Развитие орфографической зоркости младших школьников
началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. В чем же причина? И как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Этими вопросами часто задаются многие учителя, методисты и ученые. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности — главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Этапы развития орфографической зоркости. В современной методике обучения орфографии утвердился подход, что основным содержанием является развитие орфографической зоркости, а не изучение правил. Орфографические умения включают в себя способность обнаруживать орфограммы, определять их тип и соотносить с определенным правилом, а также исполнять действие в соответствии с правилом. Для развития навыков орфографической зоркости на уроках русского языка необходимо начинать работу с детьми с момента начала изучения букв. Например, на основе объяснения несоответствия произношения и написания (например, слова «пенал», «снег») и введения понятия «опасное место», чтобы подчеркнуть возможность ошибки. Орфографические правила должны вводиться через выполнение соответствующих упражнений и поэтапное использование памятных материалов для работы над ошибками. Также следует развивать фонематический слух, обучать правильному списыванию текста и внушать интерес к чтению, чтобы расширять словарный запас детей. При формировании орфографической зоркости младших школьников можно выделить несколько этапов: 1. Обучение постановке ударения, используя задания, где написание соответствует произношению. 2. Слова орфографической зоркости, где написание отличается от произношения. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного — как «опасного места» в слове. 3. Работа над правописанием безударных гласных. Например, использование упражнений с пропуском сомнительных гласных. 4. Обучение умению проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой в случаях, когда произношение и написание неоднозначны. Возможны упражнения на замену букв. 5. Развитие слухового восприятия, особенно в отношении различия звуков и букв в словах. Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости. Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость. Вот некоторые из них. 1. Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. 2. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. 3. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала учитель вместе с учащимися разбирает правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку. 4. Письмо под диктовку. Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Читает слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагается ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. 5. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. 6. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. 7. Творческие работы. Этот вид задания вызывает много положительных эмоций у ребят, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля. 8. Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы. Ученикам представляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами. 9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. 10. Зрительно-слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во II классе в I полугодии я продолжаю писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. Для II-III классов за основу беру диктанты И.Т. Федоренко, значительно их расширив. 11. Игры, развивающие орфографическую зоркость. Например: Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова. Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить. Найди «опасное место». Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши. Дуб, папа, лес, мягкий, коза, зима. Осина, стол, парта, лесной, кот. Игра "Соответствия". - Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками. - Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки). Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой. Игра "Узнай меня". Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм. Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает) Игра «Секретный кружочек». С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивает успешное выполнение первых этапов орфографического действия: нахождения и опознавания орфограммы.