Активизация познавательной деятельности обучающихся.
Активизация познавательной деятельности обучающихся проводится учителем через дополнительное образование, проявляющих интерес к математике, а так же проведение нестандартных уроков: КВН, Что? Где? Почему?, Деловая игра, Викторина, конференция ит.д.
Все это позволяет возбуждать и поддерживать у учащихся интерес к математике и желание заниматься ею дополнительно как под руководством учителя, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельностью по приобретению новых знаний, т.е. путем самообучения.
Рассмотри в качестве примера математическую викторину «Что, где, почему?». Данный вид состязаний заимствован из телевизионной викторины «Что, где, когда?». Для ее проведения вопросы готовятся заранее. Их подбирают и учитель и ученики. Важно, чтобы задания были посильны для решения в течении 1-3 минут. Это программные вопросы, примыкающие по трудности к тем, что включаются в контрольные вопросы на логическое мышление, соответствующие по сложности данной возрастной категории обучающихся. Ученикам важно показать, что в учебниках математики содержится много познавательной информации, которая на первых порах пригодится для того, чтобы стать победителем состязаний, а в дальнейшем для применения в практической деятельности.
В учебниках математики для 5 класса традиционно помещается следующая информация:
Их пшеницы получается 80% муки
Молоко дает 25% сливок, а сливки дают 20% масла
Масса одной пчелиной ноши нектара около 6 мг и т.д.
Зная ее, ученики могут ответить на вопросы викторины.
В школьную столовую привезли 100 кг муки. Сколько пшеница нужно было для нее вырастить?
Одному ученику в столовой на завтрак дают 20 граммов сливочного масла. В школе 900 учащихся. Сколько молока должно быть надоено на ферме, чтобы получить нужное количество масла?
Сколько вылетов должна сделать пчела, чтобы накопить в улье 100 гр меда?
Так как задавшие вопросы зрители находятся здесь же, то они подтверждают правильность ответа или же дают аргументированные обоснования допущенной командой знатоков ошибки. Поскольку викторина математическая, а кругозор учащихся еще недостаточно широк, целесообразно заранее предложить зрителям и команде список математической литературы, с которой нужно ознакомиться до состязания. Вопросы задаются такие, чтобы ответ содержался в указанных книгах. И хорошо, если среди них окажется школьный учебник. Это только поднимет его авторитет в глазах обучающихся.
Разнообразие заданий поддерживает интерес учащихся. Успехи победителей поощряются и достижения отмечаются в специальных бюллетенях.
Ученические конференции стимулируют самостоятельную работу учащихся над книгой. Учат добывать знания, анализировать их, обобщать, готовить конспект к выступлению.
Сообщая на конференции присутствующим о прочитанном и усвоенном, участвуя в обсуждении других сообщений, ученик углубляет свои знания и повышает математическую культуру.
Большой популярностью у обучающихся пользуются конкурсы по разгадыванию кроссвордов и решению задач.
Решение задач – это важная сфера приложения их интеллектуальных сил, средство проявить активность, самостоятельность, приложить энергию и удовлетворить естественное желание к деятельности в условиях состязательности.
Математические задачи могут предлагаться по изучаемому материалу и по материалам ЕГЭ, а так же олимпиадные задачи.
В 8 и 9 классах учащихся привлекают конкурсы по самостоятельному составлению задач по данным, полученным во время учебных экскурсий или справочной литературы.
Все это является важным дидактическим средством активизации познавательной деятельности обучающихся.