают как они поработали сегодня на уроке | Самоконтроль предметных знаний | Личностные, самоопределение
Учебно-логические: высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
| Индивидуальная |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Какие слова у вас остались на парте? Из какого они произведения? Прочитать данное произведение на стр.48. Дописать сказку | Учащиеся отвечают, что они из произведения «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Подготовка основы новых знаний для следующего урока | Учебно-коммуникативные: высказывать суждения; участвовать в учебном диалоге; | Фронтальная |
1