«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта по географии 9 класс, тема "Волго-Вятский район"

разработка урока по географии на тему "Волго-Вятский район"

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

1. Ф.И.О. учителя: Ефанова Е.В.

2. Класс: 9 Дата: г Предмет: География

3. Тема урока:   Волго-Вятский район.

4. Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), состав, национальное многообразие, хозяйственное и культурное развитие Волго – Вятского района. 

5. Задачи:  

Обучающая: создать условия для формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности; выявлять причинно-следственные связи.

Развивающая: способствовать развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знаний, умение работать в группе, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая:  формировать у учащихся интерес к географии, желание расширить собственный опыт самостоятельной практической деятельности.

6. Тип урока: новая тема

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организационный этап

Проверка готовности класса

-

Придумано кем- то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро». Доброе утро Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро! И каждый становится добрее и мудрее. И сегодня с вами на уроке мы будем шагать вперед, и вперед, и стремиться к вершинам: побеждать, находить, что- то новое, интересное.

Вспоминаем прошлые изученные темы.


Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку





Актуализация знаний

Поставить цель на урок

Ф

 На одном из предыдущих уроков вы познакомились с составом Центрального района. Сколько экономических районов входит в Центральный район?

+ Три.

- Назовите их

+ Центральный, Центрально – Чернозёмный, Волго – Вятский.

- Верно! С Центральным вы познакомились. Сегодня речь пойдёт о районе, который расположился в бассейнах Волги, Оки и Вятки по соседству с Центральным, Поволжским, Уральским экономическими районами. Догадались, о каком районе сегодня пойдёт речь?

+ Волго – Вятский экономический район.

- Молодцы! Что вы хотите узнать о этом районе?

+ ГП, состав, население, хозяйство и культура.

- Хорошо. Целью нашего урока будет:

  • определить ГП Волго – Вятского района;

  • выявить состав Волго – Вятского района;

  • познакомиться с населением, особенностями его хозяйственного и культурного развития;


Формулируют тему урока, и цель.

Усвоение новой темы

Дать новые знания по заданной теме.

Г

  • Работа с настенной картой и атласом.

- Откройте атлас с картой Волго – Вятского района. Рассмотрите внимательно, где он находится, какие субъекты входят в состав. ( вызываю одного ученика к настенной карте)

Ученик с помощью класса и учителя рассказывает о географическом положении и показывает состав района.

+ В состав района входят: 2 области – Нижегородская и Кировская, 3 республики – Чувашская, Марий – Эл и Мордовия. Все эти субъекты имеют столичные центры:

  • Нижегородская область – г. Нижний Новгород

  • Кировская область – г. Киров

  • Республика Мордовия – г. Саранск

  • Республика Марий – г. Йошкар – Ола

  • Республика Чувашия – г. Чебоксары

 Молодцы! Откройте учебник на стр. 222 и проверьте по таблице «Административно – территориальное деление России» правильно ли вы определили субъекты Волго – Вятского района.

+ Всё верно.

- Откройте контурные карты и обведите границы всех субъектов Волго – Вятского района и подпишите столичные центры.

+ Учащиеся работают на контурной карте (хожу проверяю правильность выполнения работы)

- Закончили работу в контурных картах. Откройте карту в атласе «Волго – Вятский район» Расскажите о ГП района.

+ Пользуясь атласом учащиеся рассказывают о плюсах и минусах ГП района.

- Хорошо! Откройте учебник на стр. 65 прочитайте первый пункт параграфа 14 и составьте кластер «Особенности Волго – Вятского района»

В тетрадях должно быть:

Наличие национальных В национальном вытянут на 1000 км

республик. русские преобладают с с-в на ю-з


этническое лежит в бассейнах

разнообразие Волги, Оки и Вятки

Особенности ВВ района


природно – территориальная неоднородность

(лесная зона и лесостепь)

Учащиеся поясняют особенности Волго – Вятского района.

- Следующий вопрос, на который вам предстоит найти ответ – это национальное многообразие района. А поможет вам с ответом второй пункт параграфа 14 «Своеобразие национальных республик»


Высказывают свои мнения.

Физ. минутка



Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)


Выполняют физическую разминку.

Первичное закрепление новых знаний.

Практическое закрепление новых знаний.

г

 С каким экономическим районом вы познакомились?

+ Волго – Вятский

- Сколько субъектов федерации входит в состав района?

+ Пять (Нижегородская и Кировская область, республики Чувашия, Марий – Эл и Мордовия.

- Какие особенности вам запомнились больше всего?

+ Выгодное ГП, природно – территориальная неоднородность, этническое разнообразие.

Дают точные ответы на поставленные вопросы

Контроль знаний. Рефлексия

Подводим итог изученной темы

Ф

Организует  подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

глубины знаний.

Дает характеристику деятельности класса.

Отмечает  типичное в успешности усвоения и недостатки.

Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся.

Кратко планирует работу на следующий урок.


 Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Информация о Д\з

Повторить пройденный материал


Параграф . Ответить на вопросы в конце параграфа

Записывают д\з


* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее