«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сценарий логопедического занятия "Слова-признаки"

Сценарий логопедического занятия представлен для проведения дистанциооного урока он-лайн.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Сценарий логопедического занятия

Тема: Слова-признаки.

Цели:

Коррекционно-образовательные

- Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета;

- Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам;

- Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы и действия;

Коррекционно-развивающие

- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Воспитательная

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.


План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Введение в тему занятия. Уточнение графического изображения слова-признака.

  4. Просмотр видеозанятия.

  5. Развитие словарного запаса.

  6. Развитие общей моторики .

  7. Развитие и коррекция навыков анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций.

  8. Упражнение на развитие слухового внимания.

  9. Выполнение задания в Learningapps.org

  10. Итог занятия.


Ход занятия.

1. Организационный момент.

1) Отгадаем загадку:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Вы помните, о какой художнице шла речь на прошлом занятии? Прочитаем хором это стихотворение.

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

*Артикуляционная гимнастика.

Посмотрите видеоролик и выполните артикуляционные упражнения.

3. Тема и цель занятия.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со словами-признаками, будем учиться графически изображать слова-признаки.

4.Просмотр видеозанятия.


5. Развитие словарного запаса. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

- Ребята, рассмотрите внимательно картинки. Что изображено на них? (Огурец, репа, яблоко)

- Посмотрите на первую картинку и скажите, какой огурец по форме, по цвету, на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный).

- Какая репа по форме, по цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная)

- Какое яблоко по форме, по цвету, на вкус? (Круглое, зеленое, вкусное).

- Вы называли много слов, и все они обозначают признак предмета, и называть мы их будем слова-признаки.

- У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

- Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.


-А теперь повторите слова-признаки, которые подходят к слову огурец? (Овальный, зеленый, вкусный).

- Вспомните, какой я ставила вопрос к этим словам? (Какой?)

-А теперь повторите слова-признаки, которые подходят к слову репа, яблоко?

- Какой вопрос поставим к этим словам? (Какая? Какое?)

- А сейчас придумайте самостоятельно по одному слову, обозначающему признак предмета, и поставьте к этому слову вопрос.

-Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

Проверьте себя.

Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

Деньки (какие?) чудесные, радостные.

-Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.


6.Развитие общей моторики. Физкультминутка. Стихи с движениями.


Горка высокая (поднять руки вверх, потянуться)

Река глубокая (присесть)

Звезда далекая (подняться, руки вверх)

И одинокая. (движения рук влево-вправо)


Далее логопед говорит только существительные, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие.

Горка … , река … , звезда …,

Горы …, реки …, звезды … .


7. Развитие и коррекция навыков анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций. Графическое изображение слов-признаков.

- Давайте вспомним, как мы изображали слова-предметы, слова –действия.

Слова, обозначающие признаки мы будем изображать волнистой линией. Образец на доске.

Давайте изобразим графически слова: большой, новый, умелый, смелый, маленькая, старая, большое, голубое.

8. Упражнение на развитие слухового внимания.

- Послушайте внимательно слова и назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга;

красивый, карандаш, вышивает, умелый.

- К каждому слову поставьте вопрос.


9.Выполнение задания в Learningapps.org

-Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Проверьте себя.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

-Зададим вопросы:

письмо (какое?) длинное

журнал (какой?) интересный

туча (какая?) грозовая

цветы (какие?) красивые

-Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.



10. Итог занятия.

- С какими новыми словами вы познакомились? Какой вопрос мы ставим к словам признакам?

- Приведите пример и поставьте вопрос.

- Как графически мы будем изображать слова-признаки?


Список используемых источников.

1. Артикуляционная гимнастика. 

https://yandex.ru/video/preview?family=yes&filmId=8688108421389105692&from=tabbar&nomisspell=1&noreask=1&text=%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0


2. Слова обозначающие признаки предметов. Русский язык 1 класс. https://yandex.ru/video/preview?family=yes&filmId=12116692362782219443&from=tabbar&nomisspell=1&noreask=1&parent-reqid=1620465410219665-981694193750108912500101-production-app-host-man-web-yp-168&text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%2C+%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2


3. Упражнение

https://learningapps.org/display?v=pv8q4gc2321





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее