«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья «Современные подходы к проблеме формирования функционального базиса навыка чтения у дошкольников"

Статья «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

В данной статье актуализирована проблема подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимость поиска инновационных методических подходов при обучении чтению в условиях нарушений речевого развития выдвигает в качестве приоритетных аспектов поиск оптимальных психолого-педагогических условий для реализации в процессе логопедического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен авторский подход в разработке программы по формированию предпосылок к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены оптимальные психолого-педагогические условия подготовки к обучению чтению.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Статья «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»


Успешность обучения грамоте зависит от специальной логопедической работы, основными направлениями которой являются:

1.Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги) [1].

Работу по указанным направлениям необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, чтобы максимально эффективно помочь ребенку в плане подготовки к овладению письменной речью. Для реализации данных направлений используются современные методики: Т.А.Ткаченко (1997г.), Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина(1993г.), Н.В. Нищева, Т.И. Гризик и др. [2,3, 4, 5].

Таким образом, обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа, с учетом состояния функционального базиса навыка чтения.

При обучении чтению каждая операция рассматривается обучающимся как сложная задача, решение которой предполагает выполнение нескольких действий. Чтобы прочитать слог, ребенку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, поскольку его поле зрения еще ограниченно пределами знака; сохраняет направление движения глаза слева направо; последовательно узнавать каждую букву, соотнося её с определённым звуком; осуществлять синтез двух звуков и, наконец, произносить слог в целом [5].

В основе обучения письменно-речевой деятельности лежит благополучие процессов, обеспечивающих: работу зрительного и двигательного контроля, координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику, пространственное восприятие, пространственные представления, зрительное внимание и другие зрительные и моторные функции.

Недостатки зрения и регуляции зрительно-моторной активности зачастую являются причиной зрительно-пространственных нарушений.

Недостатки развития общей, ручной и артикуляционной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в затруднениях динамической организации двигательного акта; в невозможности быстрого, плавного воспроизведения предложенных движений; в снижении двигательной памяти и самоконтроля.

Перечисленные нарушения, в свою очередь, обуславливают следующие сложности в овладении чтением: у детей возникают трудности в запоминании элементов букв; отмечаются смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания; трудности слежения за строкой при чтении, что ведёт к потере строки, недочитыванию слова, к соскальзыванию с одной строки на другую [6].

Хорошее владение устной речью обеспечивает успешное слияние звуков читаемого слова. Правильное зрительное восприятие и узнавание слога или слова при чтении обеспечивается четкостью звукового состава и умением правильно произносить звуки и слоги. Критерии речевой готовности к обучению чтению:

1. Сформированность звуковой стороны речи означает правильное, четкое звукопроизношение вне зависимости от фонетической группы.

2. Наличие сформированных фонематических процессов - умение слышать, различать в речи звуки родного языка.

3. Сформированные умения: выделения первого ударного гласного звука; анализа обратного слога; выделения и распознавания первого и последнего согласного звука в слове и т.д. Дошкольники должны научиться понимать и правильно использовать следующие термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки - гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Важно также научить детей работе со схемой слова, разрезной азбукой, чтению по слогам.

4. Наличие навыка использования различных вариантов словообразования, правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным значением, умения ставить слова в нужную форму, определять наличие звуковых и смысловых отличительных признаков слов, образования прилагательных от существительных.

5. Наличие сформированного грамматического строя речи: умения грамотно строить простые предложения, находить взаимосвязь слов в предложении, включать в состав предложения однородные и второстепенные члены; умения восстанавливать деформированное предложение; умения конструировать предложения, используя опорные слова и картинки. Также необходимо отметить важность самостоятельного использования развернутой фразовой речи, владения навыками пересказа, рассказывания, самостоятельного составления рассказа-описания [7].

В процессе овладения навыком чтения решающую роль играет степень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия. Дошкольники с проблемами развития фонематического слуха испытывают затруднения при изучении букв, навык чтения формируется медленно, скорость чтения долгое время остается низкой, в ходе чтения допускаются ошибки. Развиты й фонематический слух способствует успешному обучению чтению.

Таким образом, обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа, с учетом состояния функционального базиса навыка чтения.


Список используемой литературы

  1. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы) [Текст]; 2-е изд. / Л.Ф. Спирова. - М: МСГИ, Е.В. Карпов, 2004. - 200 с.

  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993. — 103 с. [Электронный ресурс]. URL:https://static.oshkole.ru/.../Филичева_Т.Б.__Чиркина_Г.В._Подготовка_к_школе_д.

  3. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965. – 68 с. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview /57953630789i78e64`11`9932/page:23/

  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/volkova-ls-shahovskaya-sn-i-dr-logopediya_b15a3f4eef8.html

  5. Гризик Т. И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?isbn=50400453462809812-469-0069

  6. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах / Н.В.Рыжова – Ярославль: Академия развития, 2014. — 178c.

  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.,1997. — 125 c. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее