«Осенний фестиваль знаний 2024»

СТАТЬЯ Тема: «Мультимедийные технологии как средство визуализации учебного процесса в области физической культуры и спорта»

В статье обобщается опыт и даются рекомендации по использованию мультимедийных технологий на уроках и внеклассных занятиях курса дисциплин специальности «Физическая культура». Применение информационных технологий позволяет качественно улучшить наглядность учебно-воспитательного процесса в области физической культуры и спорта, сделать обучение доступным для учащихся в зависимости от особенностей их восприятия и переработки информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты), а также оптимизировать время на изучение теоретических вопросов, вопросов тактики, судейской практики в физкультурной и спортивной деятельности, освободить учителя физической культуры от роли «наглядного пособия».

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПАВЛОДАР ПОЛИТЕХИКАЛЫҚ ЖОҒАРЫ КОЛЛЕДЖІ

ПАВЛОДАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ















СТАТЬЯ

Тема: «Мультимедийные технологии как средство визуализации учебного процесса в области физической культуры и спорта»






Чесалин С.А.












Павлодар қ.,2016-2017жж.

Г.Павлодар, 2016-2017гг.



Современный урок не мыслим без использования информационно-коммуникационных технологий, они тем или иным образом вплетаются в структуру урока, дополняя урок иллюстративностью, интерактивностью, современностью, тем самым повышая качество обучения, мотивацию учащихся, успешность учебно-воспитательного процесса.

На различных Интернет-ресурсах учителя объединяются в сетевые сообщества учителей химии, математики, биологии и многих других дисциплин, объединяются и учителя физической культуры, однако направленность рекомендуемых материалов чаще всего представлена в виде презентаций, тестовых заданий, методических разработок, календарных план-графиков и конспектов уроков.

Несомненно, все это нужно и необходимо для организации учебных занятий. Но только ли этим может ограничиться урок физической культуры?

Одна из основных задач урока физической культуры — это обучение двигательным навыкам в области различных видов спортивной деятельности, развитие физических качеств учащихся. Так, например, для формирования любого навыка в процессе дидактического взаимодействия учитель передает учащимся учебную информацию вербального (словесного) и визуального (зрительного) характера, которая дополняется кинестетической информацией, получаемой занимающимися по каналам обратной связи.

При обучении технике броска в баскетболе учитель объясняет содержание и последовательность движений, из которых состоит изучаемое двигательное действие. После этого он показывает бросок в целом, по частям или в иной последовательности в зависимости от конкретной ситуации на уроке физической культуры. Действия учителя во взаимосвязи с характером учебной деятельности учащихся обусловливают возникновение у учащихся зрительного, логического и кинестетического образов.

В ходе взаимодействия учителя и учащихся эти образы способствуют формированию представления об изучаемом двигательном действии. В последующей совместной работе педагога и учащихся на базе представления формируется двигательное умение как способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) с концентрацией внимания учащихся на главных (основных) движениях, входящих в структуру изучаемого двигательного действия.

В дальнейшем при целенаправленной совместной учебной деятельности педагога и учащихся данное умение трансформируется в двигательный навык, соответствующий основе типовой техники изучаемого физического упражнения.

В процессе многократного повторного выполнения изучаемого двигательного действия или его элементов отдельные, вначале как бы изолированные друг от друга двигательные навыки, в совокупности могут быть преобразованы в двигательное умение высшего порядка, например в умение играть (в спортивных и подвижных играх), бороться, самостоятельно заниматься физической культурой, эффективно выполнять в соревновательных и иных условиях изученные упражнения. Двигательные действия должны быть усвоены до уровня двигательного навыка. В процессе занятий физическими упражнениями они доводятся до умения использовать их самостоятельно.

Сформированность такого умения — один из критериев общего среднего физкультурного образования учащихся [4;84]. Таким образом, учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» базируется на достижениях физиологии человека, общей и педагогической психологии, психологии физического воспитания и педагогики, тем самым, определяя структуру обучения.

Как сформировать представление об изучаемом способе двигательного действия? Наиболее часто на уроках физической культуры учителя используют собственный показ или показ упражнения наиболее подготовленным учеником, менее — с использованием мультимедийных технологий (например, видеофрагмент).

Сравним плюсы и минусы каждого из способов.

Собственный показ — естественное преимущество это способа, что он «всегда под рукой», и в случае великолепного исполнения поднимает авторитет учителя, тогда в этом случае учителю необходимо быть универсальным атлетом: знать технику исполнения гимнастических элементов мужского и женского многоборий, технику баскетбола, волейбола, футбола, плавания, легкой атлетики, лыжного спорта, то есть быть универсалом, а много ли таких учителей? А если учитель женщина? А если учитель уже не в лучшей спортивной форме как в молодые годы после ВУЗа?

Выполнение упражнения без разминки со стороны учителя — микротравма или травма. И в этих случаях легко оконфузится в глазах учеников, а вот вернуть авторитет трудно.

При использовании видеофрагмента, конечно, есть проблемы — наличие мультимедийного оборудования и его размещение в спортзале, но есть и преимущества:

1. качественный показ любого упражнения,

2. нет необходимости учителю без разминки показывать упражнения сложнокоординационного характера,

3. замедленное воспроизведение,

4. повтор,

5. сопровождение показа рассказом и пояснениями,

6. акцентирование внимания на нужных сторонах движения в соответствии с этапом обучения и многое другое.

В процессе дальнейшего обучения и совершенствования техники движения использование мультимедийных технологий для контроля и самоконтроля так же необходимо.

Осуществляя видеосъемку выполнения упражнений учащимися, мы можем легко при просмотре указать на общие ошибки конкретного класса, группы занимающихся, детализировать индивидуальные ошибки в технике выполнения упражнений тем самым подтверждая народную мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 60% информации мы получаем через зрение, и этим мы даем возможность ученикам увидеть себя со стороны, сравнить свои действия с эталоном.

Тем более, что сейчас каждый учитель и ученик имеет мобильный телефон с функцией видеозаписи и возможностью подключения телефона к компьютеру.

Часто бывает, что на уроках физкультуры присутствуют освобожденные после болезни дети, поэтому полномочия по видеозаписи, фотосъемке под руководством учителя можно делегировать им, и еще, здесь как никогда могут пригодиться тестовые задания с использованием компьютерных программ на проверку ранее изученного материала в области физической культуры, закаливания, гигиены, техники безопасности.

Использование графических планшетов позволяет оптимизировать процесс обучения тактическим действиям, рассматривать примеры индивидуальной, групповой и командной тактики, пояснять методику и организацию судейства спортивных игр, взаимодействие судей и их перемещение на площадке.

Таким образом, в консервативный процесс обучения физической культуре необходимо все больше вводить средства мультимедийных технологий, естественно это зависит от учителя, его подготовки и уровня владения информационно-коммуникационными технологиями, но мы сейчас обращаемся к молодым специалистам, недавно пришедшим в школу, и к творческим учителям.

Формированием базы ИКТ технологий никогда не поздно заниматься, и в этом помогут профессиональные объединения учителей такие как «Сеть творческих учителей», сетевые педагогические сообщества «Наш портал», «Молодой специалист».

Однако формированием банком видеоматериалов необходимо заниматься самим в виду специфичности нашей профессиональной деятельности, используя для этого свои достижения, достижения учащихся и выпускников образовательного учреждения, опыт спортивных школ и видеозаписи соревнований и спортивных программ.















Литература

1. Малков В.В. Баскетбол: организация, методика и этика судейства соревнований. Научно-техническое творчество как фактор развития системы профессионального образования: Материалы научно—практических чтений в рамках Дня науки 18 мая 2007 года. — Кострома: Изд. отд. КОИПКРО, 2007. — С.132-134.

2. Малков В.В. Информационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности студентов специальности «физическая культура» в области организации и судейства соревнований по баскетболу. / Инновации и традиции в физкультурном образовании: Сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 172c.

3. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Ижевск: УдГУ, 2004. — 41с.

4. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. — М.: Академия, 2006. — 272с.



Аннотация

В статье обобщается опыт и даются рекомендации по использованию мультимедийных технологий на уроках и внеклассных занятиях курса дисциплин специальности «Физическая культура». Применение информационных технологий позволяет качественно улучшить наглядность учебно-воспитательного процесса в области физической культуры и спорта, сделать обучение доступным для учащихся в зависимости от особенностей их восприятия и переработки информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, дискреты), а также оптимизировать время на изучение теоретических вопросов, вопросов тактики, судейской практики в физкультурной и спортивной деятельности, освободить учителя физической культуры от роли «наглядного пособия».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее