«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сценарий «Литературная гостиная по произведениям Ирины Пивоваровой»

Сценарий предназначен для учащихся начальных классов,обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге, способствующий повышению познавательного интереса в изучении творчества И.М.Пивоваровой

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Сценарий

внеклассного мероприятия, посвященного 95 - летию со дня рождения

И.М.Пивоваровой

«Литературная гостиная по произведениям Ирины Пивоваровой»

Цель: Создание условий для привлечения школьников к чтению и книге, создание образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге, способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества И.М.Пивоваровой

Задачи:

а) Образовательная – систематизировать знания учащихся по творчеству И.М. Пивоваровой.

б) Развивающая – развивать речь, мышление, умение слушать друг друга,

в) Воспитательная – воспитывать интерес и любовь к предмету, нравственно – эстетические чувства.

Формы проведения мероприятия: групповая, индивидуальная.

УУД:

Предметные результаты:

• Знать информацию, полученную в ходе познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять анализ, обобщение.

Регулятивные

• принимать и ставить познавательную задачу, адекватно оценивать свои достижения.

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Личностные:

• Воспитывать интерес, уважение, терпение, культуру поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрация с изображением И.М.Пивоваровой, презентация, выставка детских книг, реквизит для инсценировок.

Сценарий мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения удивительного человека- писательницы, сценаристки, иллюстратора книг для детей. Ее стихи, сказки, рассказы знают взрослые и дети в нашей стране. 3 марта исполняется 95 лет со дня её рождения. Известность писательница получила, когда её стихи и рассказы появились на страницах детских журналов «Весёлые картинки» и «Мурзилка». (слайд 1)

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше мероприятие. Вглядитесь в это лицо! Ирина Михайловна Пивоварова. Этот человек с добрыми глазами на протяжении некоторых лет дарила нам много радости своими стихотворениями, сказками, рассказами! А о своём творчестве она писала так: Каждое стихотворение должно открывать ребёнку «маленькие тайны большого мира». Прозу И. М. Пивоварова тоже писала весёлую: «Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно». (слайд 2)

Ведущий 2: Ирина Пивоварова родилась 3 марта 1939 года в Москве. Её отец, врач, хотел, чтобы дочь тоже выбрала медицину. Однако Ирина поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Окончила вуз в 1963 году. Диплом посвятила разработке формы для лагеря «Артек». Идеи молодого специалиста были одобрены, и около десяти лет артековцы носили форму, созданную Ириной .( слайд 3)

Ведущий 1: После института Ирина Пивоварова несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм». Коллеги высоко ценили её за профессионализм и несомненный талант. На киностудии Ирина познакомилась с со своим будущим супругом, художником Виктором Пивоваровым (настоящее имя Виталий Дмитриевич Пивоваров), представителем «неофициального» искусства, одним из основоположников московского концептуализма. Пивоваровы внесли большой вклад в отечественную детскую литературу. Когда Ирина неожиданно для себя начала писать стихи и рассказы для детей, Виктор Пивоваров поддержал её творчество своими рисунками. Иллюстрировал он и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры». (слайд4)

Ведущий 2: Первые короткие рассказы И. М. Пивоваровой публиковались в многотиражной газете киностудии «Мосфильм». С 1964 года она стала регулярно печататься в журналах «Семья и школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка». В этом же году, 1964-м, в московском издательстве «Малыш», вышла первая книга И.М. Пивоваровой «Всех угостила», с рисунками Виктора Пивоварова. Эта книжка-ширмочка стала первой книгой для детей, которую он проиллюстрировал. А И.М. Пивоварова обрела известность как автор, пишущий для детей .( слайд 5)

Ведущий 1: Ирина Михайловна является автором 87 книг. Многие стихи И.М. Пивоваровой положены на музыку, вошли в репертуар исполнителей бардовской песни. По произведениям Ирины Пивоваровой сняты мультфильмы («Одна лошадка белая», 1977; «Жирафа и очки», 1978; и др.) и диафильмы («Мост и сом», 1980 ; «Бумажные лягушки», 1981; «Волшебная палочка», 1989; и др). Пивоварова также написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк» (1974), «Жирафа и очки». (слайд6)

Учитель: А сейчас посмотрим мультфильм « Жирафа и очки» ( слайд7) 7)https://www.youtube.com/watch?v=VYOWTezy8Iw&ab_channel=%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B9%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA

(Анализ мультфильма. Понравился? О чем мультфильм? ) Ответы детей.

