Технологическая карта учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Стаучан Екатерина Андреевна
Класс: 7
Предмет: география
Тип урока изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
Формирование понятия «географическое положение материка» и умения составлять характеристику ФГП;
Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;
умения использовать математический и сравнительный методы в изучении материалов.
Метапредметные:
Развитие умений выявлять причинно-следственные связи;
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
Личностные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.
Средства обучения: учебник, контурные карты (у учащихся), физическая карта мира и Африки, глобус, учебник (у учителя).
Формы работы на уроке фронтальная (объяснение, беседа), индивидуальная (работа с картой, учебником), работа в парах и группах.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Настраивает на активную работу. Устанавливает контакт с обучающимися. Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | Интеллектуальная разминка. Перед изучением новой темы давайте вспомним: 1)Сколько на Земле материков? 2) Назовите самый большой из них. 3)А какой материк самый маленький по занимаемой площади? 4)Назовите материки по мере убывания размеров их площади. 5)Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. | 1) 6 2) Евразия 3) Австралия 4) Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия 5) Африка (все называемые географические объекты показываются на настенной карте) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Прежде чем приступить к изучению нового материала, вам нужно узнать тему нашего урока, попробуйте догадаться на какой материк мы с вами отправимся, выделив из каждой строки лишнее слово. Найдите в каждой строке лишнее слово. 1) Лена, Нил, Обь 2) Шахматы, зеркала, папирус 3) Рис, кофе, хлопок (Нил, папирус, кофе).- слова на доске - Почему выбрали эти слова? Найдите закономерность, которая связывает эти слова? (Африка) ИТАК, о каком материке пойдёт речь?
Используя свои личные ресурсы, дополните фразу: «Я уже знаю об Африке…» и Я хочу узнать о Африке….(фразы на доске)
Что вы знаете об Африке? Как Вы себе его представляете? Теперь давайте узнаем, что мы сегодня будем изучать? - Ребята, откройте содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка? План характеристики материка. 1. Физико-географическое положение материка. 2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые. 3. Климат. 4. Внутренние воды. 5. Почвы. 6. Природные зоны. Растительный и животный мир. 7. Население. Хозяйственная деятельность. 8. Государства и столицы. Первый вопрос плана характеристики материка - физико-географическое положение.
Тема сегодняшнего урока ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА. Исходя из темы, поставьте цели на сегодняшний урок: 1. познакомиться с географическим положением материка, 2. Научиться давать характеристику ГП материка. 3. Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек. |
Ответ детей: Африка.
Работа в парах (составляют кластер)
Ученики перечисляют последовательность изучения материков и отмечают, что рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения.
Формируют тему урока.
Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение новых знаний | Практическая работа «Определение географического положения материка» Научиться определять географическое положение материка Африка поможет нам практическая работа, которую выполним на уроке.
Физминутка А теперь, давайте отдохнем Динамическая игра «Руки, ноги, голова» Учитель называет «руки», обучающиеся вытягивают руки в стороны. Называя примеры географических объектов материка, находящихся на западе и востоке, сгибают руки к плечам. По команде «ноги» обучающиеся тянут руки вниз и называют южные объекты. По команде «голова» - называют северные объекты и делают полукруговые движения головой, от центра груди и до плеча, затем обратно. Открытие и исследование материка. В изучении истории открытия и исследования материка нам помогут учебник и атлас. С информацией отраженной в этих источниках вы уже знакомились на уроках истории и географии, когда изучали тему «как люди открывали Землю». Заполните таблицу «Исследование Африки»:
| Практическая работа выполняется путем заполнения таблицы по группам (1 ряд пункт А, 2 ряд пункт Б, 3 ряд пункт В). По окончанию времени выполнения работы, каждый ряд представляет результат, в итоге каждый обучающийся имеет заполненную таблицу.
Работа с текстом учебника и дополнительным материалом
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания изученного | Проводится игра на закрепление полученных знаний: «Закончи предложение». - Африка посередине пересекается … - Нулевой меридиан пересекает Африку с … - Африку омывают океаны, их по количеству … - С севера материк омывается … - Восточной крайней точкой материка считается … - Дальше всех материков от Африки расположен … - Гвинейский залив расположен с … материка. - Самый большой остров близ берегов Африки… | Работа в парах. Дают ответы на вопросы. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Игра «Верю – не верю». 1. Верите ли вы, что Африка – крупнейший по площади материк мира? 2. Верите ли вы, что египетские фараоны были организаторами первых исследований Африки? 3. Верите ли вы, что изучение внутренних территорий Африки началось уже в ХV в.? 4. Верите ли вы, что Африка примыкает к Америке? 5. Верите ли вы, что большая часть Африки расположена в Восточном полушарии? 6. Верите ли вы, что на севере Африка омывается водами Средиземного моря? 7. Верите ли вы, что протяженность Африки с запада на восток на экваторе составляет около 1000 км? | Дают ответы на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль и самоконтроль, коррекция | Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Итоговое тестирование: 1. Крайняя южная точка материка Африка: 1) м. Альмади 2) м. Игольный 3) м. Рас – Хафун 4) м. Доброй Надежды 2. Какие координаты имеет мыс Альмади? 1) 140 с.ш. 170 з.д. 2) 100 с.ш. 510 в.д. 3) 350 ю.ш. 200 в.д. 4) 370 с.ш. 100 в.д. 3. У каких берегов Африки расположен остров Мадагаскар? 1) северо – западных 2) северо – восточных 3) юго – западных 4) юго - восточных 4. Африка омывается водами океанов: 1) Атлантического и Тихого 2) Индийского и Атлантического 3)Северного Ледовитого и Атлантического 4) Тихого и Индийского 5. Какой пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар? 1) Босфор 2) Баб-эль-Мандебский 3) Мозамбикский 4) Гибралтарский 6. Какой буквой на карте Африки обозначен Гвинейский залив? 1) А 2) В 3) С 4) D
7. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория принадлежит: 1) Н.И. Вавилову 2) Д. Ливингстону 3) Е.П. Ковалевскому 4) В.В. Юнкеру 8. Какой исследователь, изучая северо-восточную часть Африки, собрал более 6 000 образцов культурных растений? 1) Васко да Гама 2) Е.П. Ковалевский 3) А.В. Елисеев 4) Н.И. Вавилов
Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы. Проверьте свои знания 1) 2 2) 1 3) 4 4) 2 5) 3 6) 3 7) 2 8) 4 Поставьте себе оценку, согласно критериям: «5» - 8 правильных ответов «4» - 6 - 7 правильных ответов «3» - 4 - 5 правильных ответа «2» - 0 - 3 правильных ответа | Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата. Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока, рефлексия | Давайте вернемся к началу урока, и ответим «Что я узнал(а) о Африке?» Составляют «синквейн» к слову «Африка».(схема синквейна на доске) Подведение итогов урока, объявляются оценки. Домашнее задание дифференцированное: 1) Всем П.20, Нанести на к/к географические объекты 1. Гибралтарский пролив 2. Средиземное море 3. Суэцкий канал 4. Красное море 5. Баб- эль-Мандебский пролив 6. Аденский залив 7. Сомали (полуостров) 8. Индийский океан 9. Мозамбикский пролив 10. о. Мадагаскар 11. Атлантический океан 12. Гвинейский залив 13. Канарские острова 2) Если ваша оценка за урок «5» и «4» – стр.155 «Проверим знания» (устно), 3) Если ваша оценка за урок «3» и «2» – стр.155 «Ответьте на вопросы» (письменно). | Пример: 1. Африка. 2. Большая, жаркая. 3. Развивается, добывает, поражает. 4. Прельщает туристов своей неизвестностью. 5. Пустыня Запись домашнего задания. |
1 Зависит от типа и целей урока
2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока