«Осенний фестиваль знаний 2024»

«свойства действий с рациональными числами»

«СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»«СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»

урок проведен в виде игры квест:верста редакционного номера по свойсвам действий с раиональными числами с помощью корреспондентов

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

6


УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ:

«СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЙ С РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ»

Цели урока:

1.  Проверить, выполняются ли свойства действий над числами при работе с рациональными числами.

2.  Содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, размышлять и рассуждать).

3.  Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в парах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог).

4.  С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.

5.  Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся.

Задачи урока:

1.  Систематизировать знания учащихся о свойствах рациональных чисел.

2.  Через повторение изученного материала перевести учащихся к нахождению значения числового выражения, содержащего рациональные числа и знаки « +» и «-».

Информационная составляющая (жизненно важные знания):

применение умений выполнять действия над рациональными числами при дальнейшем изучении курса алгебры.

Знания, используемые в других дисциплинах: физика, информатика, география, химия.                                                                                        

Учебная задача:

«Открытие» свойств действий с рациональными числами

Тип урока. Деловая игра Урок изучения нового материала.

Организационные формы общения: коллективная, самостоятельная, работа в парах.

Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация,  карточки. индивидуальные задания

Структура урока:

Вид деятельности

№ слайдов

мин.

1. Организационный момент.


1

2. Сообщение задачи и урока.


2

3.  Актуализация опорных знаний.


10

4. Закрепление пройденного материала.


11

5. Физкультминутка.


1

6. Подготовка к ГИА.


10

7. Задание на дом: в рубрике газеты

« знаете ли вы…?»

8 Дом работа


2

2

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

14

1

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня необычный урок Я предлагаю провести его в форме деловой игры и девизом нашего урока

Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!

Мы с вами на уроке должны создать математическую газету то есть, сверстать номер Я – буду главным редактором, а вы ее – корреспондентами, корректорами.  Как вы понимаете значение этого слова? Работать будут 2 отдела по направлениям сложение и вычитание рац чисел,2 отдел умножение и деление рациональных чисел.   
А газета наша называется  «Рациональные числа».

Представляю вам макет  газеты, которая состоит из следующих рубрик: «Спрашивают – отвечаем»,

«Новости дня», «Актуальный репортаж», «Проблема дня» Знаете ли вы…?».

III. Актуализация опорных знаний

Устная работа:I колонка

В первой рубрике «Спрашивают – отвечаем» нам нужно проверить правильность информации, которую нам прислали в письмах наши корреспонденты , конверты получат руководители отделов и распределят работу среди сотрудников. Посмотрите внимательно  и скажите, какие правила нам нужно вспомнить, чтобы проверить  эту информацию. Правильные ответы примеров передать начальнику отдела ,который в свою очередь печатную информацию передает техническому директору

1 пара 1. Правило сложения отрицательных чисел:

«Чтобы сложить два отрицательных числа, не надо:

1) сложить их модули,

2) поставить перед полученным числом знак?????????».

1) – 8,4 + (– 8,4) = 0;
2) (– 2,2) + 3,5 = 1,3;


2. Правило сложения чисел с разными знаками:

«Чтобы сложить два числа с разными и одинаковыми знаками, надо 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший,

2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше( меньше).

3) – 13 – 8 = – 5;
4) 15 – 18 = – 13;
5) 7,4 – (– 3,2) = 10,6;

  • 1. Правило деления чисел с разными знаками:

  • «При делении, умножения чисел с разными знаками, надо:

  • 1) разделить модуль делимого на модуль делителя, 2) поставить перед полученным числом знак плюс».

  • 1) (– 6,7) . (– 10) = – 67;
    2) – 9 . 6 = – 54;
    3) – 3,6 .  1 = –1;

  • 2. Правило умножения двух отрицательных чисел:

  • «Чтобы перемножить два отрицательных числа, очень надо перемножить их модули».

  • «Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное число, надо разделить модуль разности на модуль делителя».

  • 1) (– 6,7) . (– 10) = – 67;
    2) – 9 . 6 = – 54;
    3) – 3,6 .  1 = –1;
    4) – 18 : (– 0,3) = 60;
    5) – 3,7 . 0 = – 3,7.

– Молодцы, хорошо справились.

IV. Закрепление пройденного материала

– А сейчас мы переходим к рубрике «Новости дня». Чтобы  заполнить эту рубрику, нам необходимо систематизировать знания  о числах.
– Какие вы знаете числа? (Натуральные, дробные, целые)

Как мы можем одним словом назвать это множество чисел и я думаю это будет подзаголовок нашей колонки новости дня


См презентацию

Следующая колонка нашей газета « Актуальный репортаж»
–– А теперь перейдем к письменной работе. Открыли тетради, записали18.03.2015 число, классная работа а вот тему урока мы с вами сформулируем после того как каждый отдел редакции выполняет очень ответственную работу .Работаем с рациональными числами и выясним какие отличительные особенности действий с рациональными числами выполняются и применяются, опираясь на знания, полученные ранее с числами

1 исследования и открытия

(задания на слайдах)

Задания корреспондентам отдела сложения и вычитания рац чисел

Какие отличительные особенности действий с рациональными числами выполняются и применяются в математике и в жизни

1)-7+0; 2)0+(-9,7) 3)-1+0; 4)0-(-8).

