Смысловое чтение –
это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения -
- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Стратегии смыслового чтения
- разные комбинации приёмов, которые используют ученики для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия (в обучении) –
- это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.
Этапы смыслового чтения:
- I этап. Работа с текстом до чтения.
- Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста).
- Задача – выработать мотивацию к прочтению текста.
Стратегия «Прогноз по заголовку». «Рассечение вопроса»
- Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).
- Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
- Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
Стратегия «Чтение в кружок»
- Цель стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
Стратегия «Чтение с остановками»
- Цель стратегии –управление процессом осмысления текста во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
- Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла.
Стратегия «Отношения между вопросом и ответом»
- Цель стратегии - обучение пониманию текста.
Стратегия «Кубик Блума»
- На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.