«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока на тему "Системы обработки текстов"

Материал по дисциплине "Информатика" предназначен для студентов 1 курса техникума

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта (план) занятия № 21


Дисциплина

Информатика

Группа

Дата

Тема занятия

Системы обработки текстов

73/75

ТЭ


Вид занятия

Теоретический

Цели занятия:


дидактические

сформировать знания об основных понятиях систем обработки текстов;

ознакомить учащихся с интерфейсом ТП Microsoft Word;

сформировать приемы работы с текстовыми файлами.

развивающие

развитие памяти, развитие самостоятельности, умения выделять главное

воспитательные

воспитание мотивов учения, формировать у обучающихся стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, воспитание у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информатика.

Результат

Должны

знать

понятие системы обработки текстов;

понятие текстовый процессор и знать его функции;

понятие настольная издательская система.

Должны

уметь

запускать текстовый редактор; открывать, сохранять, защищать, просматривать, печатать и закрывать текстовые документы

Показатели оценки

результата


Конспект, выполненная практическая работа

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Информатика



Обеспечиваемые

дисциплины

(МДК)




Средства

обучения

Компьютер, презентация

Основная

литература

Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2013 г.


содержание занятия


этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

3 мин

1.1

проверка готовности студентов к занятию;

1.2

проверка посещаемости;

2

Актуализация опорных знаний

2 мин


-Что такое вирус?

-На какие группы они делятся?

-Приведите примеры антивирусного ПО?



3

Мотивационный момент:

5 мин


При изучении операционной системы мы с вами запускали стандартную программу текстовый редактор «Блокнот». Какие же еще используются программы для обработки текста? Это:

  • текстовые процессоры;

  • настольные издательские системы.

Мы сегодня начинаем изучение популярного текстового процессора Microsoft Word, входящего в пакет прикладного программного обеспечения общего назначения Microsoft Office.

Общая тема, которую мы начинаем изучать называется «Технологии создания и обработки текстовой информации». Эта тема рассчитана на 10 часов.

Тема сегодняшнего урока «Системы обработки текстов».

Цель сегодняшнего урока — получение основных понятий о системах обработки текстов, а также научиться работать с текстовыми файлами.

Задачи урока:

  • изучение основных понятий систем обработки текстов;

  • запуск и изучение интерфейса текстового процессора Microsoft Word;

  • научиться открывать, сохранять, защищать, просматривать, печатать и закрывать текстовые документы.


4

Изучение нового материала

55 мин

(+5 мин физмин)

4.1

Системы обработки текстов их функции.

Системы обработки  текстов — программы для создания, редактирования и печати текстовых документов.

К ним относятся: текстовые редакторы; текстовые процессоры; настольные издательские системы.

Текстовый редактор — программа для ввода, изменения и сохранения символьного текста.

Текстовые редакторы обладают ограниченным набором функций обработки текста. К ним относятся: Блокнот, WordPad.

Более развитыми возможностями по обработке текстов располагают программы текстовых процессоров.

Текстовый процессор — программа, которая позволяет выполнять ввод и редактирование текста, операции форматирования текста, вставку рисунков и таблиц, а также множество других сложных операций.

Наиболее распространенные текстовые процессоры: Лексикон, Слово и дело, Word Perfect, Microsoft Word.

Однако текстовые процессоры не настолько совершенны, чтобы их использовать для подготовки и печати книг, газет и журналов. Для этой цели применяются программы, называемые издательскими системами.

Для наглядной демонстрации работы с текстовым редактором можно использовать презентации по информатике.

Настольная издательская система (НИС) — программа, с помощью которой можно создавать высококачественные оригинал-макеты, содержащие текст и графические изображения и предназначенные для тиражирования в типографии.

Из издательских систем наиболее популярны и доступны для работы на персональном компьютере программы PageMaker, QuarkXPress, Ventura Publisher.

Мы будем изучать основы работы в программе текстовый процессор Microsoft Word, который относится к группе текстовых процессоров документов и на модульной основе входит в состав пакета Microsoft Office. Основное назначение Microsoft Word – это профессиональная работа по созданию, редактированию и макетированию текстовых документов.

Основные функциональные возможности:

  • создание и построение текстового документа, и со­хранение его на носителе информации;

  • просмотр и редактирование документа (модифика­ция, добавление и удаление текста), контекстный поиск;

  • обеспечение использования различных шрифтов и способов выделения текста;

  • форматирование абзацев и страниц с текстом;

  • построение документов сложной структуры: списки, таблицы, колонки, буквицы и др.;

  • включение в документ объектов различной природы: специальных   символов,   формул,   картинок,   диаграмм разных видов;

  • обеспечение автоматической нумерации страниц до­кумента, печатание верхних и нижних заголовков стра­ницы, нумерация сносок в документе;

  • формирование содержания документа по его заго­ловкам;

  • проверка правописания и автоматический перенос слов;

  • создание макросов.


4.2

Запуск текстового процессора.

1)  Пуск _Программы _ Microsoft Word или кнопка Microsoft Word  на Рабочем столе

2)  Отобразится окно текстового процессора Microsoft Word



4.3

Знакомство с окном текстового процессора Microsoft Word.


4.4

Работа с текстовыми файлами.

Создание нового документа:

Способ 1. При запуске Microsoft Word:

Способ 2. При открытом окне программы:

a)  на панели Стандартная щелкнуть на кнопке Создать;

b)  будет создан документ с именем Документ 2.

Сохранение документа:

a)  меню Файл _ Сохранить как … _ отобразится окно диалога Сохранение документа;

b)  в поле Имя файла введите название документа;

c)  найдите и откройте папку, название которой должно появиться в поле Папка;

d)  щелкнуть на кнопке Сохранить (или нажать клавишу Enter для подтверждения);

e)  в строке заголовка окна программы появится имя сохраненного документа.

Текстовый процессор Microsoft Word автоматически присваивает расширение .DOCфайлам, сохраняемым на диске.

Закрытие окна документа:

на панели Стандартная щелкните на кнопке Закрыть окно;

Загрузка документа:

a)  на панели Стандартная щелкнуть на кнопке Открыть;

b)  в открывшемся диалоговом окне Открытие документа в поле Папка выбрать папку или диск, куда был  сохранен документ.

c)  двойным щелчком открыть документ.

Предварительный просмотр документа перед печатью:

Способ 1.  Файл _ Предварительный просмотр.

Способ 2.  На панели инструментов Стандартная   щелкнуть мышью по пиктограмме  Предварительный просмотр.

Как в обычном режиме, в режиме просмотра можно редактировать текст. Для этого:

a)  Откройте страницу, на которой необходимо отредактировать текст.

b)  Нажмите кнопку  Увеличение, если до этого она была нажата.

c)  В документе появится обычный текстовый курсор, внесите изменения.

Выйдите из режима просмотра, используя кнопку  Предварительный просмотр или кнопку .

Печать документа:

Способ 1. На панели инструментов Стандартная щелкнуть по кнопке   Печать.

Способ 1. Выполнить команды Файл _ Печать _ этим способом удобно пользоваться, когда необходимо установить дополнительные параметры печати, например указать, сколько копий нужно отпечатать, печатать весь текст, текущую страницу, выделенный фрагмент или отдельные номера страниц затем щелкните на кнопке ОК.

Закрытие окна программы:

a)  по окончании работы с документом и программой ее нужно закрыть щелчком в строке заголовка окна программы  на кнопке  Закрыть;

b)  в окне диалога подтвердить внесенные изменения щелкнув на кнопке Да;

c)  окно программы закроется вместе с окном документа.


5

Закрепление материала

15 мин

5.1

Подготовка к работе.

1.  Размещение учащихся за компьютерами.

2.  Включить питание компьютера.

3.  Повторение правил охраны труда.

4.  Раздать карточки с упражнениями для практической работы.

Порядок выполнения работы.

Работа по карточкам с упражнениями для практической работы.

Упражнение №1. Загрузите текстовый процессор Microsoft Word.

1)  Пуск  _ Программы _ Microsoft Word или кнопка на Рабочем столе

2)  Отобразится окно текстового процессора Microsoft Word

Упражнение №2. Найдите элементы окна текстового процессора указанные на рисунке.

Упражнение №3. Создание нового документа

Способ 1. При запуске Microsoft Word:

Вы это уже выполнили – при запуске программой создан документ с именем Документ 1

Способ 2. При открытом окне программы:

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке Создать;

b)  будет создан документ с именем Документ 2.

Упражнение №4. Сохранение документа

a)  в позиции курсора введите свои данные: Фамилия, Имя, Отчество – группа № ;

b)  меню Файл _ Сохранить как … _ отобразится окно диалога Сохранение документа;

b)  в поле Имя файла введите название документа Занятие_1_Фамилия;

c)      найдите и откройте папку с именем группа №, название которой должно появиться в поле Папка;

d)  щелкните на кнопке Сохранить (или нажмите Enter);

e)  в строке заголовка окна программы (см. рис пункт 2) появится имя сохраненного документа.

Упражнение №5. Закрытие окна документа

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 16) щелкните на кнопке Закрыть окно;

b)  окно документа с именем Занятие_1_Фамилия будет закрыто;

c)  окно документа с именем Документ1 пусть пока остается открытым.

Упражнение №6. Загрузка документа

a)  на панели Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке Открыть;

b)  отобразится окно диалога Открытие документа

c)  в этом окне диалога найдите и откройте папку в которой хранится документ с именем Занятие_1_Фамилия;

d)  откройте документ Занятие_1_Фамилия;

Упражнение №7. Предварительный просмотр документа перед печатью:

a)  на панели инструментов Стандартная (см. рис пункт 4) щелкните на кнопке  Предварительный просмотр

b)  откройте страницу, на которой необходимо отредактировать текст.

c)  нажмите кнопку   Увеличение, если до этого она была не нажата.

d)  в документе появится обычный текстовый курсор для внесения изменений.

e)  выйдите из режима просмотра, используя кнопку  Предварительный просмотр или кнопку .

Упражнение №8. Печать документа.

a)  меню Файл _ Печать

b)  изучите окно диалога Печать (на кнопке ОК не щелкать).

Упражнение №9. Закрытие окна программы

a)  внесите изменения в документ – наберите во второй строке текст Текстовый процессор Microsoft Word;

b)  щелкните в строке заголовка окна программы (см. рис пункт 2) на кнопке  Закрыть;

c)      в окне диалога подтвердите изменения, щелкнув на кнопке Да;

d)  окно программы закроется вместе с окном документа.


6

Рефлексия

2 мин


1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?

3. Что бы ещё вы хотели узнать по теме?


7

Подведение итогов занятия:

2 мин


  1. С какими системами обработки  текстов мы познакомились?

  2. Назовите различия между текстовым процессором и настольной издательской системой.

  3. Назовите элементы окна текстового процессора Microsoft Word.

  4. Какие операции выполняются с текстовыми документами?


Выставление оценок


8

Домашнее задание:

1 мин


  1. Выучить основные понятия.
    2. Выучить названия элементов окна текстового процессора.

  2. Подготовить доклад на тему «Интерфейс MS Word»



Преподаватель Арзамасцева Ольга Владимировна








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее