«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья "Воспитание толерантности"

Возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Воспитание толерантности


Гарифуллина Эльмира Раисовна,

учитель начальных классов МОАУ СОШ №10

городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан


Будущее народа обусловлено качеством образования и воспитания подрастающего поколения, что накладывает особый отпечаток на весь учебно-воспитательный процесс в школе.

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности.

Возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Определяя цели и задачи воспитания, я учитываю, прежде всего, заказ общества, который сформулирован в Концепции модернизации российского образования: «Важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, негативное влияние средств массовой информации, агрессия в обществе – далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Именно поэтому, на мой взгляд, мы можем наблюдать такие симптомы нетерпимости детей друг к другу как:

оскорбления, имеющие уничижительный оттенок;

негативное отношение к людям разных национальностей, религиозной принадлежности, инвалидам, старикам, людям, отличающихся от них;

склонность к дискриминации детей, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию.

Конечно, только школа не сможет устранить вышеназванные причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.

Исходя из вышесказанного, целью воспитательной работы считаю:

Цель: воспитание обучающихся младшего школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.

Задачи:

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

изучить интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива

развить навыки групповой работы, умение вести диалог, находить компромиссные решения и считаться с общественным мнением

создать условия для формирования коммуникативных связей, воспитания толерантности на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, страны, среды.

Реализации цели способствуют следующие методы:

1.создание воспитывающих ситуаций;

2. коллективные творческие дела;

3. включение в активную социальную и трудовую деятельность.

4. информационно – развивающие и эмпирические ( наблюдение, анкетирование, тестирование)

1.4. Гипотеза и ожидаемые результаты

Выдвигаю следующую гипотезу:

Воспитание толерантности как качества личности младшего школьника возможно, если соблюдаются следующие условия:

  1. сформирована личность толерантного учителя, осознающего педагогическую сущность толерантности;

  2. организация процесса толерантного воспитания направлена на создание условий для включения младшего школьника в различные виды социально – значимой деятельности в школе и семье;

  3. работа организована на основе диагностики и мониторинга в тесном сотрудничестве с психологом, социальным педагогом и другими работниками школы, семьями воспитанников;

  4. работа по воспитанию толерантности основана на принципах: целеноправленности, систематичности, позитивности, учёта индивидуальных и половозрастных особенностей.

Ожидаемые результаты:

создана атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других детей, признанию достоинств и различий;

дети не употребляют оскорбительных выражений, а свои взаимоотношения строят не на агрессии и оскорблениях, а используют совет, предложение, согласие;

родители обучающихся понимают и принимают необходимость воспитания детей в духе толерантности.

Теоретическими основами Концепции является использование элементов концепций воспитания известных педагогов.

Макаренко А.С. считал воспитание посредством коллектива и через коллектив основным тезисом учения.

Шацкий С.Т. рассматривал возрождение и восстановление памяти семьи, двора, нации, народа как непременное условие преемственности поколений, а, стало быть, устойчивости общества и его развития, обеспечение ему будущего.

По определению Выготского Л.С. высший фундаментальный закон психологии поведения заключается в том, что мы ведём себя по отношению к самим себе так, как мы ведём себя по отношению к другим.

Сухомлинский В.А. считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему «ориентироваться в сложном мире человеческих страстей и характеров».

Возможные потребители:

Материалы, изложенные в данной концепции, могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов, воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования, педагогов – психологов, социальных педагогов.

2. Основная часть

2.1. Определение понятия «толерантность»

Как же должна строиться работа в школе по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного поведения?

На мой взгляд, важным условием является понимание толерантности. В педагогической литературе можно найти различные определения этого понятия.

По определению академика РАН Тишкова В.А. толерантность – это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу»

Вульфом Б.З. толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Рожковым М.И., Байбородовой Л.В. и Ковальчук М.А. толерантность рассматривается как «реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения»

наиболее точное и ёмкое, на мой взгляд, понятие дал Асмолов А.Г. – «толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей».

Очень важно каждому человеку придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной

основой мира, безопасности и диалога между культурами.

Наблюдая за детьми на переменах, во внеурочной деятельности, во время подвижных игр, сделала для себя неутешительные выводы:

- некоторые дети отличаются низкой коммуникативной культурой;

- не умеют играть и работать сообща;

- при возникновении конфликтов кто-то пускает в ход кулаки, а кто-то отходит в сторону и плачет.

Этапы.

Свою работу я построила по двум направлениям: урочная и внеурочная деятельность организуя её в три этапа.

На первом этапе перед собой поставила следующие задачи:

  1. Изучить индивидуальные особенности, интересы, потребности личности;

  2. Работать над сплочением коллектива.

Для того, чтобы правильно распланировать свою деятельность и найти пути решения данных задач совместно с педагогом – психологом провести начальную диагностику выявления уровня самооценки обучающихся.

Далее следует выявить уровень коммуникативного общения и уровень школьной тревожности.

Задачи второго этапа:

  1. Формировать адекватную самооценку;

  2. Развивать коммуникативные способности школьников через побуждение их к совместной деятельности;

  3. Формировать потребность внимательно относиться к близким и другим людям.

Работа планируется по разным направлениям:

- организация трудовой и игровой деятельности, которая непременно присутствует в жизни младшего школьника и имеет большое значение в формировании толерантных взаимоотношений; особую роль имеют игры с правилами, т.к. в таких играх участники должны действовать согласованно, выполнять определённые требования, строить общение;

- организация парных и групповых форм работы, коллективных творческих дел, бесед, диспутов, часов общения. Ведь активная деятельность в работе групп позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, помогает находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- организация работы по формированию адекватной самооценки ребёнка, т.к. уровень самооценки является показателем выражающим умение взаимодействовать с другими людьми;

- организация внеклассных мероприятий, позволяет развивать инициативу и творчество школьников, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.

- организация работы с родителями, благодаря которой развивается система сотрудничества с семьёй в интересах ребёнка, совершенствуется педагогичская культура родителей, создаётся эмоциональный комфорт ребёнка в школе и за её пределами.

Задачи третьего этапа:

  1. Воспитывать у детей потребность в человеке как в слушателе, собеседнике, единомышленнике;

  2. Развивать навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру.

Помимо вышесказанного, воспитанию толерантности школьников уделяю внимание на каждом уроке. На уроках литературы во время анализа художественных текстов, приучаю детей не оправдывать и осуждать, а стараться понять поступки того или иного героя, сложившуюся ситуацию.

Однажды я предложила ребятам взять по одному апельсину и обследовать его. Кто-то стал нюхать, кто-то пробовать на вкус, кто-то подкидывать в воздух. Через несколько минут попросила собрать апельсины в кучу и предложила каждому найти свой апельсин в общей куче. Затем я спросила ребят: «Каждый ли из вас опознал именно свой апельсин и как они это сделали?». На свой вопрос я услышала самые разные ответы:

- Мой апельсин самый красивый;

- Мой самый вкусный;

- А у моего ямочки и вмятины

Эти ответы побудили детей к суждению о том, что люди все разные, у них разные «ямочки и вмятины».

После этого я предложила им почистить апельсины, и снова положить их в общую кучу и

отыскать свой апельсин. Они растерялись. Почему?

В ходе обсуждения возник вывод, что люди как и апельсины, разные снаружи и очень похожие внутри.

И своё выступление я хотела бы закончить словами философа Чжуан – Цзы:

Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее