Сценарий по повести А.В. Калинина «Цыган»
(Выходят 3 цыганки, Будулай с гитарой, танцуют)
ФОНОГРАММА № 1
ФОНОГРАММА № 2 (фон)
Настя: А всё-таки ты меня так и не догнал, Будулай!
Будулай: Лошадь не машина, но ещё бы немного – догнал, Настя.
Настя: Да, хороший у тебя грай. Ну, а теперь привязывай его вот сюда к огороже и зайдём ко мне.
Будулай: Уже поздно, Настя. Как-нибудь я загляну к тебе в другой раз. Твоя хозяйка теперь уже спит.
Настя: Ну и что из того? Ей сейчас хоть над самым ухом стреляй. 70 лет, а ни одного вечера в клубе не хочет пропустить. А другой раз, Будулай, так другим разом и останется, это я от тебя уже слыхала. Или ты боишься, как бы завтра к той же Шелоро на язычок не попасть?
Будулай: Этого, как ты знаешь, я меньше всего боюсь.
Настя: Ну, а если нет, то входи, посидим у меня и доспорим.
Будулай: О чём же, Настя, мы должны доспорить с тобой?
Настя: Ты, Будулай, не улыбайся, как будто не знаешь. Что-то ты сегодня показался мне слишком добрым.
Будулай: А каким же, Настя, по-твоему, должен быть защитник на товарищеском суде?
Настя: Я уже сказала, чтобы ты не улыбался, я не собираюсь шутить. Ты здесь человек новый и ещё не успел как следует людей узнать.
Будулай: Люди, Настя, везде – люди.
Настя: (грустно)Ты мне так больше про Ваню ничего и не рассказал, Будулай. А ведь я ему не кто-нибудь. А, получается, тётка. Его родной матери меньшая сестра. Какой он? Совсем взрослый? На Галю похож?
Будулай: Как тебе сказать? Немного на неё, немного на меня. А иногда, как услышу его «честное комсомольское», мне кажется, что он ещё на кого-то похож.
Настя: На кого? (пауза) На эту женщину?
Будулай: Может и на неё. Ведь она же его своим молоком выкормила.
Настя: И больше ты ничего не знаешь о нём?
Будулай: С тех пор как уехал из хутора, не знаю. Зачем людей беспокоить, когда они своей жизнью живут.
Настя: Вот ты как её покой бережёшь. Ну, а какая она, Будулай, из
себя эта женщина?
Будулай: Её Клавдией зовут.
Настя: Эта (пауза) Клавдия, красивая она?
Будулай: Разве, Настя, в красоте дело?
Настя: Все ж таки и в ней. А глаза у неё тоже, как у Вани, чёрные?
Будулай: Нет.
Настя: Скажи, Будулай, как она, по-твоему, лучше или хуже меня?
Будулай: Вы, Настя, совсем разные.
Настя: Не сердись на меня, Будулай, но я так и не могу понять, зачем ты сюда приехал?
Будулай: Должно быть, за тем же, зачем и другие цыгане. Места тут, Настя, глухие.
Настя: А хочешь, Будулай, поедем в степь. Я знаю там одно хорошее место, ягори разожжом. Я тебе наши песни буду петь, станцую для тебя. Для тебя одного – не в клубе, а в степи, хочешь? И петь буду для тебя:
Пошомару цину кхер (Возле нашего маленького домика)
Дайбагана очая (Девушки поют, а парни танцуют)
Чаурынга тэкхэлэн (А девушки говорят:танцуй, парень,
Тэдык хэн очая! (бей свои сапоги, чтобы все смотрели)
ФОНОГРАММА № 3 (лошадиное ржание)
Будулай: Настя, ты что - нибудь слышала?
Настя: А что я должна была слышать?
Будулай: Я помню, что я моего Грома хорошо к стояну привязал, а сейчас мне послышался его голос.
Настя: Это тебе почудилось, Будулай. Успокойся, твой Гром стоит сейчас в нашем дворе, а если бы он и сорвался, то там же и бродит, никуда не уйдёт.
- Опять ты и не глядишь в мою сторону, а только киваешь головой. Опять эта женщина у тебя в голове? Ради неё ты и от родного сына отказался, а теперь она и тебя самого за душу держит. Вот когда поеду на могилу сестры, найду твою Клавдию и обо всём ей скажу.
Будулай: Ты этого не сделаешь, Настя.
Настя: Вон, значит, как ты её жалеешь. Ненавижу её.
Будулай: Как тебе не стыдно, Настя! Ты же её не знаешь совсем.
Настя: А ты что же хочешь, чтобы я её тоже стала любить? Это ты от меня очень многого захотел.
Будулай: Теперь, Настя, уже и совсем поздно. То есть рано, скоро утро. И мне пора на отделение ехать, на смену заступать.
(Настя и Будулай уходят, выходит Клавдия)
ФОНОГРАММА № 4 (фон)
Клавдия: Мой Ваня, мой! Теперь уже ничего не поправить, не нужно и нельзя. Ещё тогда можно было, когда он не уходил ещё с хутора, и тогда не было бы теперь ни этого ягори, ни Насти, ни этой скачки по ночной табунной степи. Эта цыганочка Настя совсем ни в чём не виновата. Ты лети, лети мой Громушка! Всё как-то мешается, путается в голове. Нет, я не должна об этой Насте плохо думать и не буду. Я только одного Ваню подобрала и воспитала, а эта цыганочка вон для скольких детишек матерью стала. А сама тоже несчастная.
- Теперь надо на первую же машину, что бегут и бегут мимо. Как на грех, идут одни местные. Но вот, кажется и сквозная. Прощай, тпруженька, прощай, Гром! (Поднимает руку, «останавливая машину»)