1)-7,5+7,5; 2)3+ (-3) 3)-1,25+1

1)-3,2+5=? 2)-8 +(-2)= 3)8+ (-10)=

1)-8+5-2= 2)-6,4-0,6+2,4 3)-+-(0,4)

Для начальника отдела

  1. -8,125+7,84+9+8 -6,24-9

  2. -8+2-3+4.

  3. Задания корреспондентам отдела умножения и деления рац чисел

  4. Какие отличительные особенности действий с рациональными числами выполняются и применяются в математике и в жизни.

  1. -12×0 2)0×(-128,56) 3)0÷(-8,57) 4)-7÷0

1)13×1 2)-5,1×(-1) 3)-9×;

1)-6×(-2,4) 2)-5×(-1)

1)0,2×(-7)×5 2)×50×(-)

Для начальника отдела

1 ) (-)×(-)

2)-2,8××(-)



1)Проверка переместительного свойства сложения:

-3 +(- 4) =-4+ (-3) = - 7  a +b = b + a

Вывод: переместительное свойство сложения справедливо при сложении рациональных чисел

2) работа по рядам (проверка сочетательного свойства

(a + b) + c= a + (b + c)

Если 1) a = - 0,7, b = - 0,2, c = 1,2;

(a + b) + c = a + (b + c)

Вывод: сочетательное свойство сложения справедливо при сложении рациональных чисел

3) Прибавление к нулю рационального числа, сумма противоположных чисел:

- 3 ½ + 0 = - 3 ½  а + 0 = а

-1,6 + 1,6 = 0  а + (-а) = 0

Вывод: прибавление нуля к рациональному числу не изменяет это число, а сумма противоположных рациональных чисел равна нулю.

4) Проверка переместительного свойства умножения рациональных чисел:

0,5 * (-2)=* 0,5 = - 1 аb = 

Вывод: переместительное свойство умножения справедливо при умножении рациональных чисел.

5) Проверка сочетательного свойства умножения рациональных чисел:

- 3 *(4*2,5)= (-,3*4)*2,5 a(bc) = (ab)c

Вывод: сочетательное свойство умножения справедливо при умножении рациональных чисел

6) Умножение рационального числа на единицу, на обратное ему число, на нуль.

- 5/8 * 1 = - 5/8 2 * ½ = 1 4/5 * 0 = 0

а * 1= а а * 1/а = 1 а * 0 = 0

7) Проверка распределительного свойства относительно сложения

(a + b)c = ac +bc, если а = 2 b = - 3 с = - 0,1

Вывод: распределительное свойство относительно сложения справедливо для рациональных чисел.

Свойство а*в=0 если а=0 или в=0

А для чего необходимо знание свойств рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше и быстрее).

материал подтвержден в учебнике на стр 207 №1205.(а,в),1209 (а.бв)

Д.М. стр 22 №262,№265(а)

V. Производственная физкультминутка

ГБОУ ЦО 497

VI. Подготовка к ГВЭ

В рубрику «Проблема дня » пришло письмо, где ученик просит помочь ему в решении заданий к и экзамену в 10 классе нашей школы. Нам нужно каждому самостоятельно прорешать задания, тесты Приложение 1 у вас на столах:


1. Решить уравнения:

а) (х + 3)(х – 6) = 0

1) х = 3, х = – 6
2) х = – 3, х = – 6
3) х = – 3, х = 6

б) – 7(3,5 – х) = 0 

1) х = 3,5
2) х = – 7
3) х = – 3,5

2. Округлить число 253,355 до десятых:

1) 253,4         
2) 253,3
3) 253,35

3. Выберите наименьшее число:

1) – 13,5 
2) – 32,8
3) – 40,2

4. Выбери наибольшее число:

1) – 12,4
2) – 43,5
3) – 12,2

5. Расположите в порядке возрастания:  

1) 
2) 
3) 

VII. Задание на дом

– Домашнее задание вы возьмете в последней рубрике нашей газеты « знаете ли вы…?» информация о рац числах приложение

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Вот и получилась у нас вами замечательная математическая газета и как же все таки мы ее назовем. Где мы систематизировали свои знания  по теме «Свойства действий с рациональными числами». Приложение 2 И я вам дарю первый выпуск нашей газет это подарок от меня, который будет вам необходим на уроках математики . свойства рац чисел Сегодня тесное сотрудничество в деловой игре я предлагаю оценить себя по лестнице успеха

Что быстрее всего? – Ум.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

– Я думаю, мы с вами достигли желаемого. Спасибо вам большое за урок!  

Приложение 3При этом в течение долгого времени многие выдающиеся математики отказывались вводить их в употребление или вводили с большой неохотой. Еще Декарт называл отрицательные числа «ложными числами».

отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв, но до Х//I в. как и в древности , они понимались как долги, большинство ученых считали их ложными в отличие от положительных чисел - истинных. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650) . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637). 
Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине ХVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее