«Сущность воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, действующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека
(П.И.Пидкасистый)
Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть»
(К.Д. Ушинский)
Воспитание - многофакторный процесс
- жизненный мир и иерархия общественных ценностей
- семья
- школа
- детские и молодежные организации
- повседневная и профессиональная деятельность
- искусство
- средства массовой информации
- природная среда
на воспитание оказывают влияние:
Выделяют две основные группы воспитательных факторов:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение
- обстоятельства биографии
- культурная традиция, профессиональный и социальный статус
- особенности страны и исторической эпохи
группа объективных факторов воспитания:
группа субъективных факторов:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого
- система отношений с социумом
- организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества
- по облику
- речи
- манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам
- по ценностным ориентациям
- по отношению к деятельности и стилю общения
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям:
виды воспитания
умственное воспитание
нравственное воспитание
эстетическое воспитание
экологическое воспитание
физическое воспитание
трудовое воспитание
экономическое воспитание
ВОСПИТАНИЕ
Становление личности
Социализация личности
Формирование личности
В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели
СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ
содержательная
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
процессуальная
Процесс целенаправленный
Многофакторный
Динамичный
Длительный
Непрерывный
Комплексный
Вариативный
Двусторонний характер
от воспитателя к воспитаннику
(прямая связь)
от воспитанника к воспитателю
(обратная связь)
соответствия цели
и организации
действий, помогающих
достигнуть цели
эффективность
воспитания
зависит от:
соответствия
социальной практики и характера
(направленности, содержания)
воспитательного влияния на воспитанников
сложившихся
воспитательных
отношений
совокупного действия
объективных и
субъективных
действий
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
субъективные факторы
объективные
факторы
воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат
выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно - гигиенические)
принцип связи воспитания с жизнью
принцип направленности с жизнью
принцип опоры на положительное
принципы воспитания
принцип гуманизации
принцип личностного подхода
принцип единства воспитательных воздействий
Классификация методов
воспитания (Ю.К.Бабанский)
1 группа
2 группа
методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения
методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности
3 группа
4 группа
методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент
методы контроля, самоконтроля самооценки
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Виды деятельности (труд, игра)
Предметы, вещи, игрушки, ЭВМ
Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания)
Произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь)
1 группа методов
рассказ
методы формирования сознания личности (взглядов, оценок) – единство сознания и поведения
объяснение
лекция
диспут
внушение
беседа
пример
2 группа методов
общественное мнение
методы организации деятельности, опыта поведения – формирование личности в деятельности
упражнения
демонстрация
упражнение
инструктаж
педагогические ситуации
воспитывающие ситуации
3 группа методов
поощрение (одобрение)
методы стимулирования деятельности и поведения отражают потребностно-мотивационный компонент
наказание (осуждение)
соревнования
эмоциональное воздействие
познавательные игры
4 группа методов
педагогическое наблюдение
методы контроля, самоконтроля самооценки
выявление причин отклоняющегося поведения посредством бесед
опросники
диагностика
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого
В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.
Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе