Статья "Ролевая игра как средство языковой коммуникации"

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Групповая деятельность оказывает положительное влияние на личность учащегося. Ролевая игра как одна из форм обучающей деятельности дает радость общения с единомышленниками. Ролевая игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях тем обучающимся, которые проигрывают их неоднократно в вымышленном мире. Ролевая игра дает психологическую устойчивость, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в достижении поставленной цели. Ролевая игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в рациональном построении, организации и применения ролевой игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Кавтаськина С.А.

Преподаватель 
ГБПОУ Отрадненский нефтяной техникум
г. Отрадный, Россия

Ролевая игра как средство языковой коммуникации

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Групповая деятельность оказывает положительное влияние на личность учащегося. Ролевая игра как одна из форм обучающей деятельности дает радость общения с единомышленниками. Ролевая игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях тем обучающимся, которые проигрывают их неоднократно в вымышленном мире. Ролевая игра дает психологическую устойчивость, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в достижении поставленной цели. Ролевая игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в рациональном построении, организации и применения ролевой игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения. Примем во внимание и тот факт, что любая игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одной из своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов как в игре. В связи с этим объектом нашего исследования послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Предметом исследования является содержательный компонент ролевой игры на уроках иностранного языка.

Процесс овладения иностранным языком может и должен нести учащимся иноязычную культуру. Под ней мы понимаем ту часть духовного богатства (культуры), которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах. В такой модели учащийся рассматривается как индивидуальность. А индивидуальность представляет собой совокупность индивидных, субъектных и личностных свойств. Каждый учащийся как индивид обладает определенными способностями как общего, так и частного характера. [2,с.35] Коммуникативное обучение направлено на выявление их исходного уровня и дальнейшее развитие. Как известно, развитие человека зависит от множества факторов, ведущим из которых при обучении общению (а общение всегда деятельность совместная) следует считать совместную деятельность. Она касается как собственно общения, так и случаев сочетания его с другими видами деятельности – в частности с ролевой игрой. Главное достоинство такого обучения заключается в том, что внутри группы образуется взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность ведёт к реализации главной цели - овладению речевой активности. Если ролевая игра принимает формат мотивированной, согласованной деятельности, то она становится основной формой реализации учебного процесса. При организации совместной деятельности учащихся при обучении иностранному языку планируется развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества (успешность, внимательность, вежливость, предупредительность и так далее). Это и умения выступать в роли лидера, в роли временно подчиненного, в роли помощника и т.д., и умения планировать совместную деятельность, распределять обязанности, совместно оценивать результаты, принимать участие в подготовке одного из участников группы, который представлял бы результаты работы всех.

Ролевая игра в процессе овладения иностранным языком является важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации. Она развивает интерес к иноязычной культуре и общению, расширяет его предметное содержание, давая возможность обучающимся выходить за рамки своей привычной деятельности, и даже позволяет предвосхитить будущий личный опыт путем проигрывания ролей людей их будущих профессий.

Таким образом, можно сделать вывод, что ролевая игра, как один из обучающих методов, дает возможность выполнить основные требования настоящего времени - реализацию программ интенсивной подготовки, интеграцию общеобразовательной и профессиональной подготовки. Обучение в таком формате позволяет не только оптимизировать сроки освоения материала, но и интегрировать предметные результаты с общими и профессиональными компетенциями. Заглядывая в будущее, можно с уверенностью сказать, что ролевая игра как средство языковой коммуникации будет еще долго активно изучаться и применяться на разных этапах обучения иностранному языку, в том числе как инструмент реализации деятельности профессиональной направленности. В условиях перехода на цифровые инструменты обучения ролевая игра сохранит свою актуальность в любом медиа пространстве, расширяя свой функционал и сферы применения.

Литература

  1. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе/ М.А. Ариян. - М.: Авторед. Кон. Дис., 2001.

  2. Артемьева С.С., Дождикова Е.В., Денискина Л.Ю. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.: Просвещение,1993.

  3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.,1986.

  4. Мильруд М.П. Методика преподавания английского языка/ М.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Шеститко И.В., Турченко И.А., Шилова Е.С., Маршина С.В. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство / И.В.Шеститко [и др.]; рец. О.В. Клезович. - Светлая Роща: ИППК, МЧС Респ. Беларусь, 2014.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее