Статья «Работа школьной библиотеки по привлечению детей к чтению»
Школьная библиотека — это информационный центр для учащихся и учителей школы. Задача каждого библиотекаря привлечь как можно больше детей, создать наиболее благоприятных условий для обслуживания читателей библиотеки. Я серьезно отношусь к проблеме активизации детского чтения. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует меня как и каждого библиотекаря, и я в меру своих сил пытаюсь изменить положение дел.
Я делаю все, чтобы детям было здесь интересно, от того, насколько комфортно чувствует себя читатель, впервые перешагнувший порог библиотеки, зависит, будет ли он приходить в библиотеку потом, когда станет старше. Стараюсь, чтобы нашим читателям и тем, которые в будущем станут ими, было здесь комфортно и уютно.
При организации библиотечного дела я руководствуюсь следующими принципами: наглядность, эстетичность, простота поиска, доступность.
Я понимаю, что для современного пользователя немаловажным фактором для посещения библиотеки является ее оформление. Поэтому стараюсь сделать все очень доступным и приятным к восприятию. Книжные стеллажи оформлены в виде сказочных теремков с различными орнаментами. Так стеллажи с русской, советской и классической литературой оформлены русским орнаментом, а стеллажи с казахской литературой оформлены казахским национальным орнаментом.
Интересные, яркие и красочно оформленные детские выставки помогают ребенку ориентироваться в огромном пространстве информации. Здесь девчонки и мальчишки окунаются в мир «Книжных сокровищ», знакомятся с творчеством писателей-юбиляров на выставке «С днем рождения, писатель!» и книг - юбиляров «С днем рождения, книга!», зачитываются книгами с выставки «Книги ищут друзей», знакомятся с книжными новинками «В гостях у новой книжки» и т.д.
Чтобы обеспечить простоту поиска нужной литературы, организую расстановку книжного фонда следующим образом:
Художественная литература изучаемая по школьной программе расположена на стеллажах по алфавитному принципу от А до Я. Литература предназначенная для свободного чтения ребят размещена на тематических полках, что позволяет ребятам быстрее найти интересующую их книгу.
Отдельно размещена справочная и методическая литература по предметам. Такая расстановка книжного фонда позволяет организовать наибольшую доступность читателей к имеющейся литературы в библиотеке.
Я делаю все для того, чтобы наши читатели заходили в библиотеку чаще, и каждый визит дарил им радость. Отношусь к ребенку с должным уважением.
Немаловажным фактором привлечения детей к чтению является проведение внеклассных мероприятий таких как: библиотечные уроки, литературные вечера, «Информины», мероприятия согласно календаря праздничных и знаменательных дат, круглые столы, викторины и т.д.
Для привлечения детей в библиотеку в своей работе применяю игровые элементы, конкурсы, ребусы, викторины. Вовлеченные в конкурсы и мероприятия, многие дети увлекаются процессом чтения лучших внепрограммных произведений современных казахстанских, русских и зарубежных авторов. После таких мероприятий интерес к чтению растет, заметно увеличивается посещаемость библиотеки и это меня радует.
Ну и самое главное: каждого читателя встречаю доброжелательно и приветливо, я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно улучшая интерьер с целью привлечения новых читателей. Я прилагаю максимум возможностей для организации доброй, уютной атмосферы, с помощью которой прививаем в детях любовь к книгам.