План-конспект урока
По окружающему миру
Класс 2
Тема урока: Строение тела человека
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование первичных знаний о строении тела человека.
Задачи урока через планируемые результаты:
предметные: формировать систему знаний о внешнем и внутреннем строении тела человека; обучать выявлению особенностей работы внутренних органов.
метапредметные: ставить учебные цели и задачи; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; работать в группе по решению учебных задач; формировать УУД;
личностные: формировать мотивацию к познанию и обучению; развивать навыки самообразования и саморазвития.
Методы: эвристический метод, исследовательский метод.
Средства обучения: словесные, наглядные практические
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Мотивация.
Вопрос от Окружайчика ( В конверте пазлы с изображением частей тела человека и внутренних органов. Вопрос: как устроен человек? ).
Дети откликаются на просьбу Окружайчика узнать, как устроен человек, выражают готовность к работе.
Рефлексия на старте
Приём «Оратор» (микрофон): убедите своих одноклассников в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Учащиеся определяют практическую значимость новых знаний.
Актуализация опорных знаний
Приём «Ассоциативный куст»: к теме «Строение человека» нужно записать в столбик слова-ассоциации.
Учащиеся называют свои ассоциации к предложенной теме (ноги, руки, голова, сердце..), записывают на листках. Учитель приклеивает их на плакат в два столбика.
Постановка учебной проблемы
Эвристическая беседа:
– Скажите, что объединяет все предложенные вами слова?
Учащиеся анализируют, делают вывод: все слова – это части тела человека).
– Почему я разделила их в два столбика? В чём отличие?
Учащиеся сталкиваются с проблемой, осознают противоречие, определяют, высказывают предположения, что в первом столбике записаны видимые части тела человека, а во втором – невидимые.
– С какими понятиями нам предстоит сегодня работать, тема урока?
Дети формулируют тему и задачи урока: изучить внешнее и внутреннее строение тела человека.
Приём «Отсроченная отгадка»
– Нам необходимо к концу урока выполнить задание, которое нам принёс Окружайчик (собрать из пазлов плакат «Строение тела человека») и ответить на его вопрос «Как устроен человек?».
Дети получают учебную задачу.
Поиск решения учебной проблемы
– С чего начнём выполнение задания: со сбора пазлов внешнего или внутреннего строения тела человека?
Приём «Генераторы и критики». Класс условно делится на две группы. Ученики первой группы (генераторы) – предлагают вариант решения задачи, обосновывают свой выбор. Ученики второй группы (критики) – выбирают из предложенных решений наиболее подходящие. Приходят к решению начать работу с изучения видимых частей тела.
Загадки. Учитель предлагает детям загадки о внешних частях теля человека. Дети отгадывают загадки, исследуют своё тело, указывают на заданную часть тела у себя; поэтапно складывают пазлы и получают на доске изображение внешнего строения тела человека.
Мозговой штурм. Задание: Определить самый «главный» внутренний орган человека.
Учащиеся работают по группам с учебником стр. 6-7: читают теоретический материал о работе внутренних органов, обсуждают, приходят к единому мнению, докладывают о своём решении.
Закрепление знаний
Приём «Учимся вместе» (работа в группах).
Учитель выдаёт каждой группе изображение одного из изученных органов (мозг, лёгкие, сердце, желудок, кишечник, печень). Учащиеся готовят краткий рассказ о работе предложенного органа, определяют его местонахождение. Представитель группы презентует работу группы, размещает орган на плакате.
Возврат к «Отсроченной отгадки». Учащиеся отвечают на вопрос Окружайчика «Как устроен человек?» с опорой на полученную в ходе выполнения заданий модель строения тела человека.
Возврат к «Ассоциативному кусту». Учащиеся видя предложенные ими слова в начале урока, дополняют «куст» новыми ассоциациями.
Приём «Коллекционеры». Учащимся необходимо до следующего урока найти предметы с изображением человека (частей тела, внутренних органов): марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, всевозможные этикетки.
Рефлексия
Приём «Светофор». Учащимся необходимо оценить свою деятельность на уроке в соответствии с цветом сигнала светофора: зелёный –всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного.