Организация дистанционного обучения в начальной школе
(Терзалова Т.В., МАОУ «Школа №176» г. Нижний Новгород)
Я - учитель начальных классов с многолетним стажем, с опытом организации работы в начальной школе. Я стараюсь всё время научиться новому, познакомиться с новейшими технологиями обучения. Такой новой технологией стала для меня организация дистанционного обучения. И если бы ещё 5 -7 лет назад мне сказали, что я этим буду заниматься, не поверила бы.
Кризис, вызванный новым опасным коронавирусом, потребовал экстренных мер для снижения рисков распространения инфекции в разных сферах жизни и деятельности людей. В сфере образования в качестве такой меры был выбран экстренный перевод учебного процесса в дистанционную форму с применением технологий электронного обучения. Такая установка, в принципе, соответствует современному уровню доступности цифровых технологий для большинства населения страны.
В первый момент у детей восторг, ведь не нужно ходить в школу, достаточно просто появиться в интернете и ты посетил занятие. Но, восторг быстро исчезает – вроде дома, как на каникулах, и в то же время вроде в школе, потому что надо учиться, своевременно сдавать домашние задания и получать отметки. А это вносит неорганизованность и тревогу в жизнь школьников, стресс и напряжение - в жизнь родителей. Им теперь необходимо постоянно контролировать своих детей, выполнять домашнее задание вместе с ребенком, особенно если он учится в начальной школе. А также внимательно следить, чтобы он не просто сидел в планшете, а действительно учил уроки, выполнял задания.
Учителя работали в 3-4 раза больше обычного, потому что столкнулись с гигантской нагрузкой, неорганизованностью учеников, с их беспорядочным режимом дня, непониманием многих требований и агрессией отдельных родителей.
Учителя, как и ученики, разделились на несколько категорий. Одни готовы принять дистанционное обучение, умеют организовать свою работу и работу детей в этой форме, другие категорически ее не приемлют, и учиться не хотят (кто-то в силу своих убеждений, кто-то в силу возраста). Первые признают, что дистанционная система обучения действительно дает возможность для саморазвития обучающегося, помогает оценить собственные возможности и навыки, мобилизовать познания материала, а вторые опровергают это.
В школе давно введен электронный журнал, т.е. обучающиеся привыкли получать задания через электронный журнал, родители привыкли контролировать отметки. Но при массовом переходе на дистанционный формат из-за большой нагрузки на интернет электронный журнал стал давать сбой, приходилось искать выход из этих ситуаций. Выход находился, но это занимало время, все участники образовательного процесса периодически сталкивались с техническими неполадками. Но и в этих случаях учителя находили решение: общение по электронной почте, школьники пользовались специальными приложениями, которые можно скачать на мобильный телефон. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена, т.к. младших школьников родителям все равно приходится контролировать и помогать им, потому что они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием.
В идеале к положительным факторам дистанционного обучения можно отнести следующие моменты:
1. Дистанционно можно обучаться везде, где есть интернет.
Ребенок учится самостоятельно при дистанционном обучении, что исключает репетиторство.
2.Время и темп занятий ребенок выбирает сам, поэтому может учиться по индивидуальному плану.
Возможность прогулять урок сведена к минимуму.
Есть возможность обучаться во время болезни.
3.Любой учебный материал (онлайн учебники, дополнительный материал) доступен в электронном виде, можно выбрать более подходящий, понятный, доступный для усвоения.
4.Застенчивые, стеснительные ученики, испытывающие комплексы при публичных выступлениях, ведут себя при дистанционном обучении более раскрепощенно, менее тревожно.
5.Отсутствуют внеклассные мероприятия – классные часы, школьные линейки, дежурства.
6.У ребенка появляется больше свободного времени при правильной расстановке действий и сил.
7.Совместное участие в учебном процессе детей и родителей.
Тренд на дистанционное обучение появился, но его плюсы для многих учителей оказались неочевидны, так как каждый учитель столкнулся с трудностями и собственными ограничениями. А поэтому, рассмотрим минусы дистанционного обучения:
1.При дистанционном обучении развивается клиповое мышление. Да, это защищает мозг от информационной перегрузки, ускоряет реакцию человека, развивает многозадачность - сетевое поколение людей может одновременно слушать музыку, редактировать фото, общаться в чате и делать при этом уроки. Но, клиповое мышление снижает способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости.
2.Обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» очного образования. Например, процесс письма под диктовку учителя развивает скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.
3.Неумение учителя разбираться в цифровых технологиях, и способность научить пользоваться ими детей и родителей, причем в короткий срок, без инструкций.
4.Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение. Учителю трудно перестроиться на формат видеоконференции или общего чата, так как он испытывает недостаток личного общения, привык держать в поле зрения всех детей, а сейчас испытывает затруднения. Для этого надо освоить инструменты дистанционного обучения, и иметь более длительную практику их применения.
5.Учителю приходилось разрабатывать новые формы контроля и способы мотивации тех учеников, которые решили, что при дистанционном обучении вообще можно не учиться. А такие есть всегда, и есть семьи, в которых за учебой ребенка контроль изначально не присутствовал.
6.Отсутствие границы между свободным и рабочим временем учителя, и всех сотрудников школы, кто работает удаленно. Поэтому из-за колоссальных перегрузок высокая утомляемость.
7.Зависимость учителя и ученика от технических средств. Трудно планировать, разрабатывать эффективные стратегии онлайн обучения, сохранять хладнокровие, когда западает техническая сторона вопроса: не каждый ребенок может выйти на урок, потому что другой член семьи занял компьютер, пропал интернет, сел телефон, не грузится материал, перегружен сервер, отключили свет, и т.д..
8.Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходилось тратить на техническую организацию урока.
9.Нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий и задач. Это отмечает большинство учителей.
Таким образом, дистанционное обучение не дало возможности расслабиться ни учителям, ни детям, ни их родителям. Факт перехода обучения в дистанционную форму показал, что современные технологии позволяют перевести в удаленный формат почти все этапы учебного процесса, отдельные темы из курсов учебного плана, на которых происходит закрепление, обобщение, повторение изученного материала. Но к этому должны быть хорошо подготовлены все участники образовательного процесса и техническая система обеспечения такой формы обучения.
2