Урок-рефлексия по теме "Русские народные сказки"

Урок по литературе в 5 классе по теме "Русские народные сказки". Это урок-рефлексия по сказкам.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Класс: 5 В Дата: 02.10.2019 Предмет - литература

Учитель: Сидоренко Ольга Валерьевна

Тема урока: Русские народные сказки

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

образовательная: расширение понятийной базы за счет включения новых элементов на основе рефлексии;

деятельностная: установление нового способа действия для получения знаний, изменение состава группы за счет увеличения и уменьшения группы

ориентировка в группах сменного состава

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Форма организации

Мотивация учебной деятельности учащихся

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик включился в работу.

Отметка учащимися отсутствующих на уроке

Учащийся готовятся к уроку

.Работа в четверках


Подготовка к уроку

Учебно-организационные:

ставить учебную задачу;

понимать последовательность действий;

сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

оценивать свою деятельность и деятельность других;

правильно оформлять и вести тетрадь.

Фронтальная, малая группа (4 человека)

Актуализация знаний

Учитель дает каждой четверке по 20 слов и просит сказать, о чем пойдет речь на уроке.

Слова: зачин, концовка, повтор, развитие действия, Царевна-лягушка, топор, Змей-Горыныч, Чудо-юдо, шинель, солдат, стрела, царь, журавль, печенеги, отрок-киевлянин, в Переяславце, Святослав, Киев, воевода, Претич.


Учитель записывает на доске «Русские народные сказки»

Работа в четверках 5 минут. Учащиеся должны сформулировать тему урока на основе выборки знакомых слов

















Учащиеся говорят, что речь пойдет о русских народных сказках

Актуализация жанров сказок, определение главного и второстепенного

Малая группа


Записывают тему – Русские народные сказки

Первичная проверка понимания

Учитель спрашивает: почему народные?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Неподготовленная устная речь

Учебно-коммуникативные:

высказывать суждения;

слушать друг друга;

участвовать в учебном диалоге


Проверка дом.задания

Учитель начинает ставить стрелочки от слова сказки и спрашивает, зачем поставила три стрелочки?

Р усские народные сказки



Учитель крепит на доску подготовленные листы с названием жанров сказок (волшебная сказка, бытовая сказка и сказка о животных).

- Дома каждый учащийся готовил синквейн к словосочетанию волшебная сказка, бытовая и сказка о животных

Учащиеся отвечают, что это 3 вида сказок: волшебная, бытовая и сказка о животных












Учащиеся представляют свой синквейн и крепят его на доску магнитом

Подготовленная письменная речь, закрепление понятия «жанр сказки»

Учебно-коммуникативные:

высказывать суждения;

слушать друг друга;

участвовать в учебном диалоге


Учебно-логические:

высказывать суждения, подтверждать их фактами;

обобщать, подытоживать информацию.


Фронтальная

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Физкультминутка

Работа рядами. 3-5 минут

Даны 12 утверждений:

Всегда

В сказках есть зачин и концовка

В сказках счастливый конец

Иван-крестьянский сын победил Чудо-юдо

У Ивана-крестьянского сына было два брата

Иван-царевич женился на лягушке

Иногда

Царевна лягушка снимает лягушачью кожу

Баба-Яга помогает главному герою

Есть фантастические и неправдоподобные элементы в сказках

Образы и сюжеты вошли в пословицы

Появление волшебных предметов

Барин спал на шинели

Никогда

Журавль женился на цапле

В русских народных сказках есть автор



- Какие слова остались у вас?



-Что это?

Следующее задание для учащихся - написание сказки


Каждому учащемуся раздается текст с отрывком рассказа. На выполнение отводится 7-10 мин.

Работа рядами. 3-5 минут

Учащимся необходимо разложить их по категориям: всегда, иногда, никогда




По одному человеку из каждого ряда выходят и показывают правильно или нет они распределили утверждения































Учащиеся отвечаю – зачин, развитие действия, концовка

- Композиция





Самостоятельное написание сказки.



Композиционная особенность сказки

Учебно-коммуникативные:

высказывать суждения;

задавать уточняющие вопросы;

слушать друг друга;

распределять работу при совместной деятельности;

участвовать в учебном диалоге;

организовывать работу в группе.


Учебно-логические:

выделять главное;

составлять простой план;

сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

давать определение по существенным признакам;

высказывать суждения, подтверждать их фактами;

обобщать, подытоживать информацию.



















Учебно-информационные:

различать повествование, описание, рассуждение;

составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;


Укрупнение малой группы (10 человек)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель предлагает ответить на следующие вопросы рефлексии?

-Кому из одноклассников вы благодарны за урок и почему?

-Кто сегодня приложил максимум усилий?

-Кто сможет, поднимите руку, без моей помощи объяснить заново композицию сказки и ее жанры?

Учащиеся отвечают как они поработали сегодня на уроке

Самоконтроль предметных знаний

Личностные, самоопределение






Учебно-логические:

высказывать суждения, подтверждать их фактами;

обобщать, подытоживать информацию.


Индивидуальная

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Какие слова у вас остались на парте? Из какого они произведения?

Прочитать данное произведение на стр.48.

Дописать сказку

Учащиеся отвечают, что они из произведения «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Подготовка основы новых знаний для следующего урока

Учебно-коммуникативные:

высказывать суждения;

участвовать в учебном диалоге;

Фронтальная


1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее