«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сущность воспитания детей дошкольного возраста

Правильное воспита­ние — это наша счастливая старость, плохое воспи­тание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра­ной»

Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

«Сущность воспитания детей дошкольного возраста»

«Сущность воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, действующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (П.И.Пидкасистый)

Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, действующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека

(П.И.Пидкасистый)

Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский) Воспитание - многофакторный процесс жизненный мир и иерархия общественных ценностей  семья  школа  детские и молодежные организации  повседневная и профессиональная деятельность  искусство  средства массовой информации природная среда на воспитание оказывают влияние:

Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть»

(К.Д. Ушинский)

Воспитание - многофакторный процесс

  • жизненный мир и иерархия общественных ценностей
  • семья
  • школа
  • детские и молодежные организации
  • повседневная и профессиональная деятельность
  • искусство
  • средства массовой информации
  • природная среда

на воспитание оказывают влияние:

Выделяют две основные группы воспитательных факторов:   генетическая наследственность и состояние здоровья человека  социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение  обстоятельства биографии  культурная традиция, профессиональный и социальный статус  особенности страны и исторической эпохи группа объективных факторов воспитания:

Выделяют две основные группы воспитательных факторов:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение
  • обстоятельства биографии
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус
  • особенности страны и исторической эпохи

группа объективных факторов воспитания:

группа субъективных факторов:

группа субъективных факторов:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого
  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого
  • система отношений с социумом
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества
по облику  речи  манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам  по ценностным ориентациям  по отношению к деятельности и стилю общения
  • по облику
  • речи
  • манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам
  • по ценностным ориентациям
  • по отношению к деятельности и стилю общения

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям:

виды воспитания умственное воспитание  нравственное воспитание эстетическое воспитание экологическое воспитание физическое воспитание трудовое воспитание экономическое воспитание

виды воспитания

умственное воспитание

нравственное воспитание

эстетическое воспитание

экологическое воспитание

физическое воспитание

трудовое воспитание

экономическое воспитание

ВОСПИТАНИЕ Становление личности Социализация личности Формирование личности В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

ВОСПИТАНИЕ

Становление личности

Социализация личности

Формирование личности

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ содержательная ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ процессуальная Процесс целенаправленный Многофакторный Динамичный Длительный Непрерывный Комплексный Вариативный Двусторонний характер от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) от воспитанника к воспитателю (обратная связь)

СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ

содержательная

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

процессуальная

Процесс целенаправленный

Многофакторный

Динамичный

Длительный

Непрерывный

Комплексный

Вариативный

Двусторонний характер

от воспитателя к воспитаннику

(прямая связь)

от воспитанника к воспитателю

(обратная связь)

соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть цели эффективность воспитания зависит от: соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников сложившихся воспитательных отношений совокупного действия  объективных и субъективных действий

соответствия цели

и организации

действий, помогающих

достигнуть цели

эффективность

воспитания

зависит от:

соответствия

социальной практики и характера

(направленности, содержания)

воспитательного влияния на воспитанников

сложившихся

воспитательных

отношений

совокупного действия

объективных и

субъективных

действий

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ субъективные факторы объективные факторы воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно - гигиенические)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

субъективные факторы

объективные

факторы

воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат

выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно - гигиенические)

принцип связи воспитания с жизнью принцип направленности с жизнью принцип опоры на положительное принципы воспитания принцип гуманизации принцип личностного подхода принцип единства воспитательных воздействий

принцип связи воспитания с жизнью

принцип направленности с жизнью

принцип опоры на положительное

принципы воспитания

принцип гуманизации

принцип личностного подхода

принцип единства воспитательных воздействий

Классификация методов воспитания (Ю.К.Бабанский) 1 группа 2 группа методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности 3 группа 4 группа методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент методы контроля, самоконтроля самооценки

Классификация методов

воспитания (Ю.К.Бабанский)

1 группа

2 группа

методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения

методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности

3 группа

4 группа

методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент

методы контроля, самоконтроля самооценки

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ Виды деятельности (труд, игра) Предметы, вещи, игрушки, ЭВМ Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания) Произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Виды деятельности (труд, игра)

Предметы, вещи, игрушки, ЭВМ

Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания)

Произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)

1 группа методов   рассказ   методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения объяснение лекция диспут   внушение   беседа пример  

1 группа методов

  рассказ  

методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения

объяснение

лекция

диспут  

внушение  

беседа

пример  

2 группа методов   общественное мнение  методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности упражнения демонстрация упражнение  инструктаж  педагогические ситуации воспитывающие ситуации  

2 группа методов

  общественное мнение 

методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности

упражнения

демонстрация

упражнение 

инструктаж 

педагогические ситуации

воспитывающие ситуации  

3 группа методов поощрение (одобрение) методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент наказание (осуждение) соревнования эмоциональное воздействие познавательные игры  

3 группа методов

поощрение (одобрение)

методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент

наказание (осуждение)

соревнования

эмоциональное воздействие

познавательные игры  

4 группа методов   педагогическое наблюдение    методы контроля, самоконтроля самооценки выявление причин отклоняющегося поведения посредством бесед  опросники диагностика  

4 группа методов

  педагогическое наблюдение   

методы контроля, самоконтроля самооценки

выявление причин отклоняющегося поведения посредством бесед 

опросники

диагностика  

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого

В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе

В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.

Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее