Класс: 3 класс.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина
Тема урока Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»
Цели урока. 1.формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»; развивать навык чтения, формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение
2. Обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, умение моделировать;
3.Воспитывать доброжелательность и умение работать в парах, прививать любовь к художественной литературе.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; тетрадь «Литературное чтение» №1, 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; презентация, индивидуальные карточки
Планируемые результаты
Предметные: развитие фантазии и воображения; составление связного рассказа; знакомство с творчеством В. И. Даля;
умение проникать в глубину содержания произведения; формулирование эмоционально-оценочных суждений.
Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении авторской сказки «Старик-годовик», сравнивать авторские и народные сказки.
РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
Организация начала занятия | Организационный момент, эмоциональный настрой Прозвенел уже звонок. | РУУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности. (Работа в паре.) - У вас на столе лежат шесть карточек с текстами. Прочитайте и разбейте на две группы. Дайте общее название каждой группе. / карточка Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные (портфель) 2 карточка Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! (рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 3 карточка Сели на странички Тридцать три сестрички, Сели рядом - не молчат, Нам загадки говорят (буквы) 4 карточка Удивляется народ: едет печка, дым идёт, А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению, А сказка называется…(рнс «По щучьему велению») 5 карточка Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет (ручка) 6 карточка Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится.(рнс «Снегурочка») - На какие группы разбили? (Сказки и загадки.) - Вы отгадали загадки? Узнали сказки? -Давайте проверим! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
|
Постановка проблемы |
Игра «Доскажи словечко» На уроках мы, ребятки, Отгадали все... (загадки). Не спеши катать салазки, А послушай лучше... (сказки). - А может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой, и загадкой? Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Разгадайте шифровку и вы узнаете название такого произведения. 19, 20, 1,18, 10, 12 - 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12 - Подсказка: вам поможет порядок букв в алфавите. - О чем вам говорит название? ^ Предположите, о чем будет произведение. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). |
Определение темы и целей урока | Тема нашего урока: Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик» Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым. Шаги деятельности на уроке Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!” | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Объяснение нового материала | - Откройте учебник на стр. 133. Кто написал это произведение? Информация об авторе Владимир Иванович Даль (1801-1872) - русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 г. выпущен мичманом. В 1825 г. Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 г. был студентом медицинского факультета, а 29 марта 1829 г., еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил распад в речи образованных людей и простолюдинов. Мысль составить словарь появилась у него в 1819 г., и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чисто народные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская капания. В 1831 г. Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. Перовским) и сближение с В. Жуковским, А. Пушкиным, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским и другими литераторами. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Физминутка | Вы немножечко устали? |
|
Изучение нового произведения. | (Чтение произведения учителем.) - Это первая загадка, которую мы разгадали. – Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях
| Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы.
| Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. | Домашнее задание В чем же секрет этого произведения? (Произведение одновременно может являться и сказкой, и загадкой.)-Мы достигли поставленной цели? - Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики. Д/З– стр. 151 - 155, читать, пересказывать, составить краткий план пересказа, – Спасибо за прекрасный урок. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |