ЖЕРНАКОВА Н.А.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКЗАМЕН ТКТ
(МБОУ Городская гимназия г. Димитровграда)
The Teaching Knowledge Test (TKT) - это Кембриджский экзамен для преподавателей английского языка, проверяющий их знание методики преподавания своего предмета.
Экзамен предназначен для всех тех, кто-либо только собирается стать преподавателем английского языка, либо уже таковым является и работает в каком-либо учебном учреждении (школе, колледже, университете, языковых курсах). Наличие опыта преподавания для прохождения экзамена необязательно.
Успешное прохождение экзамена - это свидетельство профессионального роста, официальное подтверждение профессионализма учителя и возможность получения более высокого разряда.
К кандидатам на сдачу экзамена не предъявляется каких-либо специальных требований (например, наличие опыта преподавания). Единственное условие - это знание языка на уровне Intermediate, что соответствует уровню B1 согласно терминологии Общеевропейской шкалы определения уровня владения языком Совета Европы. Для сдачи модуля KAL требуется более высокий уровень - В2 (Upper-Intermediate). Официального подтверждения знания языка для прохождения экзамена не требуется.
Экзамен проверяет именно теоретические знания, но не педагогические способности кандидата.
Экзамен состоит из трёх основных модулей:
Знание теоретических основ преподавания языка, различных методов и приемов обучения английскому языку.
2. Планирование урока и использование дополнительных пособий, ресурсов и материалов
3. Способы организации учебной деятельности и роль преподавателя в этом.
4. Дает формальное подтверждение практическим навыкам преподавания.
Дополнительные модули:
CLIL (Content and Language Integrated Learning) проверяет знания, необходимые учителю для преподавания ряда учебных предметов на английском языке.
KAL (Knowledge About Language) Модуль проверяет знания в области лингвистики (лексикологии, грамматики, фонологии и дискурса), которыми должен обладать преподаватель английского языка.
YL (Young Learners) проверяет знание особенностей обучения детей раннего возраста от 7 до 12 лет.
Каждый из основных и дополнительных модулей может сдаваться отдельно, не зависимо от прохождения других модулей.
Каждый модуль состоит из 80 вопросов и продолжается 1 час 20 минут. Типы заданий - подобрать пары, выбрать правильный ответ из трёх предложенных, найти лишнее. За каждый правильный ответ даётся один балл.
Оценка результатов
Каждый модуль оценивается отдельно, и за каждый модуль выдаётся отдельный сертификат. Результаты по каждому модулю представлены одной оценкой из четырёх:
1 - означает наличие ограниченных знаний в области данного модуля
2 - констатирует наличие базовых систематических знаний у кандидата
3 - показывает хорошие знания в области данного модуля
4 - означает наличие обширных и глубоких познаний в методике
При любом результате прохождения экзамена выдаётся сертификат, т.е. экзамен "провалить" нельзя.
Под знанием методики преподавания английского языка в данном экзамене подразумевается следующее:
Модуль №1.
Система языка и основы теории овладения языком и преподавания языка
знание лингвистической терминологии описания грамматической, фонетической и лексической систем английского языка, а также речевых функций
знание навыков и умений четырех видов речевой деятельности (говорение, письмо, аудирование и чтение)
знание теоретических основ процесса овладения языком и знание факторов, влияющих на процесс овладения языком, а именно: мотивация, объём и способы предъявления языкового материала, объяснение грамматики; индивидуальные особенности учащегося (индивидуальный учебный стиль, выбираемые учащимся учебные стратегии, возраст учащегося, наличие предыдущего опыта изучения иностранного языка),
умение анализировать ошибки в речи учащихся и ту информацию, которую они несут;
знание отличий процесса изучения иностранного языка от процесса овладения родным языком;
умение учитывать специфические языковые потребности учащегося;
знание теоретических основ преподавания языка и знание различных методов и приёмов обучения языку, а именно: способов подачи нового материала, типов упражнений и заданий на развитие речевых и языковых навыков, видов контроля;
знание соответствующей методической терминологии для описания учебного процесса
Модуль №2.
Планирование урока и использование дополнительных ресурсов
умение планировать урок и систему уроков, а именно: умение определить цели урока, выбрать модель построения урока и провести его поэтапное планирование;
знание структуры урока и отдельных этапов урока;
умение структурировать этапы урока в соответствии с поставленными целями и потребностями учащихся,
умение выбрать наиболее подходящую форму текущего и итогового контроля в соответствии с этапом и целями обучения определённой группы учащихся
умение подобрать дополнительные пособия и материалыМодуль №3.
Ведение и ход урока
умение вести урок на языке, адаптируя его к уровню учащихся, а именно: умение правильно объяснить задание, вести вопросно-ответную работу, помочь учащемуся правильно оформить своё высказывание на языке, объяснить значение нового слова умение понять коммуникативную интенцию высказывания учащегося в классе
умение определить характер ошибки учащегося
знание способов организации учебной деятельности на уроке с целью её активизации
знание функций и роли учителя и учащихся на уроке
знание групповых форм работы на уроке и умение их использовать
умение исправлять ошибки
умение правильной подачи оценочных комментариев к ответам учащихся