Сценарий праздника «Масленица».
Веселое мероприятие с песнями, играми, танцами, с угощением. Можно провести в масленичную неделю, в начале весны.
Цель: приобщение учащихся к русским народным традициям
Задачи:
1. Поддерживать эмоционально – положительный настрой;
2. Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества, творческие способности
3. Закреплять и расширять у детей представления о русских народных праздниках, традициях
Цель: приобщение уч-ся к русской народной культуре, народному творчеству
Зал празднично оформлен на стенах пословицы и поговорки
• Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
• Блин не клин, брюха не расколет.
• Масленица семь дней гуляет.
Дети в русских народных костюмах под музыку выстраиваются полукругом
По очереди говорят слова
1. – Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
2. – Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
3. – Почтенные и молодые!
4. – Полные и худые!
5. – Мы рады гостям, как добрым вестям!
6. – Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
7. – Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
Учитель:
Что за праздник?
Что за праздник?
Не слыхали о нем разве?
Будет праздник здесь большой-
Встретится Зима с Весной.
Зиму с песнями проводим,
Спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим,
словом ласковым приветим!
8. – У нас сегодня представление всем на удивление!
Вместе.
– Сегодня Масленица приглашает в гости!
9. – Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
10. – Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
11. – Итак, Масленицу начинаем!
Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, несут чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.
Учитель:
С давних пор повелось на русской земле славить песнями, играми приход снежной зимы, тёплой весны, урожайной осени. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки о временах года. Из уст в уста передавались народные приметы. Дошли они и до нас. Недавно мы с вами святки праздновали, а сегодня мы с Зимушкой прощаемся, с Масленицей пообщаемся.
1 ученик:( выносит табличку с надписью «встреча»)
– Понедельник – “встреча”.
Учитель:
В этот день утро в деревнях начиналось чуть позже обычного, так как по народным поверьям, считалось, что для хорошего урожая льна в чистый понедельник нужно проспать как можно дольше.
После пробуждения дома русских деревень наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по деревне на санях. Обойдя всю деревню, после обеда дети бежали кататься со снежных горок, распевая масленичные песенки: народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.
1 ученик:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
2 ученик:
– Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:
– Реки сметанные, горы блинные!
3 ученик:
– Молчит наша Масленица, не отвечает, лишь руками соломенными качает.
– Давайте Масленицу хороводом ублажать.
Учитель:
– Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!
(под русскую музыку дети водят хоровод)
4 ученик:
– Вторник – “заигрыш”.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Учитель:
По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения.
Звучит песня “Во кузнице”.
Учитель:
– Если ты кузнец на славу, Кузнецу все скажут “Браво”!
Игра “Лучший кузнец” (Кто глубже забьёт гвоздь с трёх ударов).
5 ученик:
– Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
– Начинаем панораму удивительных потех!
Недаром вторник на Масляной неделе называли “заигрыш”. Давайте и мы Масленицу игрой потешим.
Игра “Передай лапоть”
(Под музыку по кругу дети передают лапти друг другу. Музыка обрывается, у кого в руках остался лапоть, тот выходит из круга).
Учитель:
– Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
– Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!
Игра “перетягивание каната”. Команды “Богатыри” и “Силачи”.
Учитель:
– Я вижу, ребята здесь собрались ловкие, сильные, умелые!
– Наши ребята устали, проголодались.
– Давай скорей среду объявлять!
Вместе.
– Среда – “Лакомка”, “Сладкоежка”.
6 ученик:
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
7 ученик:
Напеките- ка блинов,
Девушки-хозяйки!
Вы же, добры молодцы,
Зиму попугайте!
Мама 1:
Испечем сейчас блинов,
Чтобы всем хватило!
Узнать больше
РЕКЛАМА
Съешь блины – почуешь вновь
Прибывают силы!
Мама 2:
Если комом выйдет блин,
Испечем еще один!
Всех блинами угостим,
С медом, со сметаной.
Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её, раздают гостям блины
8 ученик:
– Четверг – “Разгуляй”.
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
Учитель:
Разгуляй (разгуляй-четверток) – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.
На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:
9 ученик:
– День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни.
Дети поют частушки.
1. Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала
2. Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!
3. На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики- обжоры –
Животами маются!
4. Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
5. У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!
6. Мы с мальчишками плясали –
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все – то рты разинули.
7. Я работаю, работаю.
Работы не боюсь
Если правый бок устанет.
Я на левый повернусь.
8. Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего
Учитель:
– А сейчас конкурс танцевальный.
– Кого ноги в пляс ведут, всех на танец ждут!
Дети танцуют “Барыню”.
1 ученик:
– Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!
2 ученик:
– Пятница – тёщины вечёрки!
– Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!
3 ученик:
– К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
( дети исполняют песню «Мы весну -красну встречаем…)
4 ученик:
– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!
4 ученик:
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Учитель:
– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
(Девушки играют в игру «Идет матушка- весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Учитель: Не пора ль весну нам встретить, словом ласковым приветить?
5 ученик:
– Погляди, народ! К нам Весна идёт!
Под музыку Появляется Весна в красивом платье.
Весна.
– Я – Весна!
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!
6 ученик:
– Здравствуй, Весна-красна!
Весна.
– Здравствуйте и вы, люди добрые!
Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!
Появляется зима под звук метели.
Зима.
– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?
Весна.
– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,
Пора и честь знать!
Зима.
– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна.
– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!
Зима.
– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!
Весна.
– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!
Зима.
– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.
Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)
– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!
Весна.
– Те кто Весну ждёт ко мне!
Игра “Снежки”.
Зима.
– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!
7 ученик:
– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что рады мы Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!
8 ученик:
– Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)
Учитель:
– Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!
– “Прощённый день”, “Проводы Масленицы”
9 ученик:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
10 ученик:
– Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.
Выбегают двое учеников колесом.
Первый
– Прости меня!
Второй
– И ты прости меня! (Целуются)
Первый
– В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.
Второй
– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.
Учитель:
– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!
11 ученик:
– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
12 ученик:
– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
Девочки раздают блины.
Вместе.
– А за праздник вам – Спасибо!
Учитель:
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!