Ведущий 2: Произведения И.М. Пивоваровой записывались на фирме «Мелодия». В 1975 году вышла грампластинка «Жила-была собака», весёлые стихи для детей читал В.О. Абдулов. В 1984 году была издана пластинка «Только для детей», на ней свои стихи читала Ирина Пивоварова.( слайд8)
Ведущий 1: Ирина Пивоварова прожила мало, а сделала очень много. Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярными у детей в 70-80-е годы: их передавали друг другу, в библиотеках на них записывались в очередь. Она словно знала какую-то тайну, которую открывала детям: с удовольствием, но не сразу!

Есть у неё и стихотворение с таким названием – «Тайна». (слайд 9)

Учитель: ученик 1 класса Керденский Максим читает стих : « Тайна»

Тайна

Я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнёшь большой колодец,

Обогнёшь засохший пруд...

Там, у старой водокачки

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!


Ведущий 1: То тихо, то громко разговаривает с читателями Пивоварова. Одно из её стихотворений так и названо «Тихое и звонкое». Тихо бывает обычно по вечерам, а утро - громкое, солнечное, весёлое.

(Читает стих- ученица 1 класса Комарова Мария ( слайд 10)

Тихое и звонкое

А знаешь, к нам, а знаешь, к нам

Приходит в дом по вечерам.

Что-то Очень Тихое!

И, хочешь верь, а хочешь нет, —

Закроет дверь, потушит свет

И мне прикажет не играть,

А только тихо лечь в кровать.

Вот какое Тихое!

А знаешь, к нам, а знаешь, к нам

Приходит в гости по утрам.

Что-то Очень Звонкое!

Оно врывается в окно,

Свистит оно, поёт оно

И мне приказывает: — Пой!

И солнце вводит за собой.

Вот какое Звонкое!

Ведущий 2 : То, что нельзя увидеть, можно додумать, представить себе, надо только включить воображение. Поэты даже одни и те же явления природы описывают по-разному. Сколько стихов написано про дождь, а такие загадочно-грустные - только у Пивоваровой: (слайд 11)(Читает стих ученица 1класса Ерышева Милана )

Следы

Шёл дождь весь день

И шёл всю ночь,

И лишь к утру

Ушёл он прочь...

Остались на земле следы

Доверху полные воды.

Ведущий 1: Стихи Ирины Михайловны Пивоваровой звонкие, веселые, динамичные, емкие, упругие, чеканные, легко врезающиеся в память. Её стихи полюбили дети.

-Учащиеся 2 класса инсценируют стих: (слайд 12)

Про сверчка, мышь и паучка.

Сидел под лавочкой сверчок.

Сидел под лавкой —и молчок!

А тут бежит соседка мышь:

— Эй ты, сверчок, опять сидишь?

-А нам, мышам, когда присесть?

У нас всегда работа есть!

Туда бежишь, сюда бежишь…

Тут корку схватишь, там, глядишь,

Вдруг повезёт —И на скаку

Кусочек стащишь сахарку…

Вот и тружусь,

А ты, сверчок, сидишь и куришь

Табачок.

— Теперь взгляни на потолок, —

Заметил сверху паучок.

—Я паутину ткал всю ночь,

Не отходя ни шагу прочь.

Я тку и тку, а ты, сверчок,

Сидишь и куришь табачок.

А вот и вечер,

На порог зашел,

И звезды он зажёг.

Сверчок за печку пересел

И песню тихую запел:

— Чик-чок, я время не терял,

Чик-чок, я песню сочинял.

Какая на небе луна!

Какая в доме тишина!

Ткёт паутину паучок,

И мышь грызёт половичок…

Чик-чок, чик-чок,

Чик-чок, чик-чок,

Ложитесь, дети, на бочок.

Ведущий 2: Сказки Ирины Михайловны Пивоваровой о насекомых - это почти всегда поучительные истории, хотя вроде бы речь идет о том, как на спинке у божьей коровки появились пятнышки, или почему муравьи живут большой семьей, или зачем человек построил для пчелы дом - улей, или почему стрекоза любит летать над водой... Объяснения писательницы изобретательны и поэтичны.

- Послушаем одну из сказок И. Пивоваровой

https://vk.com/video-17160096_456239246 (слайд 13)

Ведущий 1: Главные герои книг И. М. Пивоваровой — девочки. Она привнесла в отечественную детскую литературу своего времени особый «девчоночий» взгляд на мир, стиль и язык, что решительно отличало её произведения от чрезвычайно популярных рассказов и повестей Н. Н. Носова и В. Ю. Драгунского. Пивоварова соединяла своих бойких, изобретательных героинь в забавные пары. В рассказах Пивоваровой — насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников. Весёлые, смешные, эксцентричные, психологически достоверные рассказы и повести Пивоваровой стали классикой отечественной юмористической литературы для детей. (слайд 14)

Инсценировка рассказа И.М.Пивоваровой «Сочинение» (Рассказы Люси Синицыной)

(исполняют ученики 4класса)

Автор: Однажды нам велели написать в классе сочинение на тему «Я помогаю маме». Я взяла ручку и стала писать:

Люська: Я всегда помогаю маме. Я подметаю пол и мою посуду. Иногда я стираю носовые платки». Больше я не знала, что писать. Я посмотрела на Люську Косицыну, Она так и строчила в тетрадке.

Автор: Тут я вспомнила, что один раз постирала свои чулки, и написала:

Люська: «Ещё я стираю чулки и носки».

Автор: Больше я уж совсем не знала, что писать. Но нельзя же сдавать такое короткое сочинение! Тогда я приписала:

Люська: «Ещё я стираю майки, рубашки и трусы».

Автор: Я посмотрела вокруг. Все писали и писали. Интересно, о чём пишут? Можно подумать, что они с утра до ночи помогают маме!

Люська: «Ещё я стираю платья, своё и мамино, салфетки и покрывало».

Автор: А урок всё не кончался и не кончался.

Люська написала: «А ещё я люблю стирать занавески и скатерти».

(И тут наконец зазвенел звонок!)

Люська: Мне поставили «пять». Учительница читала моё сочинение вслух. Она сказала, что моё сочинение ей понравилось больше всех. И что она прочтёт его на родительском собрании.

Люська : Мама не ходи на родительское собрание, у меня болит горло.

Мама: Отец , дашь дочери горячего молока с мёдом. (и ушла в школу)

Автор : Наутро за завтраком состоялся такой разговор.

Мама: А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!

Папа: Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.

Мама: Нет, в самом деле! Я не шучу, Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.

Папа: Что-о?!

Мама: Правда, Сёма, это прекрасно? — Обращаясь ко мне: — Почему же ты мне раньше никогда в этом не признавалась?

Люська: А я стеснялась, Я думала, ты мне не разрешишь.

Мама: Ну, что ты! Не стесняйся, пожалуйста! Сегодня же постирай наши занавески. Вот хорошо, что мне не придётся тащить их в прачечную!

(Я вытаращила глаза. Занавески были огромные. Десять раз я могла в них завернуться! Но отступать было поздно.)

Автор : Я мылила занавески по кусочкам. Пока я намыливала один кусочек, другой совсем размыливался. Потом я по кусочкам полоскала занавески в ванной. Когда я кончала выжимать один кусочек, в него снова заливалась вода из соседних кусочков.

(Потом я залезла на табуретку и стала вешать занавески на верёвку.)

Ну, это было хуже всего! Пока я натягивала на верёвку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на неё с табуретки. Я стала совсем мокрая — хоть выжимай…………

Целый день из занавесок лилась вода.

Я поставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами. Но вода всё равно заливала кухню.)

Мама: Ты замечательно выстирала занавески! (расхаживая по кухне в галошах.) — Я и не знала, что ты такая способная! Завтра ты будешь стирать скатерть…

Ведущий 2 : Ирина Михайловна Пивоварова умерла 10 августа 1986 года в возрасте 47 лет.

Стихи, рассказы, сказки И.М. Пивоваровой популярны и сегодня. Её произведения часто издаются как с иллюстрациями прежних лет, так и с рисунками современных художников книги.

Ведущий 1: Сегодняшнее наше мероприятие мы завершим словами Ирины Михайловны Пивоваровой:

«Прозу, как и стихи, я пишу весело. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было незаметно»

-Читая её повести, рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям, понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей. ( слайд 15)


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее