«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта литературного чтения. Тема: "Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»» "

Разработка данного урока формирует целостное представление о годичном круге на премере сказки-загадки В.Даля "Старик-годовик", а также формирует понятие "загадка", "сказка".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Класс: 3 класс.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина

Тема урока Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»

Цели урока. 1.формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»; развивать навык чтения, формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение

2. Обогащать словарный запас детей,  развивать внимание, память, умение моделировать;

3.Воспитывать доброжелательность и умение работать в парах, прививать любовь к художественной литературе.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Оборудование урока:  учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; тетрадь «Литературное чтение»  №1, 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; презентация, индивидуальные карточки

Планируемые результаты

Предметные: развитие фантазии и воображения;  составление связного рассказа;  знакомство с творчеством В. И. Даля; 

умение проникать в глубину содержания произведения; формулирование эмоционально-оценочных суждений.

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении авторской сказки «Старик-годовик», сравнивать авторские и народные сказки.

РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.




Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Организационный момент, эмоциональный настрой

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся




Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

(Работа в паре.)

- У вас на столе лежат шесть карточек с текстами. Прочитай­те и разбейте на две группы. Дайте общее название каждой группе.

/ карточка

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные (портфель)

2 карточка

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь 

на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3 карточка

Сели на странички

Тридцать три сестрички,

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят (буквы)

4 карточка

Удивляется народ: 

едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи 

ест большие калачи!

Чай сам наливается 

по его хотению, 

А сказка называется…(рнс «По щучьему велению»)

5 карточка

Стальной конёк 

по белому полю бегает,

За собой 

чёрные следы оставляет (ручка)

6 карточка

Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится.(рнс «Снегурочка»)

- На какие группы разбили? (Сказки и загадки.)

- Вы отгадали загадки? Узнали сказки?

-Давайте проверим! 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).





Постановка проблемы

  • А вы любите читать сказки?    

  • Почему вы любите читать сказки?

Игра «Доскажи словечко»

На уроках мы, ребятки, 

Отгадали все... (загадки).

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше... (сказки).

- А может ли быть такое, что произведение одновременно яв­ляется и сказкой, и загадкой?

Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Разгадайте шифровку и вы узнаете название такого произведения. 

19, 20, 1,18, 10, 12 - 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12

- Подсказка: вам поможет порядок букв в алфавите. 

- О чем вам говорит название? ^ Предположите, о чем будет про­изведение.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

Тема нашего урока: Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»

Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым.

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала


- Откройте учебник на стр. 133. Кто написал это произведение? 

Информация об авторе

Владимир Иванович Даль (1801-1872) - русский писатель, лекси­кограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 г. выпущен мичма­ном. В 1825 г. Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 г. был студентом медицинского факультета, а 29 марта 1829 г., еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале.

Еще в детстве заметил распад в речи образованных людей и просто­людинов. Мысль составить словарь появилась у него в 1819 г., и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чисто народные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Боль­шой материал дала ему Турецкая война, а затем польская капания. В 1831 г. Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с пи­сателем Погорельским (А. Перовским) и сближение с В. Жуковским, А. Пуш­киным, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским и другими литераторами.
В 1830 г. Даль напечатал в «Московском телеграфе» первый литера­турный опыт - «Русские сказки». Вскоре вышли в свет его «Рассказы изнародного быта» и были написаны «Уральские рассказы». В 1861 вышло «Полное собрание сочинений В.И. Даля» и 1 том «Толкового словаря живого великорусского языка».

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Физминутка

Вы немножечко устали?
Ну тогда все дружно встали.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы глазами чик-чик.
Повернись вокруг себя
Влево, вправо- раз, два,
Раз – присели, два –привстали,
Руки вверх мы все подняли.
Руки опускаем, тихонько приседаем.


Изучение нового произведения.

(Чтение произведения учителем.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
- Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. 
Прочи­тайте первый абзац. Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?

- Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
- Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»? 
Жарко  жаркая, горячая (погода). 
Душно  жаркий воздух, стесняющий дыхание. 
Знойно  сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Прочитайте четвертый абзац. Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.) 
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы. 
- Прочитайте последний абзац. 
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь  сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
- Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день - понедельник - его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день - вторник - это второй день недели.
3-й день - среда - середина недели.
4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.
5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а те­перь - воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
- Мы разгадали загадки?
- А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год? 
Дети делятся своими размышлениями.
- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
- Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две • половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Выполнение заданий в рабочих тетрадях


Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы.

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

Домашнее задание
1. Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.
2. По желанию нарисовать старика-годовика, как вы его себе представляете.-Чему научила эта сказка?

В чем же секрет этого произведения? (Произведение одновре­менно может являться и сказкой, и загадкой.)-Мы достигли поставленной цели?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Д/З– стр. 151 - 155, читать, пересказывать, составить краткий план пересказа,

– Спасибо за прекрасный урок.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее