А сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало
А сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало
А сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поклонись!
Начинаем мы опять по истории шагать,
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока
«Окружающего мира(раздел обществознания)»
студентки 3 «А» группы
Спиридоновой Евгении Евгеньевны
Тема: «О гончарном мастерстве»
Класс 3 «Б» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Допуск к проведению урока:
Студентка: Спиридонова Е.Е.
____________________(Подпись)
Учитель: Еритенко Д.П.
____________________(Подпись)
Методист: Ванюшина Е.Е.
____________________(Подпись)
Оценка за урок_______________
Астрахань, 2023
Предмет: | Окружающего мира(раздел обществознания)» |
Класс: | 3 «Б» |
Учебник: | УМК «Начальная школа 21 века» |
Тема урока | «О гончарном мастерстве» |
Цель | Создание условий для расширения знаний учащихся о гончарном ремесле, формирования представления учащихся о значении ремесла в жизни человека и о необходимости уважительного отношения к труду. |
Задачи | -Образовательные: формировать представление у учащихся о профессии гончара, о понимании роли труда в жизни человека, приобщить детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений. Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны. - Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, устной речи, познавательного интереса обучающихся, развивать умение работать в группе, договариваться в группе, строить ответы и рассуждения, развивать творческие способности через подготовку домашнего задания, создание мини-проекта на уроке -Воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважительное и бережное отношения к труду, поддерживать интерес к истории своей страны и народа; продолжить работу по формированию чувства ответственности и согласованности в работе группы; стимулировать на оказание помощи, взаимовыручки друг другу; способствовать воспитанию интереса, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе, |
Планируемые образовательные результаты учащихся | Предметные: формирование представлений о гончарном мастерстве, гжельской росписи. Личностные: -формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; - формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - формировать положительное отношение к уроку; - формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; - формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу; - проявление самостоятельности в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий, вносить соответствующие коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -уметь высказывать своё предположение; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог; - фиксировать индивидуального затруднения в пробном действии; -уметь соотносить свои знания и определять проблему; - уметь оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: - уметь аргументировать своё мнение; - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - уметь взаимодействовать с соседом по парте, уметь вступать в диалог. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ; - уметь использовать полученную информацию |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Форма проведения | Объяснительно-наглядная, фронтальная, работа в парах |
Учебное оборудование , материалы для учащихся | Учебник, раздаточный материал |
Учебное оборудование и материалы для учителя | Презентация, учебник, ТК урока, раздаточный материал. |
Используемые учителем литература | Учебник окружающего мира 3 класс, интернет-ресурсы |
Средства ИКТ | Компьютер, проектор, экран |
Дата проведения | 02.03.2023 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Евгения Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Постарайтесь все понять, Не зевать, не унывать И прошу мне помогать.
- А какими вы сегодня хотите быть на уроке? (Какие качества вам потребуются?)
| Приветствуют учителя
- Внимательными, послушными, умными, собранными…. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Проверка домашнего задания (тест)
| - Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем.
- Что такое ремесло?
- Какие виды ремесла известны?
-Давайте вспомним, какие игрушки делали на Руси. Для этого я загадаю загадки, а вы внимательно слушаете (на слайде после отгадывания или затруднения будут выскакивать иллюстрации игрушек).
Веселая белая глина,
- Нас слепили мастера, - Тук-тук, щелк – щелк,
- А кто помнит, как изготавливали дымковскую игрушку?
- Правильно, из чего делали игрушки в деревне под Ярославлем?
-Хорошо. Ребята, сейчас вам надо будет решить тест по прошлой теме. -У вас на столах лежат листочки, возьмите их и отметьте один вариант ответа.
Тест 1 вариант 1.Что такое ремесло? А.труд человека по производству предметов быта Б.занятия человека в свободное время 2.Ремесленник-это… А.человек, занимающийся каким-либо ремеслом Б.Путешественник 3. Из чего изготавливали Дымковскую игрушку? А. из стекла Б. из глины В. из дерева 4. Что характерно для Дымковской игрушки? А. узоры яркие, расписные, с различными геометрическими фигурами: точками, кругами, квадратами. Б. узоры яркие, расписные, с различными цветами В. узоры яркие, расписные, с различными овощами и ягодами 5. Объясни значение слова-артель. А.мастер работает один Б.объединение мастеров В.странствующий мастер Тест 2 вариант 1.Игрушки делать-Это ремесло? А.нет Б.да 2. Что характерно для Дымковской игрушки? А. узоры яркие, расписные, с различными геометрическими фигурами: точками, кругами, квадратами. Б. узоры яркие, расписные, с различными цветами В. узоры яркие, расписные, с различными овощами и ягодами 3.Ремесленник-это… А.человек, занимающийся каким-либо ремеслом Б.Путешественник 4. Объясни значение слова-артель. А.мастер работает один Б.объединение мастеров В.странствующий мастер 5.Что такое ремесло? А.труд человека по производству предметов быта Б.занятия человека в свободное время -Ребята теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверим ваши варианты ответов. (на слайде ключ ответов) и критерии оценивания: Нет ошибок-5 1- ошибки -4 2 ошибки – 3 3 и больше-2 -Верните тетрадь своему соседу. У кого всё правильно подымите руку, у кого 1 ошибка, у кого 2 ошибки, у кого 3? Есть такие, у кого всё неправильно? -Поставьте себе отметку -Молодцы. Давайте продолжим нашу работу на уроке. | -«Как трудились в старину»
Ремесло –это профессиональное занятие — изготовление изделий ручным, кустарным способом.
-Гончарное ремесло Ювелирное ремесло Строительное ремесло Обработка льна Обработка дерева Обработка металла(Кузнечное ремесло) Обработка шерсти Гончарное ремесло
-дымка на презентации можешь демонстрировать изображения этих игрушек
-матрёшки
-филимоновская игрушка
-Богородская резьба
-изготавливали из глины, яркие расписанные с различными геометрическими узорами:точками,кругами,квадратиками.
-Богородская резная игрушка.. С момента зарождения промысла богородские игрушки делали из мягких пород дерева — ольхи, осины или липы.
-выполняют тест
Меняются тетрадями и проверяют
Подымают руку.
| |
Актуализация знаний. Определение темы
| - Чтобы узнать нашу новую тему урока я хотела, надо разгадать ребус.
- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Итак, тема нашего урока « О гончарном ремесле» - Какую цель бы вы поставили на уроке? -Хорошо . - А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? - Правильно в словаре. словарях. -Ребята, на слайде три определения с разных словарей, давайте прочитаем. Кто прочитает первое определение? Второе? Третье?
-Откройте свои тетради и запишите первое определение себе в тетрадь.
| -Гончар
-О гончарном ремесле
-узнать о гончарном ремесле
-в словаре.
-спрашиваю одного ученика
-читают Словарь Ефремовой: В словаре Ефремовой: Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки и тд)
игрушки и т.п.). Словарь Ушакова: 2 группа: В словаре Ушакова: Гончар – это ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.
Словарь Ожегова: 3 группа: В словаре Ожегова: Гончар-это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
Записывают | Познавательные: ориентироваться в учебнике: Определять умения ,которые будут сформированы на основе данного изучения данного раздела ; Представлять информацию в виде текста |
Физкультминутка | Физкультминутка «Дружно встали» Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. (Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо (Поворот вправо) Оглядимся величаво. И налево надо тоже (Поворот влево) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо) Через левое плечо. (Поворот влево) Наклонились влево, вправо, Получается на славу
| Повторяют за учителем | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли. |
Работа по теме | -Ребята, сейчас я включу видео о профессии гончара -Просмотрев, видео, скажите, из какого материала делают изделия? -Хорошо. Что же такое глина? (покажите глину, найти сумеете?) Глина-это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.
-Ребята, что же такое гончарное мастерство? -Я читаю, а вы внимательно слушаете.(на слайде картинки)
-Что же изготавливали гончары?
-Ребята, вы внимательно слушали, ответьте на вопросы. (НА СЛАЙДЕ БУДЕТ ТЕКСТ, КОТОРЫЙ ЧИТАЛА)
-Как передавалось гончарное мастерство?
-Как становились мастерами?
-Какие изделия делали гончары?
-Что изготавливали гончары для детей?
-Ребята, откройте учебник на стр 117, давайте прочитаем абзац по цепочке.(читают по предложению) -Ответьте на вопросы. - Как изначально делали изделия из глины? Как могли выглядеть такие изделия? - Позднее при помощи чего начали делать изделия? - Что такое гончарный круг?
- Какие изделия делали из глины?
- Чему способствовало гончарное ремесло в дальнейшем? -Ребята, у нас есть незнакомые нам слова керамика и фарфор.
-Молодцы. -Ребята, а что такое художественная роспись? Как вы думаете? Художественной росписью принято называть узоры, которые наносятся краской. Это одно из самых старинных видов народного творчества. -А как вы думаете, для чего нужна художественная роспись? -Хорошо. -Давайте послушаешь про «гжель» стр 118. Слушаем внимательно.(на слайде показываю картинки посуды) - Ребята, вы слушали внимательно, сейчас ответьте на вопросы.
- Когда было известно происхождение глиняной посуды? - Из какой глины мастера делали посуду? -Как называли эти изделия? Почему их так называли? - Когда начали производить фарфоровую посуду? -Молодцы. -У кого дома есть посуда из гжели? Подымите руку. -А какая именно посуда ? -В Астрахани имеются гончарные мастерские, проводятся мастер-классы для детей и взрослых ( на слайде). -Кто хочет научиться делать керамическую посуду, можно посетить. -Ребята, у меня для вас есть интересное задание. -У каждого на парте конверт, в нём пазл, который вам в паре нужно собрать и сказать, что у вас получилось. |
-из глины
Рассказ: гончарное ремесло- одно из самых древних. Об этом говорят археологические находки- гончарные изделия или их черепки сохраняются практически вечно. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу. Посуда могла быть облитой или не облитой, с узором или без него. Обливали специальном составом. Высохшее изделие блестело глянцем. Но из глины изготавливали не только посуду, но и глиняные кирпичи.
- домашнюю утварь: кувшины, плошки, миски, даже детские игрушки Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени.
- Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. -Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени
Читают
-Сначала изделия из глины лепились руками
-Гончарный круг -специальный станок для формовки глиняной посуды. миски,тарелки,кувшины,соломки,чашки и кружки -производству керамики и фарфора.
Показываю на слайде посуду.
Слушаю предположения детей.
-чтобы раскашивать какие-либо изделия.
-10-11 веках.
-из белой глины -Гжель, ее так назвали одной из деревень Правильно составь предложение
-в 19 веке
-ответы детей
-работают в паре | Коммуникативные: Применяют полученные умения правильно употреблять нормы речевого этикета в устной речи в нестандартной ситуации. |
Итоги урока | -Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока. -Что вы узнали на уроке?
-Что было интересного? -Кто такой гончар?
-Какие изделия изготавливаются из глины? -Какие цели мы ставили на урок? -Достигли мы их? Как вы считаете? Домашнее задание: Учебник, стр. ____ читать и пересказывать. Раб тетр.___ Дай творческое задание: нарисовать и разукрасить изделие под гжель
| Слушаю песню
-что такое гончарное мастерство, что изготавливают и тд. Ответы детей -тот, кто занимается гончарным ремеслом. миски,тарелки,кувшины,соломки,чашки и кружки -узнать о гончарном ремесле | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
Рефлексия | - Продолжи предложение
-Ребята, если вам было всё понятно и интересно на уроке встаньте. Если было что-то не понятно, поднимите руку. Если ничего не понятно и неинтересно, то пальчик вниз. Ребята, давайте прослушаем песню про гончара. | | |