«Осенний фестиваль знаний 2024»

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

Статья на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ".

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Реализация компетентностного подхода в образовании посредством информационных технологий

Сидоренко Людмила Михайловна

 методист, к.э.н.

ОСП СПО «Трубчевский аграрный колледж» ФГБОУ ВПО Брянская ГСХА

      Основным направлением деятельности  колледжа в настоящее время является внедрение компетентностного подхода  обучения для повышения эффективности образовательного процесса. Следовательно, цель педагогической работы направлена на формирование компетенций будущих специалистов, которые позволят им быть востребованными профессиональной средой, быть полезными обществу и государству. 

     Чтобы в конечном итоге иметь хорошего специалиста необходимо  создать условия для реализации: социально – информационных, когнитивных, специальных, учебно – методических, социальных и  ключевых компетенций. Одним из действенных условий в реализации вышеупомянутых компетенций является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Остановимся на некоторых аспектах реализации компетенций посредством информатизации.

1. Социально-информационные компетенции  характеризуются владением информационными технологиями и критическим отношением к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации.  

     В колледже существуют  условия для реализации данной компетенции. Сегодня мы имеем 4 оборудованных компьютерных лаборатории, на 56 рабочих мест. Два кабинета оснащены интерактивными досками, а переносная мультимедиа установка, позволяет использовать элементы  компьютерных технологий в любой аудитории. Компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. Большинство преподавателей и сотрудников колледжа прошли курсы повышения квалификации  по  программе  «Оператор электронно – вычислительных и вычислительных машин».

     Посредством использования средств информационных технологий на уроках решается  ряд педагогических задач, которые сложно, а иногда и невозможно, решить традиционными методами, а именно:

    - развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);

    - выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, так называемая «Компьютерная грамотность», подготовка специалиста в определённой области на основе информационных технологий);

    - интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, углубление межпредметных связей за счёт интеграций информационной подготовки и  подготовки по дисциплине).

     Исходя из того, что электронные и традиционные учебные материалы гармонично дополняют друг друга как части единой образовательной среды, основной задачей работы преподавателей является обеспечение студентов информационно-образовательными и развивающими электронными ресурсами. Использование элементов информационных технологий повышает интерес у студентов к изучаемым дисциплинам, а также расширяет их кругозор. Особенно хорошо эти компетенции реализуются в процессе  научно – исследовательской работы студентов, при прохождении учебных практик и стажировок. Студенты в своих работах используют электронные таблицы, интернет - технологии, электронные презентации. Тем самым, закрепляя теоретические знания и практические навыки решения задач на основе элементов информационных технологий.

     Сегодня все открытые уроки, внеклассные мероприятия в колледже проходят с  применением ЭВМ. Эта работа дает положительные результаты.

     Наши студенты стали победителями районных и областных конкурсов социальных проектов. В областном конкурсе проектов «Информационные технологии за здоровый образ жизни» студенты получили дипломы второй и третьей степени.

     По итогам областной  олимпиады по информатике, программированию и информационным технологиям  заняли второе место.

     Во Всероссийском конкурсе творческих работ «Моя малая Родина» в номинации «Социальная печатная реклама»  «Верим в село! Гордимся Россией»» - третье место.

     2. Когнитивные  компетенции   призваны развивать готовность студентов к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации  и реализации своего личного потенциала, способность к саморазвитию. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Существует понятие когнитивный стиль – устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предполагающие использование различных исследовательских стратегий. Человек уникален - одного можно убедить, другому нужно только убедиться.

    Реализовать эти компетенции можно посредством исследовательской и творческой деятельности студентов. Это  и непосредственно учебная деятельность, и участие в научно – практических конференциях, семинарах, конкурсах, участие в проектной деятельности, дискуссиях и других творческих мероприятиях. 

     Однако интеграция информационных и когнитивных технологий сопряжена с рядом трудностей. Практически все электронное обучение строиться на базе педагогики и психологии в лучшем случае, в худшем - преподавателю предоставляется набор инструментов (сервисов), которые преподаватель в меру своих умений и навыков применяет. Данный подход не обеспечивает ни качества, ни эффективности обучения. Основная проблема тут заключена в том, что педагогика построена на первичном воспитании, т.е. подбирается метод обучения и только потом идет обучение. В электронном обучении, "процесс воспитания" или выбор метода обучения практически невозможен, т.к. нет качественного взаимодействия между обучаемым и преподавателем. Следовательно, необходимо применять другие подходы к обучению, позволяющие до процесса обучения определить индивидуальный метод обучения под каждого обучаемого, структуру информационных материалов.  В этом случае обучаемые классифицируются по схожим и различным признакам работы с информацией, особенностям восприятия и работы с информацией.

     В связи с этим уместен переход от электронного обучения на новый способ, в основе которого лежит не педагогика, а соционика. Соционика – наука, изучающая процесс переработки информации из окружающего мира психикой человека.  Соционический инструментарий рассчитан на превращение образования из системы формирования подрастающих поколений во всевозрастную и пожизненную систему познания и развития себя. Чтобы избежать проблем в понимании, необходимо помнить, что в голове у вашего собеседника установлена совершенно другая система обработки информационных данных и в любое, сказанное вами слово, может быть вложен абсолютно противоположный смысл.

3. Учебно-методические компетенции  развивают способность самостоятельно осваивать новые знания, умения и способы действий, а также постоянно обогащать свою профессиональную компетентность. Задача педагога - развивать потребность студента к самостоятельному освоению новых знаний, формированию собственной методической и научной базы. Большая роль при реализации данных компетенций отводится дистанционному обучению.

    Реализуя эти компетенции, колледж уделяет большое внимание оснащению библиотеки новой учебной и методической литературой, с учетом  профилей подготовки. Фонд библиотеки составляет около 60 тысяч экземпляров, 92% основной учебной и методической литературы имеет гриф Ведомственных Министерств. В библиотеке функционирует Центр правовой информации, база данных содержит свыше 110 тысяч правовых документов. И тем не менее, еще предстоит решить одну из серьезных задач: организация управлением  учебно -методической работы студентов. Для решения этой задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

–     Как обучаемый работает с информацией?

–     Какая мотивация движет им?

–     Как будет действовать при обучении и самообучении?

–     Какую организацию жизни имеет?

–     Как взаимодействует с внешним миром?

–     Какой стрессоустойчивостью обладает?

–     Как преподаватель работает с информацией?

–     Как организовать управление и самоуправление процессом познания с учетом индивидуальности каждого обучаемого?   

–     Какой технологией воспользоваться?

     Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда педагог и студент  разделены пространством. При этом следует различать понятия "образование" как система и как процесс, соответственно, понятия "учебно-воспитательная система" и "учебно-воспитательный процесс".        Ключевое слово воспитание, которое  необходимо для распознавания объекта обучения и выбора метода обучения. Зададимся вопросом, как заниматься воспитанием дистанционно и как выбрать наиболее эффективный метод обучения, не зная объекта управления (обучаемого).  С моей точки зрения, дистанционное обучение не может, в полной мере, обеспечить качество и эффективность профессионального образования при подготовке  специалистов среднего звена, так как воспитательный процесс в колледже играет не менее важную  роль, чем познавательный.

     4. Специальные компетенции  показывают  подготовленность студента к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Это компетенции, обеспечивающие выполнение конкретного действия или профессиональной задачи.

     Данная группа компетенций  отражена   в ФГОС СПО, каждой реализуемой в колледже специальности в виде профессиональных компетенций. Условием для реализации является материально – техническая база колледжа, социальные партнеры колледжа, предоставляющие объекты практического обучения. В колледже функционирует программа целевого оснащение образовательного процесса современным учебным и производственным оборудованием. Осуществлен ремонт учебных корпусов и студенческого общежития, газовой котельной и столовой, заменены инженерные коммуникации, куплены машины и оборудования для подготовки студентов по дополнительным рабочим профессиям. Все  здания оснащены системой противопожарной  безопасности и видеонаблюдением. В колледже созданы условия для комфортного обучения и проживания студентов.

     Но реализация данной  компетенции зависит не только от условий, созданных в учебных заведениях, но от ряда объективных факторов, влияющих на подготовку профессиональных кадров, таких как:

–     слабая профориентация порождает огромное количество посредственных специалистов во всех сферах жизни;

–     отсутствие мотивации у студентов;

–     быстрая  устареваемость знаний, невозможность усвоить огромный объем постоянно меняющейся информации;

–     часто изменяемая нормативная база и технологии;

–     все возрастающие требованиями к знаниям IT технологий;

–     слабая междисциплинарная увязка;

–     отсутствие гибкой реакции на кадровые потребности рынка;

–     недостаточная практическая подготовка студентов.

     5. Социальные компетенции призваны формировать способность студента ориентироваться в социально-экономических условиях региона, взаимодействовать с людьми разных социальных групп, этнической и религиозной принадлежности, вырабатывать толерантность, проявлять сопряженность личных интересов с потребностями организации и общества.

     Особую роль в формировании современного  специалиста колледж отводит социальным партнерам. В современных условиях актуализируется вопрос о формировании новой системы отношений между образовательными учреждениями и организациями, союзами работодателей, службой занятости, то есть со всеми, кто является потребителем образовательных услуг и источником финансового благополучия образовательного учреждения. Нашими социальными партнерами являются более 75 организаций Брянской области.

      Эффективная организация социального партнерства позволяет учебному заведению:

- получить доступ  к информации о рынке труда;

- учитывать требования работодателей по содержанию образования;

- получить новые возможности  для организации проведения производственной практики;

- расширить трудоустройство выпускников.

     Однако реализовать все возможные направления работы пока не удается. Необходимо разработать механизм интеграции знаний, предоставляемых учебным заведением и практических знаний, приобретаемых в процессе производственной деятельности для формирования единого информационного пространства и индивидуализации подготовки обучающихся. Ключевая роль в интеграции знаний принадлежит информационным технологиям.

     6. Ключевые компетенции это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Реализация этих компетенций возможна и через  воспитательную работу, которая  направлена на:

- формирование научных представлений о здоровом образе жизни и умение вести его;

- формирование умений сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;

- сохранение преемственности и продолжение традиций нашего народа.

    В колледже функционирует  комплексная программа воспитания и развития личности, здоровьесберегающие программы,  программы профилактики наркозависимости и алкоголизма подростков, развитие  физической культуры и спорта. Наши студенты активные участники региональных, областных, районных художественных и спортивных мероприятий: конкурса «Студенческая весна», праздников «Дня города» и «Дня здоровья». По итогам областного конкурса «Студенческая весна», в 2010 году студенты колледжа  8 раз становились лауреатами конкурса,  2011 году –  7 дипломантов конкурса. Студенты принимают участие в областных мероприятиях «Слет студентов – активистов ССУЗов», «Лагерь актива», участвуют в научно – практических конференциях, семинарах, конкурсах и проектах. В 2010 году наши студенты стали победителями конкурса творческих работ «Победа деда, моя победа!» и конкурса чтецов, посвященного 65-летию Победы в  ВОВ. Все воспитательные мероприятия проходят с использованием компьютерных технологий.

     В заключении хочется отметить, что колледж стремится создать необходимые условия  для реализации компетентностного подхода в профессиональном  образовании  посредством  применения информационных технологий. Основными направлениями работы, в связи с этим,  являются: 

     интеграция современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий в учебный процесс;

–      реализация электронно-образовательных ресурсов для различных форм получения образования;

–      экспертиза электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных программ;

–     переход от книжного обучения к активному обучению, в связи с высокой скоростью устаревания знаний и необходимостью проектирования знаний (компетенций);

–     применение личностно - ориентированных методик обучения в течение всего периода обучения;

–     выработка у обучаемых познавательного механизма работы с электронным обучением на целенным на самоподготовку и самообучение;

–     создание условий для сетевого информационного  взаимодействия образовательных технологий и работодателей;

–     проведение обучающих семинаров для преподавателей по актуальным проблемам электронного образования.

наверх

Ссылки

  • Нормативные документы

  • Инновации и технологии

Ссылки

  • Повышение квалификации

  • Консультации

Ссылки

  • Всероссийские мероприятия

  • Наши проекты

Ссылки

  • Интернет-магазин



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее